Козырная карта АСИ

Русский бизнес
Москва, 30.09.2013
«Эксперт Северо-Запад» №39 (636)

Фото: агентство стратегических инвестиций

Весной 2013 года в Петербурге было учреждено Северо-Западное представительство Агентства стратегических инициатив (АСИ создано два года назад правительством РФ). Некоммерческая организация поддерживает бизнес-проекты и работает над улучшением инвестиционного климата в регионе. Как агентство собирается решать проблемы предпринимателей, рассказал его глава по СЗФО, известный петербургский бизнесмен, основатель сети гипермаркетов «Метрика» Евгений Лебедев:

– Работа агентства сконцентрирована по нескольким направлениям. Первое – реализация дорожных карт Национальной предпринимательской инициативы. Дорожная карта представляет собой пошаговый план поддержки развития предпринимательства и снижения административных барьеров в строительстве, энергетике, таможенном и налоговом администрировании. Сегодня на федеральном уровне утверждены девять таких карт, по каждой есть распоряжение правительства и созданы экспертные группы. Ключевая работа агентства – не допускать лишних трат на поиск уже существующих решений.

Кстати, одной из первых была принята дорожная карта регионального инвестиционного стандарта, она работает во многих субъектах РФ. В карту заложены конкретные шаги для улучшения инвестиционного климата. Стандарт состоит из 15 пунктов, например, разработка инвестиционной стратегии субъекта, организация обратной связи губернатора региона с инвесторами и жителями, формирование инвестиционного совета региона.

Я считаю, что нужно сделать инвестиционный стандарт не формальным, а реальным и регулярным инструментом, которым бы пользовались органы исполнительной власти.

Приведу пример успешной работы главы региона с инвесторами – личный сайт губернатора Псковской области Андрея Турчака. Мне кажется, это эффективный способ обратной связи. Видно, что популярность ресурса высока, ответы на вопросы постоянно обновляются. Таким образом инвестор может напрямую обратиться к руководителю региона, будучи уверенным, что вопрос не останется не замеченным.

Второе направление работы агентства – мониторинг состояния делового и инвестиционного климата в регионах СЗФО, оценка результативности принимаемых органами исполнительной власти мер в сфере поддержки бизнеса.

И третье направление работы – продвижение конкретных проектов АСИ, инициированных бизнесменами или активными гражданами на федеральном, а чаще региональном уровне. Эти проекты сформированы по трем группам: поддержка нового бизнеса, молодые профессионалы и социальные инициативы. У агентства также есть свой финансовый инструмент поддержки бизнес-проектов – фонд «МИР». Фонд входит в капитал проектов, осуществляет их докапитализацию. Главные требования к проектам – окупаемость до десяти лет и использование новых технологий или идей.

Мы активно изучаем региональный опыт. Например, в Пскове реализуется интересный проект «Интеграционные мастерские», помогающий социализации людей с ограниченными возможностями. В рамках программы также проводится обучение социальных работников по современным методикам. Этот опыт может быть полезен и другим регионам.

Есть интересные инициативы в других сферах. В Калининградской области проблему нехватки мест в детских садах решают, используя модульные технологии при строительстве зданий дошкольных учреждений. Это актуально и для Ленинградской области, поэтому мы предложили применять наработанный опыт губернатору Александру Дрозденко.

– Что реализовано из дорожных карт?

– На заседании правительства России 23 сентября рассматривалось исполнение дорожных карт. Данные, которые назвал глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, свидетельствуют, что предстоит сделать еще очень многое. Из 173 мероприятий дорожных карт по улучшению инвестиционного климата выполнены 84 предложения, 40 реализуются, 52 не исполнены. Лучше всего, по мнению министра, исполняются дорожные карты по энергетике, поддержке экспорта, таможенному администрированию и регистрации недвижимости. Больше всего неисполненных мероприятий – в сфере строительства и развития конкуренции.

Концептуальный подход

– Вы упомянули о необходимости создать социально-экономические стратегии развития в регионах. В администрации Петербурга не первый год обсуждается такой документ, ранее он назывался «Стратегия 2020», сегодня – «Стратегия 2030», но пока так и не принят. Как, по-вашему мнению, нужно правильно выстраивать инвестиционную стратегию?

– Очевидно, что гораздо легче инвестировать в регион, когда есть понимание, в каком направлении развивается его экономика, как лучше построить кластерную политику, какое место он будет занимать в международном разделении труда и какие у него в этом перспективы. Разработка и утверждение инвестиционной стратегии региона – один из ключевых пунктов исполнения инвестиционного стандарта. Практически со всеми субъектами СЗФО идет работа в этом направлении: первой подписала соглашение с АСИ Ленинградская область, позже в рамках Петербургского экономического форума было заключено соглашение с Санкт-Петербургом.

Каждый регион самостоятельно определяет инвестиционную стратегию с учетом своих территориальных и социально-экономических особенностей. Однако на практике часто возникает ситуация, когда конкуренция между субъектами за крупного инвестора приводит к тому, что сам инвестор получает больше преференций, нежели территория, куда он пришел.

Поэтому, мне кажется, стоит подумать о согласованной позиции по размещению крупных инвесторов, например, организуя диалоги на уровне института полномочного представителя президента.

Хорошо бы строить инвестиционную политику прагматичнее. Формирование стратегии – это отлично, но нужна конкретика. Например, формирование на уровне субъекта топ-100 потенциальных инвесторов, списка совершенно конкретных компаний, которые регион отмечал бы для себя, как целевую группу и работал с ними напрямую в рамках директ-маркетинга.

Я уверен, что можно найти массу аналогий между Ленинградской и Московской областями. Оба региона располагаются рядом с крупнейшими российскими агломерациями. Почему бы не сделать анализ работы московских инвесторов, имеющих бизнес в области и не предложить мультиплицировать их бизнес в Ленинградской области?

Убежден, при формировании инвестиционной стратегии нам необходимо использовать кластерный подход, который отвечает запросам глобального рынка. Сегодня мы наблюдаем недостаточно разработанный инструмент поддержки кластеров. От декларации необходимо перейти к эффективным инструментам. Уже прошло то время, когда Форд на одном заводе и сталь варил, и машины собирал. Предположим, если регион в своей инвестиционной стратегии делает ставку на деревообработку, почему не сформировать сеть лизинговых центров, которые будут поставлять в регион деревообрабатывающее оборудование и технологии? Как это делает «Росагролизинг», который имеет практику развития собственных кластеров.

– Сегодня растет дефицит бюджета Петербурга, в 2014 году этот показатель может превысить 50 млрд рублей. Чем можно пополнить бюджет? Как привлечь инвесторов?

– Мы должны перестать сдерживать бизнес. Нужно избавить его от лишних затрат и преград. Все необходимые действия перечислены в дорожных картах и в инвестиционном стандарте. Кроме того, в Петербурге создан Штаб по снижению административных барьеров, в который войдут бизнесмены, представители власти и эксперты. Заседания штаба предполагается сделать публичными, на них будут решаться реальные проблемы. Штаб должен стать инструментом системного взаимодействия бизнеса и власти, который на примере конкретных обращений с помощью предпринимателей и экспертов, поможет последовательно разрешать проблемы, мешающие развитию предпринимательства в нашем городе.

Обратная связь

– Занимается ли АСИ оценкой инвестиционной политики и климата в регионах?

– Да, сегодня агентство совместно с фондом «Общественное мнение» и ИТАР-ТАСС составляет национальный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов. Это публичный рейтинг, в нем могут участвовать предприниматели, представители власти, жители. В методике исследования достаточно много критериев. Рейтинг составляется по отраслям. Например, при оценке доступа к энергетической инфраструктуре сравниваются результаты подключения объекта мощностью до 15 квт в разных регионах по определенным показателям: время, издержки и прочее. Мы выясняем опыт предпринимателей, сравниваем эффективность реализации проектов. Если не получать обратной связи, то как двигаться по дороге с встречным движением? Такой рейтинг и есть обратная связь.

– Рейтинг проводится по всей России? Когда появятся промежуточные результаты?

– В ноябре мы подведем итоги субнационального рейтинга по оценке условий ведения предпринимательской деятельности по четырем первым дорожным картам. Я как руководитель представительства АСИ по Северо-Западу, заинтересован в том, чтобы помочь субъектам нашего федерального округа подняться в этом рейтинге. Уверен, для этого у нас есть все возможности. Северо-Западный регион должен стать лидером позитивных перемен.

Санкт-Петербург

Дорожные карты НПИ

  1.  Повышение доступности энергетической инфраструктуры
  2. Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта
  3. Совершенствование таможенного администрирования
  4. Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства
  5. Оптимизация процедур регистрации предпринимателей
  6. Оптимизация процедур регистрации собственности
  7. Повышение качества регуляторной среды для бизнеса
  8. Расширение доступа субъектов среднего (и малого) предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием
  9. Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики
  10. Создание национальной системы компетенций и квалификаций
  11. Совершенствование налогового администрирования  

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №39 (636) 30 сентября 2013
    Экономическое развитие
    Содержание:
    Реклама