Кризис экономического жанра

Тема недели
Москва, 30.09.2013
«Эксперт Северо-Запад» №39 (636)

Фото: Interpress / Елена Пальм

Власти Петербурга и Ленинградской области прогнозируют значительное уменьшение доходной части бюджетов в следующем году. В городе, например, вместо заложенных в бюджет Петербурга на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов доходов в размере 412,5 млрд рублей теперь ожидаются всего 404,4 млрд, вместо ожидаемого дефицита 19,9 млрд рублей – 39 млрд. По итогам первого полугодия 2013 года индекс промышленного производства (ИПП) в городе сократился до 99,4%, инвестиции в основной капитал – до 86,2%. В области ИПП снизился до 93%, инвестиции в основной капитал – до 60%. В перспективе до 2016 года стагнация, по оценкам чиновников, продолжится, в связи с чем администрации обоих регионов планируют затянуть бюджетные пояса.

Панацеи от экономических бед каждый регион должен будет вырабатывать свои, хотя механизмов воздействия на экономику на региональном уровне не так уж и много. Расставляя приоритеты в условиях растущего дефицита бюджетов, регионам придется не только определить отрасли, на которые будет сделана ставка в ближайшие годы, но и проработать эффективную систему их поддержки – низкозатратную и с максимальной отдачей.

Насколько зависимы Петербург и Ленобласть от экономических общероссийских трендов и что может стать драйвером роста для двух регионов? Как вывести город и область на новый уровень социально-экономического развития? Какие инструменты могут быть использованы для увеличения доходной части бюджетов? Эти вопросы обсуждались на круглом столе, организованном редакцией журнала «Эксперт Северо-Запад».

Бюджет больше не драйвер

По мнению директора фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Владимира Княгинина, чтобы удержать экономику «на плаву», регионам придется применять совсем не тривиальные ходы. «Темпы роста экономики должны быть не ниже 4-4,5%. Аналогичные показатели в ближайшие годы будет демонстрировать зарубежная экономика, а это значит – там появятся новые объекты для инвестиций. И если мы обеспечим рост 4-4,5%, то сможем обеспечить себе достаточное количество ресурсов, чтобы развиваться – создавать рабочие места, добиваться инвестиционного притока, сбалансировать потребительский рынок, а за счет этого сбалансировать рынок в целом, – говорит Княгинин. – Иначе российская экономика рискует оказаться в противоходе к растущим рынкам Европы». Пока инвестиции стремятся в Россию, и на Северо-Запад в том числе, поскольку это гигантский рынок сбыта, но скоро может оказаться так, что размещать производства здесь станет дороже, чем в той же Европе, и товары проще будет поставлять через таможню, чем инвестировать в производства в России. Таким образом как страна в целом, так и каждый отдельно взятый регион рискуют попасть в кризис, при котором рост начнется «за их стенами». «Вопрос в том, насколько мы зависим от ситуации в стране или Европе, когда прогнозируем развитие Петербурга и Ленобласти и можно ли обеспечить рост в отдельно взятом регионе? – добавляет Владимир Княгинин. – Европейский опыт показывает, что можно. Самое плохое – если мы не используем возникшую ситуацию для структурной перестройки».

В сложившейся ситуации бюджет, который был источником инвестирования в последние пять лет, с момента кризиса 2008 года, по мнению Княгинина, драйвером экономического роста больше быть не может – денежная и бюджетная политика должны меняться. Государство долгое время выступало главным инвестором, вкладывая средства либо напрямую в крупные проекты, либо в инвестиционные проекты госкорпораций. Но такая модель исчерпала себя, и российская экономика подошла к тому порогу, когда деньги должны начинать что-то стоить.

По мнению директора АНО «Институт реформирования общественных финансов» Владимира Климанова, на регионы в значительной степени транслируется федеральная тенденция, когда бюджетные средства привлечь просто некуда – рост экономики прекратился, все значимые инвестиционные проекты подходят к логическому завершению, и властям ничего не остается, кроме как придумать проект в виде больших текущих затрат – например, доведения зарплат бюджетников до достойного уровня. Получается, не выполнять указы президента, подписанные им практически сразу после вступления на пост главы государства, нельзя, а в то же время какого-то видимого и значимого импульса развитию экономики увеличение заработных плат бюджетников, например, дать не может.

«В Москве и Подмосковье в последние годы драйверами роста были строительство и торговля, розничная и оптовая. Это те две отрасли, которые реально насыщали местный бюджет, создавали рабочие места. Но их развитие обеспечивалось в основном посредством привлечения неквалифицированной иностранной рабочей силы, что привело к ряду известных проблем – это и увеличение нелегальной трудовой миграции, то есть фактически неуплаченные налоги в бюджет, и увеличение нагрузки на социальную инфраструктуру и т. д. Поэтому, на мой взгляд, делать ставку на них не стоит», – считает Владимир Климанов.

По мнению эксперта, опираться на состоявшиеся основные источники роста, такие как налог на прибыль и на доходы физических лиц, становится все более рискованно. Даже при увеличении земельно-имущественных налогов поступления от них вряд ли смогут покрыть выпадение по налогу на прибыль.

Усложнение и углубление

Власти Петербурга и Ленобласти уже задумались о приоритетах и драйверах развития. Очевидно, что город и область в долгосрочной перспективе по-прежнему останутся ключевым транспортно-логистическим узлом страны, а Северная столица сохранит статус сильного научного и культурного центра. Это основные факторы, которые в дальнейшем обусловят автоматический приток людей в регионы, а значит и гигантский для России, Северной Европы и страны Балтии потребительский рынок. Идея развития Петербурга и Ленобласти как единого макрорегиона напрашивается сама собой,

и определив функцию центральной части петербургской агломерации и ее периферии, можно было бы добиться значительного синергетического эффекта. Например, проблему обветшалого «серого пояса» Петербурга можно было бы решить за счет развивающихся индустриальных парков Ленобласти, заодно у города высвободились бы пятна, под которые можно привлечь инвестиции в коммерческой или жилой недвижимости или других проектах. Или, синхронизировав планы развития энергетической инфраструктуры, можно было бы решить вопрос обеспечения инженерией граничащих с городом территорий Ленобласти, а значит, стимулировать жилищное строительство и повысить уровень жизни. Правда, пока регионы решают вопросы экономического развития каждый по отдельности, без оглядки друг на друга.

В Ленобласти власти уже определили, что может стать двигателем социально-экономического развития региона в ближайшие годы. Если раньше драйвером служили крупные компании, которые локализовались в Ленобласти, то в дальнейшем на инвестиции в масштабные проекты рассчитывать не приходится. «Была тенденция, когда в область приходили крупные мировые компании, прежде не представленные в России, и брали десятки гектаров земли «под себя», – говорит вице-губернатор Ленобласти – председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Дмитрий Ялов. – Теперь, судя по тому набору инвесторов, которые к нам приходят на переговоры, мы наблюдаем резкое снижение масштабов, до одного гектара. И мы каждого ценим: шансов, что у нас будут инвесторы на 100 га, способные обеспечить приличные темпы роста, не так уж много». Снижение статистических показателей инвестиционной активности в Ленобласти во многом обусловлено еще и тем, что в прошлом году завершились крупные проекты вроде «Нордстрима», который в 2012 году дал 70 млрд рублей инвестиций в Ленинградскую область из 330 млрд. Область рассчитывает, что проектом, сопоставимым по масштабности с «Нордстримом», станет проект «Газпрома» по строительству завода сжиженного газа. Но кроме этого крупных инвестиций не предвидится.

Существенную роль в областной экономике, по мнению Дмитрия Ялова, могут сыграть малые и средние предприятия. Оказывать системную поддержку на региональном уровне им проще и эффективнее, чем на федеральном, но эти процессы будут усложняться и диверсифицироваться. «В основе развития малых и средних предприятий, на мой взгляд, должна быть кластерная политика. Даже тот же девелопмент индустриальных парков в отрыве от определенной специализации развития кластеров уже сложен, – считает вице-губернатор. – И власти, и бизнес должны будут концентрироваться, тратить кучу сил и денег на создание общей инфраструктуры, уникальных конкурентных преимуществ, расположенных в каком-то конкретном индустриальном парке, чтобы туда приходили инвесторы».

Классическая для Ленобласти логистическая отрасль, за восемь месяцев нынешнего года выросшая более чем на 15%, могла бы обеспечить темпы роста областной экономики, но разумно ли запускать в этой сфере новые проекты – большой вопрос, ведь много объектов складской недвижимости уже введено и много строятся. Под вопросом в качестве залога развития и жилищное строительство, бум которого наблюдается на границе города и области. «Публично признанный факт, что проекты в относительной близости к КАД, а это прежде всего Мурино и Девяткино, и в меньшей степени – Кудрово – специфические районы, и что там будет с инженерной и социальной инфраструктурой, сложно сказать, – говорит Дмитрий Ялов. – Более того, встает вопрос, насколько такое жилищное строительство в целом соответствует стратегии развития Ленобласти, так как это, во-первых, недостаточно комфортные условия жизни для покупателей подобных квартир, во-вторых, завышенные ожидания от власти в части обеспечения социальной инфраструктурой».

Как пояснили в комитете по экономическому развитию и стратегическому планированию Петербурга, город делает ставку на повышение эффективности управления путем улучшения государственного управления и достижения сбалансированного пространственного развития. Новый территориально-отраслевой принцип, сегодня закладываемый в систему государственного планирования Петербурга, предполагает переход к развитию города по полицентрической модели с формированием в Санкт-Петербурге территориальных экономических зон. Их развитие будет проходить с учетом проблем, потребностей в социальной, транспортной, инженерной инфраструктуре и потенциала в развитии отдельных отраслей городского хозяйства.

Основные драйверы роста городской экономики определит Стратегия социально-экономического развития Петербурга до 2030 года. Завершить разработку этого документа планируется до конца 2013 года, но уже сейчас можно сказать, что в число основных приоритетов войдут развитие экономики знаний, модернизация социальной сферы, развитие жилищного строительства, промышленности на инновационной основе, а также модернизация транспортной системы города.

Условия для диалога

Бизнес видит свое развитие в условиях происходящих финансовых потрясений по-разному. С одной стороны, прогнозируемо увеличение фискального давления государства. С другой, гнаться за возмещением выпадающих бюджетных доходов, увеличивая налоги на бизнес, смысла нет – для многих предприятий в сложившихся условиях эти меры окажутся фатальными и государство может вообще лишиться части налогоплательщиков. Поэтому бизнесмены рассчитывают, что власти, наоборот, начнут выстраивать диалог с частным секторов более взвешенно и эффективно.

На диалог с властями и обновление промышленной политики очень рассчитывает промышленный сектор, по-прежнему остающийся локомотивом обоих регионов. Особенно этот вопрос актуален для Петербурга. Очевидно, в том постсоветском формате, в котором пребывает большая часть городских промышленных предприятий, они больше оставаться не могут, и промышленный сектор нуждается в обновлении как с точки зрения локации, так и с точки зрения технологического уклада. Если городской промышленности выгодно перебраться в область, наверное, целесообразно это сделать, а за счет продажи участка заодно можно провести переоборудование. Город может концентрироваться на высокотехнологичных и инновационных предприятиях, создающих рабочие места с высокой добавленной стоимостью и не наносящих ущерба экологии. О намерении сконцентрировать часть инновационных производств в городе-спутнике Южный, где, возможно, появится филиал «Сколково», на прошлой неделе заявил председатель комитета по промышленной политике и инновациям Петербурга Максим Мейксин. «Петербург очень богат на идеи, на действующие предприятия, на предприятия, которые могут быть созданы. Без участия государства развитие невозможно, но, на мой взгляд, оно пока не настроено как на работу с конкретными предпринимателями, так и на создание условий, климата, притягивающего идеи и предприятия», – комментирует исполнительный вице-президент Союза промышленников и предпринимателей СПб Николай Ковалев.

У Ленобласти, принимающей производства, которым в городе уже не место, появилась бы дополнительная возможность для создания комплексной жилой и социальной инфраструктуры для работников этих предприятий. Это и есть политика формирования петербургской агломерации. Впрочем, пока она, к сожалению, не ярко выражена.

«В последнее время по стране запущено много проектов индустриальных парков, и они заработали в тех регионах, где хорошая команда, где власти помогают и стараются привлечь инвесторов, – говорит председатель совета директоров холдинга «Теллус Групп» Елена Смотрова. – В Петербурге, например, очень много промышленных компаний, желающих создать инновационные производства, и они бы с удовольствием бы переехали из этих огромных корпусов в городе, потому что очень много денег тратят на инженерию, канализацию и воду. Но на переезд денег нет. О каком редевелопменте промышленных зон в Петербурге может идти речь?». По мнению Смотровой, город просто не использует своих возможностей для девелопмента – крупные предприятия с хорошей локализацией работают не так эффективно как могли бы, а зачастую и вовсе на ладан дышат, ибо денег на переезд нет, территории нельзя вывести из промышленной зоны, а продать малоэффективное предприятие с таким зонированием практически невозможно.

Финансовые структуры готовы к такого рода реновации. «Мы в этом году, например, презентовали продукт кредитования индустриальных парков – кредит на финансирование создания, развития площадки для размещения промышленных и инновационных производств, потому что понимаем, что это драйвер для роста, – комментирует заместитель директора головного отделения по Санкт-Петербургу Северо-Западного банка ОАО «Сбербанк России» Татьяна Логинова. – Кредит рассчитан на 12 лет и ставку около 11%, меняющуюся в зависимости от стадии реализации проекта. Думаю, для девелоперов, развивающих индустриальные парки, это очень хорошие условия».

Зависимость от федералов

К сожалению, в попытке активизировать какие-то точки роста и настроить диалог с бизнесом далеко не все зависит от региональных властей – значительная часть компетенций, в том числе в части законотворчества, находится все-таки в руках федеральных властей. «Государству на федеральном уровне пора задуматься: у нас катастрофически растет себестоимость производства. Скрытые расходы просто космические. Взять, например, последнюю историю с аттестацией рабочих мест – она привела к девятикратному увеличению нагрузки на работодателя. Или, например, расход только на молоко на одного человека на промышленном предприятии – 8 тыс. рублей в год, – говорит исполнительный директор представительства Американской торговой палаты России в СПб Мария Чернобровкина. – Если сейчас в России имеет смысл размещать производство, направленное на обслуживание внутреннего рынка, то уже на экспорт работать смысла нет. И на мой взгляд, скоро будет достигнута планка, когда вообще исчезнет смысл размещать здесь производство». Единственный выход из этой ситуации, по мнению Чернобровкиной, – усиливать законотворческую инициативу от регионов.

Перед региональными властями, по мнению Владимира Княгинина, в сложившейся ситуации стоят несколько ключевых вопросов: Откуда брать ресурсы, если государство сворачивает системы поддержки? Выдержит ли банковский сектор? Откуда мы берем проекты, если в последние годы не занимались технологической политикой? Регионы уже не смогут быть полноправными игроками на инвестиционном рынке, но могут создать инфраструктуру для того, чтобы бизнес сам находил инвестиции.

Санкт-Петербург – Ленобласть

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №39 (636) 30 сентября 2013
    Экономическое развитие
    Содержание:
    Реклама