Модернизация предприятий – лакомый кусок для проектировщика

Инновации
Москва, 30.09.2013
«Эксперт Северо-Запад» №39 (636)
Владимир Максимов: «Одно из самых перспективных направлений – сотрудничество с судостроительными предприятиями»

Фото: ОАО «Трансмашпроект»

Несмотря на официальные данные о замедлении темпов роста экономики и сокращении индекса промышленного производства, организации, проектирующие промышленные предприятия, утверждают, что заказов становится больше. Председатель совета директоров ОАО «Трансмашпроект» Владимир Максимов рассказывает о перспективе работы в сфере модернизации предприятий военно-промышленного комплекса, а также о применении инноваций и значении опыта в проектировании.

– В последние годы «Трансмашпроект» проектирует как отдельные цеха и участки машиностроительных заводов, так и новые предприятия разных отраслей, а также бизнес-центры, жилые дома и другие объекты в Петербурге и на Северо-Западе. Каков тренд 2013 года?

– В последние годы в России стала развиваться промышленность. Именно в 2013 году это стало заметно. Это повлекло за собой необходимость строительства новых и реконструкции существующих предприятий.

Если говорить о Северо-Западном регионе, знаковый для нас объект – промлощадка в Тихвине. За прошедшие 10 лет здесь совместно с группой компаний ИСТ реализованы два крупных проекта реконструкции и нового строительства – Тихвинский ферросплавный завод и Тихвинский вагоностроительный завод.

Одно из самых перспективных направлений – сотрудничество с судостроительными предприятиями.

– Заказы в этой сфере уже есть?

Мы уже плотно работаем с Крыловским государственным научным центром. Сейчас выполняем заказ на создание стенда для испытания водородных двигателей атомных подводных лодок. Планируем построить его в течение двух лет.

Заказ интересный не с точки зрения объема, а с точки зрения вхождения в отрасль. Поскольку работа, которую Крыловский центр будет выполнять на этом стенде, связана с созданием принципиально новых двигателей, в процессе решения задачи могут появиться новые данные. С их учетом потребуется и нам корректировать проект.

Также заключены контракты на проектирование объектов концерна «Морское подводное оружие – Гидроприбор», завода «Двигатель», концерна «Гранит-Электрон».

Наши клиенты в Петербурге – это и предприятия, входящие в НПК «Уралвагонзавод», – ВНИИ «Трансмаш», научно-производственная фирма ВНИТИ, ЦНИИ материалов.

В разное время мы также выполняли проектно-сметную документацию для строительства Ладожского вокзала, комплекса зданий Российского государственного исторического архива, Северо-Западной инспекции пробирного надзора Минфина России, производственно-технической базы СПб ГУП «Мостотрест», жилого массива в поселке Осиновая роща. Сейчас главный для нас объект в городе – третья очередь хранилища Эрмитажа.

В других регионах наши заказчики – компании из Волгограда, Нижнего Тагила, Екатеринбурга, Челябинска. В этом году отдельно выделено направление «Урал», рассчитываем на увеличение объема заказов в этом регионе.

– Сейчас востребованы инновационные отраслевые решения, инновационные методы управления. Что меняется в проектировании?

– Инновационность в проектировании напрямую связана с профессиональным уровнем персонала, знанием и умением специалистов применять новые технологии и материалы, использовать современную технику и программное обеспечение.

Во-вторых, это информационные технологии. Они позволяют нам внедрять различные инновации как в проектировании (плоская модель, обмен данными, трехмерное моделирование), так и в управлении проектами. Внедрение современных технологий позволяет существенно сократить издержки, увеличить скорость и качество проектирования, дает возможность предлагать разные варианты новых конструктивных элементов. Таким образом мы добиваемся и более эффективного использования финансовых ресурсов.

– Заказчик готов платить за инновации?

– Несмотря на некоторую «моду» в применении инноваций, окончательное решение о внедрении тех или иных решений всегда должно быть экономически оправдано. Заказчик готов платить за инновации тогда, когда он на этом зарабатывает.

– Сколько институт инвестирует в собственные инновации? Во что именно – в технологии, оборудование, персонал?

– В инновации мы вкладываем десятки миллионов рублей в год. Это обучение сотрудников, компьютерная техника и программное обеспечение.

– Инновационные решения – ваше конкурентное преимущество?

– В части развития персонала и применения информационных технологий – да. Конкурентное преимущество проектной организации – в том числе и возраст. Специалисты, обладающие колоссальным опытом, преемственность поколений, большое количество выполненных проектов, хорошая техническая база обеспечивают нам конкурентоспособность.

Институт «Трансмашпроект» был головным по транспортному машиностроению в Советском Союзе. Прежде всего – в сфере проектирования вагоностроительных заводов и предприятий по выпуску бронетанковой техники.

И сегодня, если необходимо реконструировать какой-либо завод, все приходят к нам, потому что базовые кальки хранятся у нас. Именно эта документация позволяет оптимизировать процесс реконструкции.

К сожалению, в целом в России качественный уровень проектирования невысок. Во-первых, сказывается уход специалистов из проектных институтов в 90-е годы. Сейчас в проектных организациях работают люди либо старшего поколения (за 60 лет), либо молодые. Молодые имеют хорошую базовую подготовку – владеют программами проектирования и расчетными программами, но не имеют опыта.

Во-вторых, в советское время проектные институты были профильными.

В 90-е годы большинство прекратили существование, а новым проектным организациям пришлось начинать с нуля.

В-третьих, система госзаказа выстроена таким образом, что квалификация проектанта – не определяющий критерий в конкурсе. Победитель определяется исходя из суммы баллов, набранной претендентом – компания может набрать максимальные баллы по срокам, стоимости, сумме обеспечения и выиграть даже при минимальном балле за квалификацию.

– Это в транспортном машиностроении. А в других отраслях?

– В других, в том числе в проектировании объектов недвижимости гражданского назначения, наша организация также имеет опыт работы, поэтому перестройка под новые условия происходит практически безболезненно.

Найти главного инженера, который проектировал промышленные предприятия, достаточно сложно. А у нас они есть – больше десятка. «Трансмашпроект» проектировал, в частности, предприятия, которые теперь входят в корпорацию «Уралвагонзавод», Кировский завод, здания ГОИ имени Вавилова на Васильевском острове, ЛОМО.

Результат проектирования – безопасность работы людей. Поэтому опыт прошлых лет играет весомую роль. Серьезные крупные концерны не доверяют работу молодым проектировщикам. Ретро-институты постепенно закончили свое существование. Причина этого опять же в том, что в 90-годы годы, когда проектные организации акционировались, новых собственников больше интересовал не профильный бизнес институтов, а их здания.

Сейчас очень мало строительства с нуля и в чистом поле – в основном реконструкция. И когда наш главный инженер проекта приезжает на предприятие, он видит, по каким нормам здание построено, как и из чего сделано. Это позволяет сократить сроки предпроектных разработок и в дальнейшем найти оптимальные решения для реализации проекта.

Санкт-Петербург

Справка

Институт «Трансмашпроект» основан в 1933 году для создания новой для страны отрасли промышленности – проектирования заводов бронетанковой техники. Проектировал Кировский завод, ЛОМО, ГОИ им. С. И. Вавилова, Уралвагонзавод. Начиная с 1947 года, занимался проектированием крупных тепловозо- и вагоностроительных заводов, среди которых Пролетарский завод и Завод им. Егорова в Ленинграде, предприятия в Коломне и Крюково (Московская область), Муроме, Калининграде, Луганске (Украина).

В последние годы проектировал завод дорожно-строительной техники Caterpillar в Тосно, Тихвинский ферросплавный завод и Тихвинский вагоностроительный завод в Тихвине. 100% акций ОАО «Трансмашпроект» принадлежат ЗАО «Аудит Консалтинг Право».

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №39 (636) 30 сентября 2013
    Экономическое развитие
    Содержание:
    Реклама