Несогласованные усилия

Русский бизнес
Москва, 30.09.2013
«Эксперт Северо-Запад» №39 (636)
Крупные транспортные проекты Санкт-Петербургской агломерации могут быть реализованы, только если все нынешние планы и программы удастся объединить в общую концепцию

Проблема недостаточной транспортной связи Санкт-Петербурга с городами-спутниками усугубляется с каждым годом. Главный ее симптом – переполненные электрички и пробки на дорогах, соединяющих город и область. Основная причина общеизвестна – неравномерное развитие территорий, когда ввод в строй жилья идет быстрее, чем развитие транспортной и социальной инфраструктуры, создание мест приложения труда.

Растущая маятниковая миграция между городом и «первым поясом» области и перегрузка транспортной сети, предельная на некоторых направлениях – одна из «болезней роста» формирующейся Санкт-Петербургской агломерации. Болезнь, которой удалось бы избежать при последовательном, централизованно управляемом комплексном развитии территории.

В дальнейшем пассажиропоток между городом и областью будет расти. По расчетам областного комитета по ЖКХ и транспорту, к 2020 году он увеличится на 25%.

Нельзя сказать, что региональные власти не осознают важность проблемы. Практически все административные структуры, призванные заниматься транспортом, градостроительством, планированием, имеют у себя в портфеле ту или иную программную разработку, где предлагаются меры усовершенствования транспортного сообщения между городом и областью.

Два из четырех

В комитете по ЖКХ и транспорту Ленобласти действует рабочая группа, около месяца назад презентовавшая Концепцию развития транспортной инфраструктуры Ленинградской области на период до 2020 года. Все проекты, выделенные в ней в группу первоочередных, связаны с пассажирскими перевозками между городом и пригородами.

В ближайшее время предполагается строительство метро, линий легкорельсового транспорта (ЛРТ) и транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Населенные пункты, которые будут охвачены в первую очередь, – Мурино, Кудрово, Сертолово, Всеволожск. В Мурино запланировано создание транспортно-пересадочного узла «Девяткино» – комплекса, объединяющего станцию метро, железнодорожную станцию, автовокзал, перехватывающую парковку. До Кудрово предполагается дотянуть Правобережную ветку метро, а во Всеволожск и Сертолово – провести из города линии ЛРТ длиной 12 и 16 км соответственно.

По словам начальника отдела развития транспорта и транспортной инфраструктуры департамента транспорта комитета по ЖКХ и транспорту Ленобласти Павла Постовалова, сейчас наиболее близки к реализации проекты ТПУ «Девяткино» и метро в Кудрово. Для строительства ТПУ уже согласованы перенос линий электропередач и освобождение площадки, идет рабочее проектирование автодорожного обхода Мурино и Нового Девяткино, решается вопрос о подключении узла к КАД. Определена и финансовая нагрузка заинтересованных сторон: область обеспечивает подготовку площадки и строительство обхода, из федерального бюджета оплачивается развязка с КАД, парковку и вокзал с сопутствующими коммерческими площадями построит частный инвестор. Что касается ветки метро в Кудрово, ГУП «Петербургский метрополитен» объявил конкурс на проектно-изыскательские работы. Тоннель в области построят за счет федерального бюджета, подъездные автодороги – за счет области. В дальнейшем предполагается привлечь частные инвестиции и создать ТПУ.

Новый для Петербурга вид транспорта – линии ЛРТ – вопреки декларируемой первоочередности пока под большим вопросом. В их востребованности сомнений нет – чиновники признают, что для жителей Сертолово, давно жалующихся на многочасовые пробки, линия станет спасением. Однако экономическая целесообразность проектов до сих пор не просчитана, источник средств на строительство не определен, а областные власти опасаются, что перевозки потребуют непосильных для регионального бюджета дотаций.

Плюрализм в деталях

Развитием транспортной составляющей Петербургской агломерации занимаются также структуры, возникшие по инициативе федеральных властей: Координационный совет по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти и АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленобласти». Основная задача совета – обеспечивать согласованность действий федеральной и региональной исполнительной власти, цель дирекции – согласовывать деятельность городских и областных властей.

Совет и дирекция руководствуются своим планом – Программой развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленобласти до 2020 года, разработанной по заказу Минтранса РФ. В ней линии ЛРТ тоже значатся в числе первоочередных проектов, причем помимо веток во Всеволожск и Сертолово указана еще одна – в Колпино. По информации комитета ЖКХ и транспорта Ленобласти, дирекция сейчас работает над концепцией целой системы ЛРТ. «Они планируют сеть ЛРТ, покрывающую город и пригородную часть, – говорит Павел Постовалов. – Мы же предлагаем подробно разработать хотя бы один проект, рассчитать, будет ли он экономически эффективным или нам выгоднее развивать железнодорожное и автобусное сообщение».

Существует еще несколько региональных разработок, в которых изложены планы развития пассажирских перевозок в направлении город – пригороды.

Комитет по архитектуре и градостроительству Ленобласти в качестве программного документа располагает Проектом схемы территориального планирования региона, датированным ноябрем 2012 года. В нем тоже значатся проекты строительства  линия ЛРТ, при этом сначала планируется построить ветку во Всеволожск, а затем еще одну туда же, но по другому маршруту, и линию в Сертолово.

Свою схему развития  ЛРТ предложил и СПб ГУП «Горэлектротранс». Ее разработчики исходили из того, какие районы испытывают наибольшую потребность в скоростном общественном транспорте и куда получится провести ЛРТ, продолжая имеющиеся трамвайные пути. Охватить предлагается в первую очередь Всеволожск, Сертолово, Красное Село, Петергоф, Колпино. Что касается себестоимости перевозок по ЛРТ, то, по словам советника директора СПб ГУП «Горэлектротранс» Сергея Китаева, не исключено, что она будет несколько ниже стоимости перевозок на трамвае: «Новые линии будут строиться и эксплуатироваться по современным инновационным технологиям и с иным подвижным составом – значит, и обслуживание и содержание системы ЛРТ может получится более экономичным».

Недавно разработана Генеральная схема развития железнодорожного узла транспортной системы Петербурга и Ленобласти до 2025 года. По информации заместителя начальника отдела узлов и станций ОАО «Ленгипротранс» Сергея Иванова, она предполагает создание «единой системы рельсового скоростного транспорта путем образования 13 пересадочных узлов на пересечениях новых участков и линий метро с радиальными направлениями железнодорожного узла». Кроме того, для совершенствования транспортных связей между ядром и первым поясом агломерации планируется строительство вторых главных путей на участке Новая Деревня – Сестрорецк – Белоостров, Красное Село – Гатчина-Пассажирская – Балтийская.

Бумага стерпит

Таким образом с одной стороны налицо ряд свежих планов и программ, означающий, что работу над проблемой транспортного сообщения в Петербургской агломерации ведут все региональные профильные ведомства. С другой – нестыковки документов друг с другом, отсутствие в них конкретных дат реализации проектов и экономических показателей недвусмысленно свидетельствуют, что эта работа имеет черты хаоса и канцелярщины.

Все перечисленные разработки имеют скорее статус проектов, не вполне увязанных с планами развития территорий, и будут еще корректироваться. Так, генеральная схема железных дорог находится на рассмотрении правительств города и области: они определяют свои приоритеты, ищут возможность соотнести схему с градостроительными планами. Что касается программы координационного совета, то, как отмечает Павел Постовалов, прошло больше года с момента ее создания и она уже нуждается в доработке. «Пока это только свод мероприятий из федеральных и региональных программ плюс предложения города и области, – говорит чиновник. – В этом виде она не может быть утверждена нормативным актом, чтобы стать руководством к действию».

Нужна централизация

Единого внятного плана, который мог бы стать всеобщей «дорожной картой» создания транспортной инфраструктуры в направлении город – пригород, пока нет.

«Прежде всего сейчас необходима координация, консолидация действий в разработке концепции транспортного развития агломерации, – говорит президент Санкт-Петербургской региональной общественной организации «Научно-промышленная ассоциация «Тетраполис» Владимир Ходырев. – Сейчас много разных подразделений, занимающихся транспортными концепциями. Но нужно, чтоб все они работали под одним органом, по одному ТЗ, разрабатывали одну концепцию, которая была бы составной частью общей концепции развития города и области. Чтобы свести всех разработчиков, требуется большая организационная работа».

Очевидно, что современная транспортная инфраструктура, обеспечивающая комфортные и быстрые перевозки, – непременное условие развитие Петербургской агломерации. Очевидно и то, что инфраструктурные проекты необходимого уровня – будь то линии ЛРТ или прокладка в область метро – высокозатратны и невозможны без федеральных денег. Наконец, не может не быть очевидным, что чем продуманнее и последовательнее концепция, чем лучше проработан проект, тем больше шансов получить на них государственное финансирование. Значит, для всех, кто отвечает за развитие транспортной составляющей петербургской агломерации, вырисовывается четкая задача: определиться с приоритетами, упорядочить планы и объединить усилия.

Санкт-Петербург

Приоритетные проекты в Концепции развития транспортной инфраструктуры ЛО до 2020 года

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №39 (636) 30 сентября 2013
    Экономическое развитие
    Содержание:
    Реклама