Туристы осаждают городище

Тема недели
Москва, 07.10.2013
«Эксперт Северо-Запад» №40 (637)
В Северо-Западном регионе видна тенденция к росту внутренних туристических потоков. Новгородская область уверенно держится в числе лидеров СЗФО благодаря вложениям в туристическую инфраструктуру, в первую очередь бюджетным

Фото: архив «Эксперта С-З»

В 2012 году Новгородчина приняла 358 тыс. 713 туристов – на 16,5% больше, чем в предыдущем, и по этому показателю регион держит третье место в СЗФО. В первой половине нынешнего года приезжих стало еще на 20% больше. Среди гостей – туристы из столичных агломераций, соседних субъектов и даже Зауралья и Сибири, а также из Германии, Китая, Скандинавии и Великобритании. Появились даже такие экзотические гости, как караванеры из Европы.

Вклад туристической отрасли в экономику региона весом. Эксперты подсчитали: в 2012 году доля туризма с учетом вклада в смежные отрасли составляет 4,9 млрд рублей, или 3,6% ВРП. Сфера туризма в прошлом году оказала населению платные услуги на 813,2 млн рублей (шестипроцентный рост относительно предыдущего года), в том числе гостиницы и прочие места размещения туристов заработали 633,2 млн рублей – на 7,4% больше, чем в 2011-м.

И сейчас, когда в департаменте культуры и туризма области готовится государственная программа развития отрасли на 2014-2020 годы, разработчики, опираясь на реальные цифры, закладывают реальный рост турпотока и доли туризма в ВРП.

Местный уровень

Специалисты областного Комитета по туризму рассказывают, что совсем недавно в статистической отчетности в графе «Туризм» муниципальные районы ставили сплошные нули. Теперь в муниципалитетах реализуется 14 инвестиционных проектов. Только за три последних года в отрасль вложено 2,1 млрд рублей. Старая Русса, готовясь к 1000-летию основания города, работает над созданием туристического кластера, который объединит мощный рекреационный потенциал курорта (здесь построят вторую очередь современного гостиничного комплекса на 500 мест и оздоровительный комплекс) с культурно-познавательным потенциалом Дома-музея Ф.М. Достоевского, Краеведческого музея и непременной инфраструктурной составляющей – стилизованными ресторанами русской кухни.

Интереснейший проект намечается в Окуловском районе – планируется создать свободную туристско-рекреационную экономическую зону, где станут тренироваться, ставить рекорды и просто отдыхать любители гребного слалома. Чемпионаты по этому виду спорта – давно уже привычное дело для Окуловки. Проект создания зоны поддерживают министр иностранных дел России Сергей Лавров, сам увлеченный слаломист, и бывший руководитель Счетной палаты России Сергей Степашин. Сейчас специалисты профильных комитетов и департаментов готовят пакет документов для Минрегионразвития.

По мнению экспертов, мощнейшим промоутером Великого Новгорода стал 1150-летний юбилей города в 2009 году, собравший тысячи гостей со всех концов света. В сентябре эстафетную палочку узнаваемости подхватил международный многолюдный и зрелищный Ганзейский форум, впервые перекочевавший из Европы в российский ганзейский город Великий Новгород. Именно тогда сюда впервые приехали автотуристы – караванеры.

С тех пор их поток увеличивается. Больше того, российская Ассоциация караванеров по просьбе своих коллег из международной ассоциации обратилась в областной Комитет по туризму с предложением презентовать туристический потенциал Новгородчины, вызывающей большой интерес у европейских автопутешественников. Тут же всплыла проблема: в регионе нет ни одной подходящей парковки для караванеров. Этот вопрос сотрудники комитета взяли на заметку, и в блокноте он «прожил» недолго.

Взять туриста на интерактив

По словам и.о. председателя Комитета по туризму Новгородской области Евгения Родионова, в регионе, как и в целом по стране, наметилась устойчивая тенденция к росту потока внутренних туристов. На это работает даже география: располагаясь между двумя российскими столицами, Новгородчина принимает у себя часть турпотока, стремящегося в Москву и Петербург. И задержавшись в Великом Новгороде, люди об этом не жалеют.

Гостям очень нравится, что знакомство с уникальным культурно-историческим наследием города им предлагают в форме театрализованной экскурсии с одетым в бархат да меха посадником Сбыславом Якуновичем. Он ведет туристов в самое сердце города – в кремль, к Софийскому собору, к памятнику «Тысячелетие России», на берег Волхова – рассказывает о самых интересных и важных фактах, «приправляя» их легендами и преданиями. Но даже такое креативное путешествие не может стать локомотивом развития туристической отрасли.

Регион старательно избавляется от ярлыка «транзитный», закрепившегося за ним с той поры, когда туристы приезжали либо на несколько часов, либо на один день. «Мы стараемся формировать повторный поток заинтересованных людей, которые хотят глубже узнать Новгородчину, разнообразить их пребывание, используя «манок» – легенды и предания, продвигать туристический поток вглубь губернии. И не только в «раскрученные» Валдай и Старую Руссу, но и в маленький поселок Батецкий, дальний городок Любытино, в Окуловку», – рассказывает Евгений Родионов.

Комитет по туризму и другие связанные с отраслью структуры наработали большой арсенал предложений: интерактивное участие гостей в исторических реконструкциях средневековых событий, подвижные средневековые игры, мастер-классы по освоению древних ремесел, музыкальные шоу в исторических декорациях новгородского кремля и т.д. Разнообразен и календарь событий – он есть и в путеводителях, и на специализированных туристических порталах: Святки в Витославлицах, фестиваль «Русская музыка», «Новгородское купалье» на берегу Ильменя.

Всем миром

В этом году объявлен конкурс инновационных турпроектов «Земля новгородская». Устроители мозгового штурма не ожидали, что на очень скромный призовой фонд – около 1 млн рублей – наберется почти полсотни проектов молодых предпринимателей. Поддержку стартапов получат самые интересные, среди них – проекты парковок для караванеров, кемпинги для молодых путешественников. В следующем году состязание инноваций будет возобновлено, обещает Евгений Родионов, добавляя, что и сумма к началу проекта увеличится. Значит, внутренний туризм продолжит расти.

К развитию отрасли в регионе причастны несколько структур: областной и городской комитеты по туризму, Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Центр развития туризма Великого Новгорода «Красная изба» и, конечно, 82 туристические компании, работающие в губернии, в том числе 21 оператор, ориентированный на въездной туризм. И каждый продвигает остальных. Если областной комитет обновляет рекламный буклет, то вносит в него все события и предложения других партнеров. «Красная изба» на своем популярном портале приглашает посетителей: «Добро пожаловать в Новгородскую область». Так же поступает и музей, обладающий большим потенциалом и играющий особую роль среди турорганизаторов. Поэтому задача следующего года – увеличить поток внутреннего туризма на 7-10% – вполне по силам такому мощному конгломерату.

Великий Новгород

На «Княжью братчину»!

В поселке Батецкий новгородцы совместно с ассоциацией сотрудничества со странами Северной Европы «Норден» завершили поддержанный Евросоюзом проект музейного комплекса «Княжья гора». Он стоит на одном из самых высоких курганов Европы – Шум-горе. По легенде, после литовского нашествия князь Рюрик был тяжело ранен, отчего и погиб. Похоронили его в величественной сопке высотой 11,5 м и шириной 40 м в золотом гробу с 40 бочонками серебряных монет. «Княжья гора» – самая популярная дестинация Батецкого района, связанная со становлением российской государственности. У основания кургана летом развернулся международный фестиваль средневековой музыки и ратного мастерства «Княжья братчина» – массовое зрелищное мероприятие, собравшее множество реконструкторов, исполнителей фолка, фолк-кавера мировых хитов из России, Швеции, Дании. Шатры, палатки, кольчуги, еда, приготовленная на костре, – все привлекало туристов, делая их участниками событий давно ушедшей эпохи.

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №40 (637) 7 октября 2013
    Внутренний туризм
    Содержание:
    Доморощенный туризм

    На Северо-Западе набирает обороты въездной туризм, причем при активной поддержке местных администраций: если регионам и не удастся существенно пополнить свои бюджеты, то по крайней мере будет обеспечена занятость населения

    Реклама