Туры на местах

Тема недели
Москва, 07.10.2013
«Эксперт Северо-Запад» №40 (637)

Фото: архив «Эксперта С-З»

Россия не умеет зарабатывать на иностранцах – то ли хитрости и рационализма у наших людей мало, то ли пиетета перед зарубежными гостями много. Зато регионы постепенно учатся получать доходы от собственных граждан. В частности, на Северо-Западе в последние годы активно развивается туризм – не столько въездной, сколько внутренний.

Это обстоятельство не может не радовать, особенно на фоне угрозы сокращения федерального финансирования, способного обеднить местные бюджеты. Доходы от туристической отрасли, конечно, невелики, но они по крайней мере есть. К тому же развитие туризма в регионах позволяет обеспечить занятость населения.

Неизвестно, по чьей инициативе, но в СЗФО очевидно набирают обороты пока экзотические для России направления: этнографическое, природное, сельское.

Возможно, движение встречное. Местные жители с предпринимательской жилкой ставят на берегу живописного озера домишко и начинают сдавать его в аренду желающим порыбачить. Так и начинается туристический бизнес – снизу. Другой фактор возрастающего интереса – соотечественники, которые не отдыхают за границей, но куда-нибудь выехать все-таки желают. Причины тут разные – от пресыщенности Мальдивами до нехватки средств на поездку в Болгарию. Так или иначе, но спрос формируется. 

Нельзя сбрасывать со счетов и третий вариант – административный ресурс. Руководители регионов, которые уловили возникшую в кризис тенденцию к росту внутренних туристических потоков и отнеслись к этому серьезно, за несколько лет многое успели сделать.

Уже появились первые плоды в виде увеличения туристического потока и, как следствие, пополнения местных бюджетов.

Особо продвинутые главы регионов не только озаботились организацией туристической инфраструктуры, что потребовало некоторых вложений (как правило, небольших), но и замахнулись на создание брендов территорий. Это новое слово на туристическом рынке СЗФО, как и недавно появившиеся формы работы – интерактивные, вовлекающие зрителей в действо: тут по полной программе используются местные легенды и народные праздники, в которых могут участвовать все желающие. Набирает силу и этнотуризм. Есть предложения поиграть в сельскую жизнь – со стаканом парного молока поутру, прополкой грядки или кормлением кабанчика. Архитектурными памятниками можно полюбоваться в любое время и, как правило, один раз, а доить корову или кормить кур надо ежедневно. Вот вам и сельский туризм.

Безусловно, у отрасли есть проблемы. Например, крупные проекты требуют и крупных вложений, на которые местные туроператоры не идут по причине отсутствия таких средств, а инвесторы не всегда понимают, в какие сроки окупятся затраты. Другая проблема – продвижение турпродуктов. Операторы почему-то выбирают специализированные интернет-сайты, посещать которые занятым людям вряд ли придет в голову. И конечно, есть юридические сложности: наше законодательство определения «сельский туризм» не знает, а фермерские дома вряд ли соответствуют стандартам гостиничного бизнеса – никто их не пытался сертифицировать, да и необходимости в этом пока нет. Может быть, и хорошо, что нет.

В цивилизованных странах дорожки в новых районах сразу не асфальтируют – это делают в тех местах, где они уже протоптаны. Вот бы и законы сначала «протаптывали», а потом «асфальтировали»! Кстати, с экзотическими формами внутреннего туризма так и может получиться.

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №40 (637) 7 октября 2013
    Внутренний туризм
    Содержание:
    Доморощенный туризм

    На Северо-Западе набирает обороты въездной туризм, причем при активной поддержке местных администраций: если регионам и не удастся существенно пополнить свои бюджеты, то по крайней мере будет обеспечена занятость населения

    Реклама