Статьи интернет-фэнзинов по содержанию схожи с материалами журналов «Сноб» и «Русский пионер», только предназначены для 20-30-летних читателей, которые испытывают потребность в альтернативных и независимых источниках информации. В основном это студенты или недавние выпускники гуманитарных факультетов, а издатели и редакторы интернет-фэнзинов, собственно, и сами являются таковыми.
Что такое фэнзин
Название происходит от английского fan – «поклонник» и сокращенного magazine – «журнал». Изначально фэнзин (или зин) – это некоммерческие, непрофессиональные малотиражные журналы, которые, как правило, создают и распространяют непосредственно редакторы. Обычно их издает творческая интеллигенция, рассказывая о независимом искусстве внутри андеграундной среды. Зины могут писать про кино, музыку, литературу, изобразительное искусство, но бывают комиксами, литературными сборниками, альбомами с репродукциями.
Существует два варианта фэнзинов нового типа: либо простые, но стильные сайты, либо публичные страницы в соцсетях. Затраты на них незначительны. Во многом этот фактор наравне с независимостью от рекламодателей, законов, этики, информационных поводов увеличивает шансы на выживание по сравнению с традиционными СМИ. Кроме того, фэнзины не подстраиваются под постоянно меняющиеся запросы массовой аудитории.
Их сущность как явления вполне укладывается в определение «гражданская журналистика» (если точнее – субкультурно-гражданская), сфера деятельности которой – сбор и распространение интересной или социально значимой информации непрофессиональными журналистами на общественных началах. При этом фэнзины нельзя назвать блогами: они создаются коллективом авторов, к тому же есть редакция и общая политика издания, а блог – это онлайн-дневник одного человека, носящий временный характер.
Самиздат
В СССР в качестве альтернативы официальному искусству соцреализма существовала андеграундная культура писателей, художников, зачастую аполитичных. Они издавали свои независимые журналы для узкого круга лиц. Среди наиболее известных – «37», «Часы», «Митин журнал», «Обводный канал». Их функция заключалась в популяризации «другой» культуры, развитии мышления внутри диссидентского сообщества, не желавшего потреблять официальное искусство.
У новых интернет-фэнзинов в России та же роль: они создают альтернативное информационное пространство для определенной аудитории, которая объединена интересом к неформальной культуре. Этим отечественные фэнзины отличаются от американских и британских, связанных принадлежностью к определенной субкультуре (панкам, хиппи, скинхедам и др.).
Соционигилизм и контркультура
В 1980-е – 1990-е годы в США происходило сближение маргинальных радикалов и субкультур. Наиболее популярными стали не фэнзины, посвященные кино (Psychotronic Video, Film Threat), музыке (Flipside, Slash) или культуре в целом (Re/Search), а те, что затрагивали различные общественные явления. Идеологией того времени стал социальный нигилизм – отрицание традиционных общественных норм. Из наиболее заметных примеров – ежегодный американский журнал Answer Me!, который власти США запретили в 1994 году после размещения в четвертом номере иронических рассказов об изнасилованиях и убийствах детей. ФБР начало серию расследований. Задержали одного из авторов издания, а магазин, продававший Answer Me!, получил судебный иск. Вероятно, истинной причиной запрета стал материал против феминистки Андреи Дворкин. Кроме человеконенавистнических статей в журнале появлялись публикации об андеграундной культуре и таких общественных явлениях, как церковь Ла Вэя (популярная секта среди яппи 1990-х годов). При этом, несмотря на специфику текстов, журнал пользовался популярностью: третий выпуск Answer Me! вышел тиражом 13 тыс. экземпляров.
«Мы – смартчойсеры. Мы – культуртрегеры»
Российские издания, многое перенявшие от Answer Me!, можно условно разделить на культурно-развлекательные (их большинство) и общественно-политические. Они, как и американские зины, пишут о культуре, искусстве, обществе и политике, но при этом не концентрируются на какой-то определенной теме или субкультуре.
Популярные фэнзины рунета – W-O-S и «Метрополь». Последний выходит еще и в печатной версии (не путать с советским самиздатовским альманахом!). В них часто встречаются пространные развлекательные тексты: эссе, рейтинги, обзоры, посвященные искусству, анализу массовой культуры, образу жизни. Нередко авторы ерничают над объектом статьи или самим читателем. «Метрополь» зачастую использует ненормативную лексику. W-O-S интересен своими заметками про секс и рубрикой «Как быть кем-то и не облажаться».
К популярным интернет-журналам можно отнести еще и «Луч», недавно опубликовавший статью «Гомосексуализм для детей. Учебник с картинками» и эротические фотографии обнаженных мужчин.
Помимо развлекательно-интеллектуальных материалов в российских э-зинах встречаются философские тексты, которые разбавляют на первый взгляд несерьезный стиль. Например, в «Метрополе» публикуются выдуманные интервью с Михаилом Кругом, в которых он представлен как поэт-постструктуралист.
У создателя «Метрополя» критика Антона Кораблева есть еще два похожих проекта – Chewbakka и «Ваш Macguffin». Они очень отличаются друг от друга. Chewbakka отдаленно напоминает Answer Me! – там есть такие же забавные статьи об онанизме или о том, «каких деятелей искусств надо забыть» (редакция Answer Me! предлагала их убить). А «Ваш Macguffin» – это уже более серьезное издание о поп-культуре.
Кроме отдельных сайтов с активными публичными страницами (пабликами) в соцсетях есть фэнзины, которые публикуют тексты только в этих группах. «Спальные районы страны ОZ» (11 тыс. подписчиков) размещают небольшие абсурдные рассказы-зарисовки, а также картинки с ироничными подписями.
Паблик в соцсети как способ протеста
Answer Me! отпускал шутки об изнасилованиях. А в сети «ВКонтакте» страница «Мурзилка» (около 46 тыс. участников), публикующая криминальные новости, позволяет себе смеяться над участниками событий.
Пожалуй, самое известное издание, которое уже не раз светилось в федеральных СМИ, – «Спутник и погром», слоган которого – «Интеллектуальный национализм». Еще весной 2013 года он размещал тексты в социальной сети, а теперь стал хотя и альтернативным, но полноценным и серьезным СМИ. Не так давно его авторы объявили о том, что планируют размещать на сайте рекламу, что не согласуется с концепцией фэнзинов.
«Спутник и погром» – политическое издание, имеющее крайне ультраправо-монархическую гражданскую позицию. Оно публикует экстремистские по меркам российского закона эссе, необычные интервью или сатирические тексты, например весной были размещены воспоминания призрака Бориса Березовского от первого лица. Также появляются исторические статьи, рецензии и геополитические исследования. В последние месяцы «Спутник» сосредоточился на информационной травле мигрантов и текстах о русской национальной самоидентификации. Интересно, что, например, в «Новой газете» стали печататься похожие материалы, только менее эмоциональные и более аргументированные. Кроме того, газета «Комсомольская правда» раскритиковала статью главного редактора «Спутника» Егора Просвирнина, посвященную годовщине начала Великой Отечественной войны: материал назвали «унижающим человеческое достоинство».
Шок-контент
Часть текстов, публикуемых в фэнзинах, в обычных СМИ относят к шок-контенту, например летнее интервью с проституткой в «Метрополе». У специфической аудитории такие материалы могут вызывать не только интерес, но даже радость и умиление. Хотя по сравнению с классическими зинами такие издания кажутся мягкими. Например, в журнале для металлистов Ortodox Productions есть интервью, где металл-группа на вопросы авторов дает абсурдные, глумливые нецензурные ответы: «Существует ли внесоциальное измерение греха?» – «Я слишком стар для этого дерьма».
Если рассматривать тексты с точки зрения серьезности и сложности, то иногда материалы э-зинов стоят выше контента Esquire – на уровне «Русского пионера». Они затрагивают те сферы жизни и явления культуры, которые традиционные издания отразить не решаются.
Игры в новые медиа
Российские интернет-фэнзины сохраняют компромиссное положение мидлграунда. Иными словами, они представляют собой культуру протестную, неофициальную, но в то же время массовую, способную привлекать инвестиции и давать хорошую прибыль. Почти как рок-музыка.
Пример Lurkmore показал, что интернет-цензура против фэнзинов бессильна. Для существования таких проектов опасность представляет только уход в коммерциализацию с последующей гибелью оригинального контента. Но в любом случае за счет небольшого круга читателей зины сохраняют элемент сакральности, принадлежности к чему-то новому, независимому, альтернативному. Вполне возможно, подобных изданий станет больше, вследствие чего часть аудитории таких журналов, как «Афиша», перейдет к фэнзинам. Если игры в новые медиа не закончатся и мода на них не пройдет, не исключено, что они станут одним из основных источников альтернативных знаний и мнений, влияющих на современное поколение.
Санкт-Петербург