Сезон белых ночей миновал

Несмотря на успешный высокий сезон, гостиницам Петербурга не удается преодолеть «синдром белых ночей». Если летом во всех сегментах наблюдается дефицит номерного фонда, то в осенне-зимний период отельерам не удается обеспечить загрузку даже наполовину

Фото: архив «Эксперт С-З»
Новинка сезона – премиальный объект Four Seasons Hotel Lion Palace St. Petersburg на Вознесенском проспекте

На сегодняшний день, по подсчетам специалистов, Петербург располагает примерно 19 тыс. гостиничных номеров.  При этом, по данным Комитета по развитию туризма, в 2012 году туристический поток составил 6 млн человек, что на 10% больше, чем в 2011-м, а по результатам 2013-го он должен вырасти еще на 8-10%.

По данным компании Jones LangLaSalle в июне – наиболее активном месяце с точки зрения туризма в Санкт-Петербурге – среднее значение показателя ADR (цена за номер в сутки) в гостиницах города увеличилось на 14%, а загрузка осталась на уровне 2012-го – 79%. Таким образом, спрос остался по-прежнему высоким и у отелей появилась возможность поднять цены.

В июле загрузка выросла на 9%, и показатель ADR увеличился на столько же. В августе наблюдалась аналогичная ситуация по обоим показателям, что считается очень хорошим результатом для рынка.

На новенького

До недавнего времени появление новых отелей в Петербурге считалось событием. «Это вызвано тем, что в кризис многие проекты были приостановлены, а сроки реализации гостиничных проектов – самые длинные по сравнению с другими сегментами недвижимости из-за необходимости не только построить здание, но и выполнить дизайн помещений, оборудовать их, а также подобрать и обучить персонал. Кроме того, сроки окупаемости здесь дольше, чем в других секторах рынка, а конкуренция уже довольно высока, поэтому сейчас немногие инвесторы интересуются этим сегментом», – рассказывает заместитель руководителя отдела стратегического консалтинга Knight Frank St. Petersburg Игорь Кокорев.

«Начиная с 2009 года на рынок выходило примерно по 1 тыс. номеров ежегодно. Однако в 2013-2015 годах мы ожидаем появления в целом не более 1,8 тыс. По нашим прогнозам, общий ввод в 2013-м составит 466 номеров, в 2014-м – 515, в 2015-м – 814», – говорит заместитель директора департамента консалтинга Colliers International в Санкт-Петербурге Евгения Тучкова. «Но рынок постепенно развивается, появляются новые игроки, включая зарубежных операторов, растет количество международных мероприятий, и увеличивается туристический поток, в том числе от делового туризма», – добавляет руководитель отдела консалтинга East Real Валерий Трушин. 

Однако, замечают эксперты, рынок развивается преимущественно в дорогих сегментах. Игорь Кокорев объясняет это дороговизной земли или зданий под реконструкцию в центре города: создавать в них гостиницу невысокого класса невыгодно.

В первом полугодии 2013 года не было введено в эксплуатацию ни одного объекта гостиничной недвижимости, но в середине лета открылись два пятизвездочных отеля – Four Seasons Hotel Lion Palace St. Petersburg  на Вознесенском проспекте и The Hermitage Hotel на улице Правды. До конца года ожидается  ввод пятизвездочного Hotel Indigo Tchaikovskiy на улице Чайковского.

Еще несколько отелей находятся в стадии строительства. В 2014 году запланировано открытие двух объектов компании Hilton Worldwide в рамках конгресс-комплекса ExpoForum. К 2016-му компания Plaza Lotus Group  планирует реализовать два проекта в сфере гостиничной недвижимости: отель на Марсовом поле, который разместится в здании бывшей казармы Павловского полка, и комплекс на Конюшенной площади в здании Конюшенного ведомства.

«Среди новых проектов в этом году самым главным является отель Four Seasons. И хотя он еще не полностью готов, его открытие – по-настоящему знаковое событие для местного рынка. Пока еще рано оценивать популярность этого объекта: он вышел на рынок после пикового для Петербурга периода – июня, поэтому для него основным активным сезоном станет лето 2014 года. В любом случае обычно новым гостиницам, выходящим на конкурентный рынок, требуется три-четыре года, чтобы сформировать свой уровень загрузки, так что нет смысла анализировать этот показатель в первый год работы», – рассуждает глава департамента гостиничного бизнеса компании Jones LangLaSalle Дэвид Дженкинс.

«Люкс» наседает на «эконом»

Большое количество высококлассных гостиниц обусловлено спросом, уверены эксперты. В основном такие объекты располагаются в историческом центре Петербурга, где сконцентрирован туристический поток: здесь находятся культурные достопримечательности, театры, деловой а также выставочно-конгрессный центр, органы власти, значимые общественные учреждения, высшие учебные заведения и главный вокзал, говорит Игорь Кокорев. Тем не менее дефицит бюджетных мест размещения актуален. «Несомненно, отелей эконом-класса под управлением известных международных операторов недостаточно. Так, на сегодняшний момент существует один Ibis, который пользуется активным спросом, но на рынке ощущается явная потребность в подобных гостиницах – значительно большая, чем в объектах премиум-класса», – убежден Дэвид Дженкинс.

В перспективе, считают аналитики, ситуация будет меняться, что даст толчок для развития гостиничной недвижимости: основной конгрессно-выставочный центр переместится за кольцевую автодорогу, в зону аэропорта, деловые кварталы будут и впредь развиваться вне центральной части города (в районах аэропорта, Лахты и т.д.). Также постепенно получают дополнительное развитие некоторые территории в центре: район Крюкова канала (новый Мариинский театр, новый Военно-Морской музей, в дальнейшем – развитие Новой Голландии, Ново-Адмиралтейского острова), Новгородской улицы (деловой квартал «Невская  ратуша» и административный центр правительства Санкт-Петербурга). «Для развития гостиниц уровня две-три звезды появятся новые потенциально интересные места. Но для таких отелей вне центра города есть своя сложность – конкуренция со стороны существующих объектов, в основном советского периода постройки», – говорит Игорь Кокорев.

В целом с учетом высокой чувствительности гостиниц уровня две-три звезды к объему инвестиций размещать их выгодно в первую очередь в местах со сравнительно невысокой стоимостью земли, но при этом с хорошей доступностью основных мест притяжения туристического потока. Например, на окраинах исторического центра или в промышленном поясе на основных магистралях и рядом с метро. «Однако в таких местах конкуренцию гостиницам составляет офисная, а иногда и жилая недвижимость: такие проекты более просты и скоры в реализации, не требуют специальной экспертизы, что обычно делает их более привлекательными для девелопера. Или позволяют заплатить за хороший участок большую сумму по сравнению с той, которую может себе позволить девелопер гостиничной недвижимости», – поясняет Игорь Кокорев.

Белые ночи – не в Сочи

Петербург по-прежнему остается городом белых ночей и достаточно сильно подвержен сезонности. «Не стоит ожидать в ближайшей перспективе серьезных изменений по уровню заполняемости в низкий сезон. Проблема зимнего туризма по-прежнему остается открытой. Она может разрешиться с помощью крупных мероприятий и форумов, но для этого необходимо участие администрации города. Сегодня основные крупные мероприятия проводятся именно в первом полугодии. Так, во время ПМЭФ в Северную столицу приезжают порядка 4-6 тыс. посетителей и участников», – поясняет Валерий Трушин. «Запуск скоростного поезда “Сапсан” между Москвой и Санкт-Петербургом позитивно сказался на туризме выходного дня – увеличилось число приезжающих москвичей. Аналогичный эффект произвело открытие новых гостиниц, например отеля премиум-класса W, а также развитие развлекательной инфраструктуры и создание новых парков, в частности Новой Голландии – уникального  архитектурного памятника города», – говорит Дэвид Дженкинс.

Еще одним способом наполнить отели в низкий сезон может стать увеличение доли внутрироссийского туризма и деловых поездок.  Однако пока большинство крупных компаний, имеющих головной офис в Москве, предпочитают снимать корпоративные квартиры для размещения своих сотрудников и не пользуются гостиницами.

Санкт-Петербург