Смена инвестиционной парадигмы

Олеся Гончарова
21 октября 2013, 00:00

Участники форума «Топ-250» попытаются определиться, как и в каких отраслях экономики Северо-Запада можно активизировать приток частных инвестиций и от чего сегодня зависят настроения бизнеса

Фото: архив «Эксперта С-З»
Чтобы в условиях экономической стагнации бизнес пустил ростки, властям необходимо создать для этого условия

Лозунг IV Форума крупного бизнеса Северо-Запада «Топ-250», организованного изданием «Эксперт Северо-Запад», в этом году сформулирован так: «От государственного финансирования – к частным инвестициям». Выбор темы не случаен. На фоне пессимистичных прогнозов социально-экономического развития страны на федеральном и региональных уровнях уже заявлено о сокращении бюджетных расходов. Чтобы российская экономика осталась на плаву, властям предстоит найти принципиально новые механизмы стимулирования инвестиционной деятельности. А поскольку бюджетные инвестиции, служившие основным двигателем экономического развития со времен кризиса 2008 года, будут сокращаться, в дальнейшем ставку придется делать на частный бизнес.

Федеральные власти уже прописывают экономике лекарства, такие как заморозка тарифов естественных монополий с 2014 года или секвестирование расходов министерств на 5%. Эти решения во многом определят и темпы экономического развития на уровне регионов. Но на какие отрасли стоит делать ставку, наверное, проще определить изнутри.

Северо-Запад здесь – не исключение. Разумеется, «с места» виднее, какие проблемы беспокоят исторически сложившиеся отрасли округа. В Коми это добыча полезных ископаемых, в Архангельске – лесная промышленность, в Псковской области – АПК, в Петербурге – промышленность и инновации, и т.д. Очевидно, что именно эти отрасли и в дальнейшем останутся драйверами экономики регионов, но развитие зависит от того, удастся ли перевести их из старого постсоветского формата в инновационный. Это касается прежде всего обновления производственных фондов. Так, даже в самом, казалось бы, благополучном секторе экономики Коми – добыче, переработке и транспортировке нефти – износ на некоторых предприятиях достигает 70%.

На уровне регионов также проще определить, какие точки роста помимо инновационного развития базовых секторов можно активизировать в средне- и долгосрочной перспективе. Пример Петербурга, ставшего пионером в применении схем государственно-частного партнерства (ГЧП), показывает, что регионы могут вырабатывать и свои механизмы привлечения частного капитала. Главное – правильно расставить приоритеты: несмотря на зависимость от решений, принимаемых на федеральном уровне, управленческий ресурс у регионов никто не отнимал.

Как поддержать должный уровень регионального социально-экономического развития, когда крупные федеральные инвестпроекты и региональные адресно-инвестиционные программы рискуют быть секвестированными? Как стимулировать развитие различных форм государственно-частного партнерства для привлечения в региональные проекты новых инвесторов? Эти вопросы эксперты обсудят в ходе панельной дискуссии на форуме «Топ-250».

Драйверы – индустриальные парки

Ключевые и наиболее остро стоящие перед регионами вопросы – как сформировать правильный имидж, в том числе инвестиционный, стимулировать развитие промышленности современного формата и какую роль в этом процессе могут сыграть индустриальные парки, как обеспечить возрастающие транспортные потребности с учетом их долгосрочного планирования, и т.д. – будут обсуждаться на тематических круглых столах в рамках форума.

Рассчитывать на крупных инвесторов и компании, готовые размещать производства на десятках и сотнях гектаров, в условиях экономического спада регионам не приходится. Снижение масштабов инвестиций заставляет региональные власти переключаться с крупных инвесторов на малые и средние предприятия, в том числе промышленные. В качестве одной из мер поддержки таких компаний регионы пытаются создавать государственные индустриальные парки и оказывать поддержку частным, но системными эти действия пока назвать сложно. Активнее всего интерес к этому направлению частные инвесторы проявляют в Петербурге и Ленобласти – потенциал для реализации проектов индустриальных парков здесь обеспечивает сильная научная и производственная база петербургской агломерации. Впрочем, участники рынка констатируют, что несмотря на это, клиентов не так уж много, и опасаются, что в условиях экономической стагнации их станет еще меньше. «Крупных проектов единицы. Сегодня в индустриальные парки приходят в основном небольшие российские компании, но и в этом сегменте спрос достаточно небольшой», – комментирует директор по коммерческой недвижимости ЗАО «ЮИТ Лентек» Максим Соболев.

Поспособствовать заполнению индустриальных парков должно было то, что сейчас меняется формат промышленности. Многие производства, раньше требовавшие сотен квадратных метров, вследствие внедрения новых технологий становятся более компактными. А содержать доставшиеся в наследство огромные промзоны промышленникам порой просто невыгодно. Но средств на переезд на новые площадки у большинства из них нет. Соответственно, возникает несколько вопросов. Во-первых, насколько государство заинтересовано в привлечении частных инвесторов к строительству индустриальных парков в меняющихся экономических условиях? Во-вторых, если заинтересовано, какие меры поддержки готово оказать и какие механизмы ГЧП могут быть применены в данном случае? В-третьих, как стимулировать спрос на подобного рода площадки? Ответы на эти вопросы попытаются найти участники круглого стола «Индустриальные парки – драйверы регионального роста».

Транспортный узел СЗФО

В контексте проблемы развития индустриальных парков встает и еще один вопрос – об их транспортной доступности с точки зрения как движения грузов, так и возможности сотрудников быстро добраться до места работы. Даже если проследить опыт создания индустриальных парков в Петербурге и Ленобласти, то наиболее активно они развиваются на юге и юго-востоке города – направлениях с хорошей транспортной составляющей, доступных большому количеству высококвалифицированной рабочей силы. Территории на стыке города и области, где формируются новые промышленные площадки, еще и активно обрастают жильем, но пока это лишь усиливает маятниковую миграцию. Очевидно, что пассажиропоток будет расти из года в год. Пути развития пассажирского сообщения между городом и первым поясом петербургской агломерации – один из вопросов круглого стола «Перспективы развития Северо-Западного транспортно-логистического узла».

Застройка петербургской агломерации

Еще один тесно связанный с транспортом вопрос, актуальный в свете формирования петербургской агломерации, на примере которого другие регионы могут оценить свои долгосрочные перспективы, – градостроительная деятельность на граничащих с Петербургом территориях Ленобласти (на их долю приходится около 70% всего строящегося в области жилья). Вокруг точек активного жилищного строительства Ленобласть в долгосрочной перспективе планирует сформировать так называемые агломеративные образования посредством создания около 50 тыс. рабочих мест в промышленности, логистике и инновационном секторе. Если будет дан такой толчок развитию, ожидаемо и увеличение объемов жилищного строительства. Но уже сейчас у застройщиков назрел ряд вопросов, ответы на которые еще только предстоит найти. Например, из-за разрозненности действий и отсутствия синхронизации планов развития между городом и областью непонятно, как распределяются обязанности между органами власти, компаниями-монополистами и застройщиками на границе регионов. Де-юро – в рамках существующего законодательства, де-факто – у регионов много косвенных рычагов воздействия на застройщиков, и многое в этом вопросе определяет политическая воля. И город, и область уже заявили, что не успевают за темпами жилищного строительства на этих территориях. К тому же до жилищного бума  они осваивались под малоэтажную застройку – обсуждались перспективы создания вокруг Петербурга некого аналога «одноэтажной Америки». Останется ли место для загородных малоэтажных поселков, и если да, то где именно? Эти вопросы предстоит обсудить на круглом столе «Перспективы застройки территорий на границе петербургской агломерации».

Инвестиционные и другие бренды

В контексте борьбы регионов за инвестиции, промышленность и трудовые ресурсы становится актуальным и вопрос брендинга территорий. Работу в этом направлении активизировал Петербург, разрабатывающий инвестиционный бренд города для продвижения среди потенциальных инвесторов. В ходе работы по привлечению их в Северную столицу в Комитете по инвестициям столкнулись с тем, что зарубежное бизнес-сообщество не располагает достаточной информацией о потенциале города в данной сфере. Между тем инвестиционный бренд – обязательная составляющая качественного продвижения региона среди мирового сообщества как привлекательной площадки для бизнеса. В комитете рассчитывают, что появление такого бренда и его продвижение с помощью маркетинговой стратегии Петербурга, которая сейчас разрабатывается, усилят позиции города и помогут увеличить приток инвестиций.

Брендирование сегодня выходит за рамки представлений о привлекательности регионов для туристов. Оно становится тесно связанным с долгосрочными приоритетами развития. Для потенциального инвестора бренд должен отражать различные аспекты инвестиционного климата, для потенциального работника из других регионов или стран – качество жизни и возможности профессионального роста, для туриста – достопримечательности. Как изменение имиджа региона влияет на приход инвесторов, увеличение турпотока, улучшение благосостояния местного населения, попытаются выяснить участники круглого стола «Брендинг и маркетинг территорий – новые возможности для развития».

Происходящие во всех отраслях экономики изменения увеличивают роль регионов в формировании инвестиционного климата. Компетенции каждого субъекта очевидны, и в условиях экономической стагнации у власти и бизнеса появится причина теснее налаживать взаимодействие и эффективнее выстраивать диалог. Это необходимо, чтобы и те и другие могли принимать качественные управленческие решения. «Эксперт Северо-Запад» готов выступить в качестве площадки для обсуждения актуальных проблем.

Санкт-Петербург