В процессе узаконивания

В условиях сегодняшнего дефицита бюджетов государственно-частное партнерство становится для регионов едва ли не единственной возможностью привлечь средства на обновление инфраструктуры. Но применение этого механизма тормозится из-за несовершенства законодательной базы

Фото: INTERPRESS / PICVARIO
Реконструкция аэропорта «Пулково» – уникальный проект на основе ГЧП, под который Петербург сумел создать нормативно-правовую базу

Очевидно, что государственно-частное партнерство (ГЧП) может и должно быть задействовано не только при строительстве крупных объектов, но и в проектах меньшего масштаба на муниципальном уровне – в ЖКХ, социальной сфере и т.п.

В Петербурге подобный опыт уже есть: помимо «Пулково» и Западного скоростного диаметра здесь на основе ГЧП успешно реализуется проект создания в новых жилых районах Славянка и Новая Ижора (Пушкинский район) социальной инфраструктуры – строятся детские сады и школы.

Сейчас на территории Санкт-Петербурга основными применимыми нормативно-правовыми актами в сфере ГЧП являются федеральный закон №115 от 21 июля 2005 года «О концессионных соглашениях» и закон Санкт-Петербурга №627-100 от 20 декабря 2006-го «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах».

В соответствии с ними к применению допустимо концессионное соглашение (именно на его основе реализуется проект Западного скоростного диаметра), а также 11 различных моделей соглашений о ГЧП: BOT (строительство – управление – передача), ROT (реконструкция – управление – передача), BTO (строительство – передача – управление), RTO (реконструкция – передача – управление), BOO (строительство – владение – управление), ROO (реконструкция – владение – управление), BOOT (строительство – владение – управление – передача), DBTO (проектирование – строительство – передача в собственность города – эксплуатация) и другие.

Проект «Пулково» реализуется на основе закона Санкт-Петербурга по схеме BOOT: инвестор реконструирует терминал «Пулково-1» и строит на территории аэропорта новый терминал, владеет ими и эксплуатирует их, а затем, по окончании срока реализации проекта, передает их в собственность города. Уникальность проекта состоит в том, что инвестор платит городу за право эксплуатировать терминалы аэропорта «Пулково» в течение всего срока действия соглашения о ГЧП. Строительство детских садов и школ в Славянке и Новой Ижоре ведется по схеме DBTO.

Факторы торможения

Как показывает опыт реализации проектов ГЧП в Санкт-Петербурге и других регионах России, основное препятствие для использования механизмов ГЧП – недостаточно качественное правовое регулирование.

В частности, риски возникают из-за несогласованности норм различных отраслей права, в первую очередь бюджетного и земельного законодательства, которые не «заточены» под проекты ГЧП. Например, серьезным тормозом для многих регионов стало несоответствие порядка предоставления земельных участков, предусмотренного Земельным кодексом РФ, нуждам проектов ГЧП. В ряде случаев нормы законодательства, по сути, предусматривали необходимость проведения двух конкурсов: на заключение соглашения о ГЧП и на предоставление земельного участка.

Иногда именно пробелы и противоречия в законодательстве, регулирующем конкретный проект ГЧП, определяют, в какой форме, в рамках какого механизма он будет реализован, либо вообще заставляют отказаться от него.

Кроме несовершенного законодательства действуют как минимум еще два тормозящих фактора: нехватка практического опыта реализации проектов ГЧП и неготовность государственных структур к участию в них.

Факторы успеха

Успешному привлечению частных инвестиций в проекты ГЧП способствует прежде всего адекватный баланс публичных и частных интересов и эффективное, соответствующее лучшей мировой практике распределение рисков.

Важно помнить, что проекты ГЧП отличаются комплексностью отношений, многочисленностью участников и заинтересованных лиц и, главное, долгосрочностью. Поэтому в них не бывает мелочей. Баланс интересов и система гарантий взаимного исполнения сторонами обязательств должны обеспечивать жизнеспособность проекта в течение всего срока его существования. Перекос в любую сторону – публичного или частного участника – ведет к тому, что проект становится нежизнеспособен, и это подтверждается мировой практикой. Например, в соглашениях по проекту концессии Лондонского метро был допущен существенный дисбаланс прав в пользу частных консорциумов: они сами проводили мониторинг своей производительности и качества оказываемых услуг, не предусматривалось практически никакого механизма контроля со стороны городских властей. Ситуация осложнялась тем, что не была проведена подробная инвентаризация состояния имущества метрополитена (тоннелей, сигнальных систем, вагонов), – это затрудняло оценку реального объема произведенных консорциумами работ.

В итоге первое соглашение было расторгнуто уже через три года после заключения, а оставшиеся два – в течение следующих трех лет.

Платная автомобильная трасса Западный скоростной диаметр – второй крупный проект в Петербурге, свидетельствующий о продуктивности механизма ГЧП при строительстве объектов транспортной инфраструктуры 040_expertsz_42.jpg Фото: архив «Эксперта С-З»
Платная автомобильная трасса Западный скоростной диаметр – второй крупный проект в Петербурге, свидетельствующий о продуктивности механизма ГЧП при строительстве объектов транспортной инфраструктуры
Фото: архив «Эксперта С-З»

Второй фактор успеха применения механизмов ГЧП вытекает из первого. Это так называемая bankability проекта, под которой понимается его соответствие критериям банков для предоставления долгосрочного заемного финансирования. Банки в ГЧП являются полноценными участниками, без которых реализация проекта невозможна. Кроме того, банки интересует, что будет с проектом через 10-15 лет, то есть им важно, чтобы все этапы его реализации шли так, как было изначально запланировано, и чтобы и частный, и публичный участники исполняли свои обязательства. Именно банки оценивают жизнеспособность проекта в долгосрочной перспективе, а также перспективы возврата вложенных средств. Практика показывает: хорошая структурированность и соответствие банковским критериям обеспечит проекту реальный экономический эффект. Так, условия финансирования реконструкции «Пулково», предложенные пулом российских банков, были лучше, чем у западных банков, в том числе банков развития.

Оба фактора успеха тесно связаны: если риски сторон не распределены или распределены неправильно, это может повлечь за собой повышение требований банков по обеспечению возврата средств и высокие процентные ставки, что, в свою очередь, станет непреодолимым препятствием для привлечения частного финансирования проекта.

Первенство у Петербурга

Северной столице удалось стать лидером среди российских регионов в сфере ГЧП за счет комбинации целого ряда благоприятных обстоятельств. В их числе и наличие политической воли, и сотрудничество с Мировым банком – его эксперты неоднократно приезжали в Петербург, делились опытом, давали рекомендации как по поводу формирования городского законодательства о ГЧП, так и непосредственно при реализации проектов.

Санкт-Петербург первым в России создал свою нормативно-правовую базу для ГЧП, приняв упомянутый закон, в котором был учтен и мировой опыт, и особенности российского законодательства.

Формы участия Петербурга в государственно-частных партнерствах закон определяет в таком виде, который, во-первых, понятен иностранным инспекторам и соответствует мировой практике, а во-вторых, позволяет органам исполнительной власти и инвесторам определить возможные модели взаимодействия. Важно, что этот перечень форм ГЧП – не исчерпывающий, и в случае необходимости правительство города имеет право принимать нормативно-правовые акты, утверждающие иные формы ГЧП. Например, этой возможностью оно воспользовалось, издав постановления о форме участия Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах: №392 от 16 апреля 2008 года, №81 от 27 января 2011-го и №82 от 28 января 2011 года. Важно, что закон устанавливает компетенцию исполнительных органов городской государственной власти при реализации ГЧП-проектов: по сути, это дополнительная гарантия того, что проект состоится.

В законе, а также в двух постановлениях правительства Санкт-Петербурга от 31 марта 2009 года (№346 и №347) описывается подробный алгоритм взаимодействия различных органов исполнительной власти при реализации проектов ГЧП на всех этапах. Внятность и прозрачность алгоритма тоже, безусловно, работают на успешность начинаний.

Создатели закона обеспечили ему еще одно неоспоримое достоинство, постаравшись максимально полно гармонизировать его положения с действующим законодательством. В частности, риски, связанные с предоставлением земельных участков в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ и постановлением правительства РФ №808 от 11 ноября 2002 года «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков», были снижены за счет конструкции «совмещенного конкурса», когда конкурсы на отбор инвестора по проекту и на предоставление земельного участка проводятся в рамках единой процедуры, полностью соответствующей требованиям федерального законодательства.

Таким образом, Санкт-Петербург уже располагает правовой базой, позволяющей успешно применять формы государственно-частного партнерства в самых различных сферах и масштабах.

Не вдаваясь в детали

Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации на пленарном заседании 26 апреля 2013 года приняла в первом чтении проект федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации».

По объему законопроект небольшой, а по характеру – скорее рамочный. С одной стороны, он содержит ряд норм, весьма значимых для дальнейшего развития ГЧП в России, с другой – страдает недостаточной проработанностью некоторых деталей.

Так, в нем определены ключевые понятия в сфере ГЧП и основные обязательства частного и публичного партнера. Это первый шаг к унификации понимания ГЧП, который, конечно, стоит поприветствовать. Кроме того, это позволяет снизить риски разграничения ГЧП и государственных контрактов (хотя с вступлением в силу нового закона о контрактной системе такие риски примут несколько иную форму). Однако выбранный законодателями метод определения применимых форм – через описание возможных функций публичного и частного партнера – едва ли можно назвать оптимальным. Практика показывает, что органам государственной власти и инвесторам комфортнее, когда закон предусматривает конкретные варианты допустимых форм взаимодействия частного и государственного сектора.

Законопроект предполагает внести в Земельный кодекс РФ изменения, чтобы земельные участки под проекты ГЧП предоставлялись без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и без предварительного согласования мест размещения объектов. Это очень важное положение – оно снимет целый ряд рисков, связанных с реализацией проектов ГЧП. Однако здесь же обнаруживается и лакуна: в законопроекте не уделяется внимания рискам, связанным с расторжением договора аренды земельного участка в связи с досрочным расторжением соглашения о ГЧП. Также не учитываются риски, возникающие в связи с возможностью приватизации частным партнером земельного участка, на котором расположен объект соглашения о ГЧП.

Одно из достоинств законопроекта – положение о возможности заключения прямых соглашений с банками, то есть специальных соглашений между кредиторами, частным партнером и государством (при этом оговаривается дополнительная защита интересов кредиторов). В нынешнем российском законодательстве возможность заключения таких соглашений с кредиторами предусмотрена в ч. 4 ст. 5 закона «О концессионных соглашениях» применительно к проектам создания и реконструкции автомобильных дорог. По законопроекту заключение прямых соглашений допустимо для всех проектов ГЧП. При этом систематическое толкование положений закона о концессиях и законопроекта о ГЧП ведет к парадоксу: получается, что с принятием законопроекта прямые соглашения можно будет заключать по всем проектам ГЧП, но это не касается концессионных соглашений, заключенных не в отношении автодорожных проектов, поскольку закон «О концессионных соглашениях» предусматривает заключение прямых соглашений только по дорожным проектам.

Законопроект не регулирует и вопросы, связанные с бюджетным законодательством. Так, не решена проблема применимости к соглашениям о ГЧП п. 3 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ. Этот пункт касается контрактов, длительность производственного цикла выполнения которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств (три года). Таким образом, сохраняется ситуация, когда с точки зрения бюджетного законодательства наименее «рискованным» является финансирование проектов ГЧП, реализуемых на основе концессионных соглашений, – в силу прямого указания на них в ч. 5 ст. 79 Бюджетного кодекса.

Принятие нового федерального закона №44 от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» стало одной из важнейших реформ российского законодательства за последние годы. В связи с этим выглядит странным положение законопроекта о внесение изменений в федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который перестает действовать 1 января 2014 года. При этом положения законопроекта не позволяют разграничить соглашения о ГЧП и контракты, заключаемые в рамках федерального закона №44, что создает риски, связанные с переквалификацией отношений по проекту в отношения по исполнению государственного контракта.

Наконец, отметим, что исходя из текста законопроекта, правительство РФ должно принять ряд нормативно-правовых актов (НПА), регулирующих отношения по реализации проектов ГЧП в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Пока такие НПА не будут приняты, закон фактически работать не будет.

Сам факт принятия проекта федерального закона о ГЧП демонстрирует несомненную заинтересованность государства в дальнейшем развитии ГЧП в России. Однако законопроект, решая ряд проблем, одновременно создает новые, а обусловлено это в первую очередь его недостаточной интеграцией в постоянно меняющееся российское законодательство. И это придется учитывать, принимаясь за проект ГЧП.

Санкт-Петербург