Анимализм и зооморфизм художника Копейкина

Культура
Москва, 04.11.2013
«Эксперт Северо-Запад» №44 (641)
Николай Копейкин: «Мое искусство пошло в массы»

Фото: архив «Эксперт С-З»

Картины этого художника очень-очень русские. Причем во всех смыслах. Случай уникальный: и соотечественники понимают, что он хотел сказать, и заграничная публика принимает его выставки на ура. Кроме художественной деятельности он еще пишет сценарии и плодотворно работает вместе с рок-музыкантами, например с группой «НОМ». О том, как пишутся картины и создаются декорации к фильмам, поведал художник Николай Копейкин.

– Николай, я подозреваю, что сейчас вы либо строите планы, либо уже осуществляете какую-нибудь интересную задумку. Знаю, что у вас есть замыслы по изменению облика Петербурга…

– У меня была идея проекта по установке группы купающихся слонов на Фонтанке. Вообще, там они и купались еще в XVIII веке. (Видимо, Николай Копейкин вспоминает историю о том, как в 1711 году на Зверовом дворе на месте нынешнего Мраморного дворца размещались «живые подарки» от персидского шаха – слон, львы и тигры. Для слона построили специальный Слоновый двор. На водопой животное водили к близлежащей Фонтанке. Слон выглядел очень внушительно по соседству с коровами и лошадьми. Образ мирно пасущегося слона, видимо, породил новое слово в русском языке – «слоняться». – «Эксперт С-З».) Я думаю, это было бы интересно – туристы могли бы на лодках подплывать, фотографироваться. Пьяным людям было бы где справить нужду…  Кроме того, у нас был еще один проект, тоже не осуществленный пока, – в рамках последней выставки, которая у нас прошла с «Колдовскими художниками» («КОЛХУи»), мы предложили использовать крыши Петербурга в качестве одного большого полотна, на котором рисуется все, что угодно. Увидеть это можно было бы только из космоса.

Николай Копейкин. «Война миров» 029_expertsz_44_1.jpg Фото: архив «Эксперт С-З»
Николай Копейкин. «Война миров»
Фото: архив «Эксперт С-З»

– Расскажите, как так получилось, что вы оформили плакат для «Петроэлектросбыта» про бабу Пеню и прочих персонажей: «Сорок дней не платишь, Сеня! Познакомься: баба Пеня…»…

– Дело в том, что руководители «Петроэлектросбыта» оказались яростными поклонниками группы «НОМ». И до сих пор ходят на наши концерты. Они заказали мне эти плакаты. То, что вы видели в «Петроэлектросбыте», – совсем маленькая часть того, что сделано на самом деле. Потому что многие плакаты, по мнению руководства компании, оказались очень неполиткорректными по отношению к плательщикам. Поэтому у меня дома есть ящик с этими забракованными плакатами. Какую-то часть я, правда, выкладывал в интернете.

Еще по городу ведь ездил автобус, разрисованный нами. Выделили нам «ГАЗель», и мы ее примерно неделю оформляли. Там были помещены рисунки и специальные назидательные стихи о том, что нужно платить за «коммуналку»: «Им на водку денег хватит, ведь за свет они не платят!» И к этому стиху были пририсованы пляшущие мужики. Даже на крыше было изображение: «Ребенок, иди скорей к своей матери! Пусть бежит в кассу и свет оплатит». Эта картинка была рассчитана на детей. А сзади на «ГАЗели» была нарисована полицейская будка – за решеткой сидел мужчина, рядом с которым стоял страж порядка с ружьем. Мужик за решеткой говорит: «Мать, прости! Мои счета оплати…» Только одному человеку в Петербурге эта «ГАЗель» не понравилась – водителю соседней «ГАЗели» из автопарка: «Какую машину испортили!»

Как Кукрыниксы

– Вы пишете сценарии вместе с Андреем Кагадеевым. Как вы с ним познакомились?

– В 1998-м или 1999 году группа «НОМ» выступала на концертной площадке «Спартак» – там же висела моя выставка. Картины увидел Андрей, и, как он потом признавался, они произвели на него сильное впечатление. А потом нас уже лично познакомили. И с этого момента нам с ним стало понятно, что нужно общаться и вместе работать. Сначала были планы по музыкальной постановке, а потом совершенно неожиданно мы сели писать сценарий. Так получился сказочный триллер «Пасека».

– Как вы уживаетесь в этом творческом тандеме?

– Меня больше волнует художественная часть – декорации, костюмы и т.д. А Андрей ведет режиссерскую работу. Кроме того, он еще занят организационной и административной работой. Ему тяжелее. Мы работаем так, как рисовали Кукрыниксы (три художника, работавшие методом коллективного творчества. – «Эксперт С-З»).

Битва снеговиков с углевиками. Холст, масло. 2002 год 029_expertsz_44_2.jpg Фото: архив «Эксперт С-З»
Битва снеговиков с углевиками. Холст, масло. 2002 год
Фото: архив «Эксперт С-З»

– Николай, где и когда можно предварительно узнавать о ваших выставках? И будут ли новые альбомы? Ведь современное искусство, как принято сегодня говорить, представлено широко, но не вызывает особых эмоций... А вот ваше – другое дело.

– Во-первых, обо всех выставках сообщается на сайте группы «НОМ». И у нас в социальной сети есть группа «КОЛХУи» (секта «Колдовских художников»). Мы сейчас хотим выпустить альбом прежде всего «Колдовских художников», а не одного Николая Копейкина.

Тату а-ля Копейкин

– А вы знаете, что ваша «Битва снеговиков с углевиками» оформлена в виде татуировки?

– Да, меня даже пригласили на тату-конвенцию и там познакомили с мастером. Его зовут Кирилл Тотай. Мне еще присылали картинку с татуировкой «Война миров» на всю спину. И эту же «Войну миров» я видел в качестве аэрографии для авто. Машина ехала по МКАД. Так вот мое искусство пошло в массы.

– Кто сегодня главный герой в творчестве «НОМ»?

– Вначале были инженеры – видимо, это следствие влияния советского прошлого. Теперь постепенно в анимализм уходим. Что-то у нас теперь много и свиней, и медведей. Развитие идет в сторону смешения человеческой и животной натуры.

– А чем на данный момент заняты Михаил Потапыч и его подруга (персонажи, фигурирующие в целой серии работ художника. – «Эксперт С-З»)? И не стали ли они случаем белоленточниками?

– На белоленточные митинги они не ходили. Им не до этого. Им нужно пушнину сдавать. По магазинам ходить. Топтаться… У них много дел. Скоро к ним в гости приедет брат – белый медведь. Так что – ждем.

Санкт-Петербург

Справка

Николай Копейкин родился в 1966 году в Томске, живет и работает в Санкт-Петербурге. В 1990-м окончил БГПИ (факультет иностранных языков), в 1994-м – БГТУ имени В.Г. Шухова (факультет экономики и менеджмента, кафедра теории и методологии науки). С 1997 года – петербургский художник. С 2002-го – лидер художественного объединения «КОЛХУи» («Колдовские художники»). Создатель и последователь собственного направления в изобразительном искусстве – мультреализма. Режиссер студии «НОМФИЛЬМ», музыкант. Участник петербургского андеграунда. Его работы находятся в коллекциях Третьяковской галереи, Русского музея, «Эрарты» и в частных коллекциях по всему миру.  

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №44 (641) 4 ноября 2013
    Лесная промышленность
    Содержание:
    В лесу грянул срыв

    Для российской лесной промышленности 2013 год стал провальным. А на Северо-Западе отрасль хромает второй год подряд – объемы заготовки леса, по данным Управления Рослесхоза по СЗФО, снизились еще в 2012-м. А сфера переработки закредитована, почти не модернизируется и нуждается в сырье

    Реклама