Футбольные фанаты как фактор жизни

Культура
Москва, 11.11.2013
«Эксперт Северо-Запад» №45 (642)
Дуги Бримсон: «Те, кто не поддерживает “Зенит”, не отключат газ у себя на кухне»

Фото: архив «Эксперт С-З»

Автор ряда книг о футбольных болельщиках и сценарист фильма «Хулиганы зеленой улицы» Дуги Бримсон весьма популярен в России. Бывший football hooligan и писатель многое знает о межнациональных конфликтах среди болельщиков, проявлении агрессии и жестокости на стадионе во время матчей, взаимосвязи политики и футбола. Он также убежден, что футбольные фанаты определенным образом влияют на экономические процессы в стране:

– Если человек нарушает законы, его наказывают, но это, на мой взгляд, не решение проблемы. Нужно научиться общаться с болельщиками, понять их мотивы, что ими движет. Точно так же, чтобы бороться с преступностью, например с кражами, нужно узнать законы воровской среды.

Чтобы ситуация изменилась, этого должны захотеть прежде всего сами болельщики. Другой вопрос, как именно должна измениться ситуация: изменят ли они отношение к футболу или найдут ему замену. В любом случае обыкновенное подавление фанатских выступлений – решение очень сомнительное. Простой пример. Пришли пять человек в кинотеатр, что-то сотворили – их выставили. Они пришли снова – их снова выставили. В следующий раз их не пускают, и люди начинают «творить» вне кинотеатра. Если мы хотим разобраться в данной ситуации, то должны спросить их, в чем дело, чем они недовольны, что происходит. Если их выслушать, возможно, получится что-то сделать. Но это очень сложно.

– И что же они могут сказать, если их спросить?

– Футбольные хулиганы крайне фанатичны. Есть те, кто читает о футболе в газетах, смотрит его по телевизору или ходит на матчи. И есть такие, кто не пропускает ни одну игру. Каждый лично решает, насколько стоит отдавать себя футболу. А те, кого мы называем хулиганами, отдают ему все – вся их жизнь связана с футболом, они одержимы им. Футбол становится для них религией. Ввязываясь в те или иные ситуации, они отстаивают честь и репутацию – свою и клуба. Если мы приходим и предлагаем ребятам отказаться от части их жизни, это выглядит как минимум странно.

Политическая сила?

– Какова, по вашему мнению, роль фанатов в общественно-политической жизни страны?

– Вот пример. В период распада Югославии на шесть отдельных государств в начале XXI века первые конфликты происходили именно на футбольных матчах. И в тот момент болельщиков впервые стали воспринимать как некую политическую силу… Первым делом мы всегда говорим об отрицательной стороне футбольного хулиганства, забывая о положительной. Например, в 1980-е годы в Англии процветал расизм.

Я считаю, что именно футбол положительно повлиял на ситуацию: в то время в клубах стали появляться темнокожие игроки, и остальные стали понимать, что не могут дразнить «черножопыми» ребят, которые играют в их команде…

– Что вы думаете о противостоянии между болельщиками, которое выходит за пределы футбольного клуба, превращается в противостояние между представителями разных национальностей. Например, сравнительно недавно на матче «Зенит» – «Терек» футбольные фанаты сожгли флаг Чечни.

– В каждой стране – свои фанаты. Но все футбольные хулиганы пользуются одним инструментом – они провоцируют. Принижать другую команду, всячески задевать и цеплять ее фанатов доставляет им удовольствие и является «фирменным знаком», поэтому национальный элемент тут на самом деле вторичен.

– Есть мнение, что политики могут использовать  футбольных фанатов в своих интересах. Грубо говоря, провоцировать протесты и погромы в политических целях…

– Мне это кажется маловероятным, поскольку политики видят угрозу со стороны футбольных болельщиков. В Великобритании каждую субботу на футбол ходят 2-3 млн человек. Это большая сила, много голосов, а у политиков, как правило, краткосрочный интерес. Они получат эти голоса, а дальше продолжат заниматься своими делами. А кто продолжит работу с болельщиками? Гипотетически может появиться такая фигура, которая работала бы с футбольными фанатами, пыталась бы что-то сделать для них, вступала бы с ними в диалог. Не используя их, а стараясь как-то помочь. Для многих людей футбол – это все, что у них есть. Появление такой фигуры определенно укрепило бы взаимодействие политики и футбола.

Дуги Бримсон – автор ряда книг о футбольных фанатов: «Команда», «Самый крутой», «Фанаты» и других 045_expertsz_45.jpg Фото: архив «Эксперт С-З»
Дуги Бримсон – автор ряда книг о футбольных фанатов: «Команда», «Самый крутой», «Фанаты» и других
Фото: архив «Эксперт С-З»

– А если, скажем, какая-то партия, например лейбористская рабочая, вступит в контакт с болельщиками и будет действовать против партии консерваторов? Или другая политическая сила захочет их использовать? К чему это может привести?

– Именно такого вовлечения в партию я не могу себе вообразить. Считаю, было бы идеально, если бы бюрократы занимались своими делами, а политики взяли бы на себя решение отдельных вопросов и действительно работали бы с футболом. Такие прецеденты были: во время войны в Ираке и конфликта в Афганистане партия «зеленых» получила поддержку. Была очень хорошая реакция. Думаю, такая ситуация возможна с футболом: какая-то фигура аккумулирует эту энергию, обретет поддержку и сможет начать действовать в сфере политики.

– Вот, например, президент России и губернатор Петербурга встречаются с футбольными фанатами. Что думаете об этом?

– Вопрос в том, делают они это в целях формирования политического имиджа, стремясь попасть в газету, или потому, что они сами – фанаты футбола. Когда ты идешь на футбольный стадион, неважно, кто ты. Болельщики сразу поймут, пришел человек на футбол (и это – одна история) или затеял данный поход ради фотографий или какой-то другой выгоды (и это – история совсем другая, которая фанатам неинтересна).

Вместе – сила

– Могут ли фанаты каким-то образом повлиять на экономику страны?

– На уровне отдельных болельщиков – нет. Никто не станет покупать телефоны или машины спонсора клуба-конкурента. Но возьмем большой бизнес. Например, банк Barclays – спонсор английской премьер-лиги. Понятно, что люди не перестанут хранить деньги в этом банке.

В Англии очень часто проблемы решаются по мере их поступления, иногда – слишком поздно. Действует принцип «когда кто-то высадится на остров, тогда и зачешемся». Думаю, в России ситуация похожая. Есть те, кто не поддерживает «Зенит», но они же не отключат газ у себя на кухне!

Футбол – глобальное явление, которое может вывести компанию или отдельную личность на всемирный уровень, влить силу в бренд. Возьмем Дэвида Бэкхема. Он начал с футбола, а стал одним из самых известных людей в мире. Его имя само по себе является мощным, раскрученным брендом.

Подобная ситуация возможна и в бизнесе. Сознание людей – как губка. Когда бизнесмен становится спонсором определенной футбольной ассоциации, через какое-то время она прочно связывается с его именем. Безусловно, это может серьезно продвинуть бизнес.

– Как вы думаете, с чем связано увеличение количества случаев проявления жестокости среди фанатов в других видах спорта, например в хоккее?

 – На самом деле и в других видах спорта жестокость – нередкое явление. Как раз недавно имел разговор на тему, дерутся ли в жизни те, кто следит за боксом. В Англии – еще как дерутся! А в Польше, например, фанаты баскетбола проявляют ту еще жестокость. Футбол просто привлекает больше внимания, поскольку является доминирующим видом спорта.

Все это отражает изменения, происходящие в обществе в целом. Агрессии становится больше. Когда встречаются два человека, поддерживающих разные команды, трудно что-то предпринять, чтобы пресечь их противоборство.

– Так быть фанатом – хорошо или плохо?

– Как фанат спорта считаю, что фанатское движение – неотъемлемая часть жизни общества. Прежде всего спорт дарит нам эмоции, дает возможность выплеснуть напряжение. Это интрига для тех, кто смотрит матчи, потому что никогда неизвестно, чем они закончатся. Поэтому ходишь на все игры, поскольку никогда не знаешь, которая из них станет той самой.

Я жду от болельщиков какого-то общего решения, чтобы они сделали что-то хорошее вместе. Все-таки много хорошего в мире футбола происходит именно благодаря фанатам.

Санкт-Петербург

Справка

Дуги Бримсон родился в 1959 году в Уотфорде (Великобритания). Автор книг «Команда», «Самый крутой», «Фанаты» и других, а также сценарист фильма «Хулиганы с зеленой улицы» (2004 год). По образованию инженер, 18 лет прослужил в британских ВВС, участвовал в боевых действиях на Фолклендских островах и в Ираке. Писательский дебют состоялся в 1996 году: книга «Куда бы мы ни ехали» написана в соавторстве с братом – Эдди Бримсоном. Первое самостоятельное произведение – «Все о футболе для настоящих мужчин» – вышло в свет в 1998 году.

Дуги Бримсон болеет за футбольный клуб Watford. 

У партнеров

    Реклама