Решать проблемы малого бизнеса

Спецвыпуск
Москва, 11.11.2013
«Эксперт Северо-Запад» №45 (642)
Эльгиз Качаев: «Уходящий год выдался достаточно удачным для малого бизнеса, так как резких изменений на рынке не произошло»

Фото: архив «Эксперт С-З»

Всего год назад в помощь бизнесу в Петербурге появился новый комитет – по развитию предпринимательства и потребительского рынка. Его возглавил Эльгиз Качаев – известный в бизнес-кругах человек. Накануне конгресса «Газели Северо-Запада» Эльгиз Качаев рассказал корреспонденту «Эксперта С-З» о том, как прошел первый год работы нового комитета и как живется в Петербурге малым предпринимателям:

– Главное для предпринимательского сообщества – уверенность в том, что власть не будет действовать вероломно. Некоторое недоверие у бизнеса, конечно, еще есть, но мы работаем над тем, чтобы доказать: наши слова – не пустой звук, это действия и реальная помощь. Когда мы говорим о поддержке предпринимательства, прежде всего имеем в виду такую рабочую схему, при которой правила игры понятны обеим сторонам – и предпринимателям, и государственной власти. И если правила меняются, то их должны менять совместно власть и бизнес-сообщество, которому  надо объяснить и доказать правильность своей позиции. Я считаю, что комитету  удалось выстроить диалог с предпринимателями, и считаю, что это одно из самых главных наших достижений.

– Как вы оцениваете состояние малого и среднего бизнеса в городе? Что влияет на динамику числа компаний?

– Прошлый год в Санкт-Петербурге отмечен ростом количества малых и средних предприятий приблизительно на 5%. Но называя цифры, мы основываемся только на данных статистики – не всегда понятно, каков реальный прирост или уменьшение. Бывает,  некоторые компании открывают вдруг по 20 малых подразделений, а потом решают сделать одну крупную фирму и закрывают их. Поэтому о динамике говорить достаточно трудно. В целом можно сказать, что уходящий год выдался достаточно удачным для малого бизнеса, так как резких изменений на рынке не произошло. Хотя некоторое ухудшение экономической ситуации, конечно, чувствуется, в том числе в регионах и на продовольственном рынке, где работают мелкорозничные поставщики. Широко обсуждаемый рост страховых взносов с января 2013 года для действующих ИП на деле оказался не таким уж и большим. Но он послужил поводом закрыть фирмы-пустышки, и это хорошо. Участие малого и среднего бизнеса в госзаказе увеличилось до 20%, и это тоже должно положительно сказаться на деятельности небольших компаний.

– Какие изменения ждут систему поддержки малого и среднего бизнеса?

– В бюджете Санкт-Петербурга на 2014-й на поддержку малого и среднего бизнеса заложена почти такая же сумма, как в этом году. Следующий год будет переломным, потому что мы меняем программу в целом, хотя некоторые изменения внесены и в 2013-м. Но все это произойдет, конечно, не мгновенно. Взять и сразу поменять всю систему государственной поддержки мы не сможем – здесь нужно действовать постепенно.

Сегодня в городе успешно действуют 13 программ поддержки малого и среднего бизнеса. Политика оказания государственной поддержки такова, что мы стараемся все больше отходить от грантов – их число ограничено, а компаний-претендентов всегда очень много. Нельзя же устраивать тендеры на грант – кто меньше попросит, тот и выиграл. Конечно, если бы у нас было 10 млрд рублей, наверное, их бы на всех хватило. Но это в принципе неправильный подход. Даже предприниматели говорят, что прямая раздача денег – это наркотик. Когда бизнес рассчитывает на государственные деньги, это нехорошо,  это очень расслабляет. В то время как ты сам должен образовываться, думать о том, куда двигаться дальше, и наращивать контакты, заниматься поиском контрактов. Это как с детьми в семье. Если ты им все время помогаешь материально, то зачем им зарабатывать самим, зачем напрягаться? Поэтому мы и стараемся уйти от прямых денежных субсидий. И я не думаю, что сокращение финансирования программ поддержки сильно повлияет на состояние малого и среднего бизнеса. Просто меньше компаний получат «легкие деньги».  Конечно, несколько миллионов, вложенных в компанию, никогда не будут лишними, но и без них предприниматели проживут. Другое дело, что мы должны перенаправить выделенные средства таким образом, чтобы это повлияло на ведение бизнеса в целом, на общий уровень образованности предпринимателей. При такой системе мы сможем охватить большее количество бизнесменов. Мы  направим больше средств на образовательные программы, такие как семинары и технологические стажировки, на организацию мероприятий, связанных с субконтрактингом. А если все пойдет удачно – и на поддержку социально направленного бизнеса.

Кроме того, существуют очень востребованные программы, которые нам бы хотелось поддерживать и развивать. Например, если бюджетное финансирование будет увеличено, мы сможем реализовать по лизингу долгосрочные программы, а не разовые, как сейчас. Лучше мы возместим 70% затрат компании, зато на протяжении нескольких лет сможем отслеживать эффективность ее работы.  А существующая  программа по лизингу у нас сейчас не совсем правильно выстроена. Но мы и над этим работаем!

Не без проблем

– Какие серьезные препятствия для развития малого и среднего бизнеса вы успели увидеть?

– Бизнес Петербурга разный, и трудности у него тоже разные. Например, в сфере строительства главная проблема – уменьшение заказов для малого бизнеса, у производственных компаний – также поиск заказчиков, плюс дороговизна денег. При этом я считаю, что административных барьеров для малого и среднего предпринимательства у нас в городе почти нет. Есть серьезная проблема –  регистрация прав собственности в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (ФРС). Это очень сильно тормозит получение лицензий, залогов и кредитов в банках. Но ФРС – это федеральная, а не региональная структура. А если все-таки говорить о проблемах городского масштаба, то их время от времени испытывают предприниматели, работающие в сфере торговли. И, пожалуй, у строителей есть проблема – предпринимателей не устраивают сроки согласования проектов. Претензий к работе налоговой инспекции, насколько я знаю, у предпринимателей сейчас нет. Открыть предприятие сегодня действительно легко. Да, деньги дорогие, но это общие рыночные механизмы, и мы пытаемся сгладить их влияние при помощи самых разных программ поддержки.

Существуют, конечно, и некоторые  федеральные препятствия, например в энергетике – Федеральное постановление №442 от 4 мая 2012 года, регулирующее правила полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии. Его исполнение негативно сказалось на городском бизнесе, но нам удалось  договориться с «Ленэнерго» и дать возможность предпринимателям выйти в законное юридическое поле и обелить себя. У легкой промышленности свои сложности – ей нужны площади, помощь в организации  шоу-румов. Мы уже решили, что будем готовить для них отдельную специальную программу и развивать в городе эту сферу.

– Проблема доступности банковских кредитов – одна из наиболее часто обсуждаемых. Как продвигается работа Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса?

– Фонд работает очень хорошо. Его деятельность направлена на несколько сфер, при этом он постоянно  расширяет свою линейку предложений. С его помощью бизнес привлек уже около 70 млрд рублей кредитов. Очень важное преимущество фонда – он  дает гарантию перед банками, до 70%. Сейчас мы хотим распространить этот механизм и на лизинг. Ведь бизнесу зачастую нужны не столько прямые деньги, сколько гарантия. Это действительно очень важный момент. Кроме того, фонд предоставляет кредиты на очень выгодных условиях – до 1 млн рублей под 10% годовых. Таких цифр в банках просто не существует. Для микропредприятий это прекрасное подспорье.

Настроения бизнеса

– Налажен ли механизм решения конкретных проблем предпринимателей?

– Когда мы сталкиваемся с проблемами на федеральном уровне, действуем по многоступенчатой схеме: вместе с деловым сообществом формируем запрос и через городское правительство или  посредством общественных деловых организаций выводим  его на федеральный уровень. Иногда тот или иной ФЗ у нас в городе нерационален. Согласитесь, Москва и Петербург – особые города, и то, что касается города со стотысячным населением, нельзя распространять в крупном мегаполисе. Сейчас мы совместно с Минэкономразвития и Министерством промышленности и торговли как раз работаем над тем, чтобы в федеральном законе сделать оговорку для Петербурга и Москвы.

На региональном уровне для решения проблем у нас существует обширная инфраструктура: и совет при губернаторе, и бизнес-омбудсмен, и сам комитет, и общественные деловые организации. Если говорить про совет, то у него своя задача. На заседания собираются все главы районов и руководители комитетов, которые сообща доносят до первых лиц города трудности и проблемы петербургского предпринимательства. Больше нигде не получается всех собрать в одном месте, поэтому это важно. Омбудсмен – это, как правило, «пожарная красная кнопка». Его главная задача – решить вопрос, не допустить критической ситуации и увидеть проблему еще до того, как она назреет. И если уж что-то случилось – максимально помочь предпринимателю, чтобы все обошлось без последствий. Он такой своеобразный  защитник, адвокат бизнеса. Нам очень важна обратная связь с бизнесом. Чтобы предприниматели приходили к нам с идеями, с инициативами, со своим мнением о том, как улучшить ситуацию или разрешить существующую проблему. Я готов рассматривать любую, самую фантастическую идею. Вот, например, сейчас к нам вышли с предложением создать малую субконтрактную биржу. Оказалось, что не только крупный бизнес готов давать работу небольшим компаниям, но и сами малые фирмы готовы размещать заказы.

– Как вы оцениваете перспективы развития малого и среднего бизнеса в Петербурге?

– В целом у меня складывается ощущение, что настроение бизнеса в Петербурге меняется, и меняется в положительную сторону. Конечно, комитет только-только начал работу, но его и организовали, чтобы он решал проблемы бизнеса, создавал для него новые возможности.

Я рассчитываю, что в ближайшем будущем, если не произойдет страшных экономических кризисов, количество малых и средних предприятий в Петербурге будет только увеличиваться. Все больше людей должно переходить на самозанятость. Ведь вся прелесть малого бизнеса, помимо того что он платит 30% налогов в городе, – именно самозанятость населения. Это получается только если люди понимают: вместо того чтобы идти куда-то по найму, лучше создать что-то свое. Комитет, со своей стороны, готов всеми силами поддерживать такие начинания. Например, не секрет, что предпринимательство в социальной сфере у нас развито слабо, но есть  мамы с маленькими детьми, которые готовы создавать частные детские садики, – и в этом году одна из программ поддержки направлена как раз на развитие социального бизнеса. Кроме того, Петербург – город туристический, соответственно, должно быть больше отелей, кафе и ресторанов, развлекательных мест. Плюс промышленность, инновации, наука, образование – все это тоже рынок, который открывает перспективы для развития малого бизнеса.

В городе проходят многочисленные форумы и выставки, и это, безусловно, важное условие для развития бизнеса. Тем более что город сейчас превращается в одну большую конгрессную площадку. И здесь комитет плотно сотрудничает со всеми деловыми организациями – мы объединяемся и совместно готовим сильные, интересные мероприятия. Мы вообще много занимаемся образованием предпринимателей: организуем обучающие курсы, проводим семинары, направляем людей на зарубежные стажировки. Надо сделать все, чтобы люди не боялись становиться предпринимателями, понимали, что город стоит на защите их прав.

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама