И опыт, сын ошибок трудных…

Чтобы достичь успехов, молодым предпринимателям нужна мотивация. В бизнесе очень важен драйв, и тогда шансы на успех значительно повышаются

На состоявшемся на прошедшей неделе конгрессе «газелей» Северо-Запада, организованном «Экспертом С-З», венчурные инвесторы и предприниматели не только делились успешным опытом стартапов, но и предостерегали от ошибок, допущенных в собственной практике.

В бизнесе есть огромное количество подводных камней. Есть и грабли, на которые вы в любом случае рано или поздно наступите. Например, как правило, предприятия начинаются в партнерстве. Но потом эти альянсы могут расстроиться, а это всегда конфликтные и болезненные моменты, причем не только для бизнеса, но и для внутреннего состояния экс-партнеров. Компания может начинаться с объединения нескольких людей, однако обычно их жизненные циклы подвержены изменениям. Тогда либо эти люди разойдутся, либо им надо будет принять для себя решение – остаться вместе, но в ущерб каким-то бизнес-интересам.

По моему опыту, в России 90% предприятий начинаются на дружеской основе. Это значит, что кто-то кого-то где-то знает: это знакомые знакомых, друзья детства или приятели со школы. Все они поначалу дружно сидят за столом, потребляют горячительные напитки и планируют будущий бизнес. Но в отличие от той же Англии, где, как бы вы ни дружили, принято говорить: «Да, мы обо всем договорились, но завтра наши адвокаты все оформят документально», у нас долгое время юридическое оформление доли и роли каждого участника  компании считалось проявлением недоверия к партнеру, противоречащим дружеской эмоциональной атмосфере. А на самом деле это краеугольные камни любого начинания – изложить все на бумаге и подписать на берегу. Пока компания маленькая, и эти ошибки маленькие, они нивелируются, в том числе за счет эмоционального драйва. Но когда компания растет, ошибки растут пропорционально, а иногда – еще и быстрее самого предприятия. И это все рано или поздно выльется в проблему. Я давно выступаю в качестве инвестора – мне нравится находить точки роста и вкладывать туда деньги  и собственный опыт. Но, к сожалению, при нашей юридической и бизнес-системе судьба инвесторов в России зачастую печальна. Могу привести один негативный пример из своего многопланового инвестиционного опыта.

Сейчас идет судебное разбирательство (возбуждено уголовное дело) в отношении моих бывших партнеров – совладельцев довольно известного на рынке рекламы петербургского холдинга PVG. Я был инвестором этой компании и участвовал в реализации многих ее проектов. Однако в какой-то момент партнеры решили со мной как инвестором и сопартнером расстаться («Я не хочу с тобой больше делиться», – услышал я в свой адрес от ведущего партнера) – и все проблемы, о которых я уже говорил, проявились, последовали угрозы и давление (что зафиксировано экспертизой). Между нами не было должным образом оформленных юридических договоренностей, что, как я считаю, позволило экс-партнерам оказывать на меня давление и шантажировать, вынуждая отказаться от своей доли в их пользу. Подобные действия на Западе караются достаточно жестко, так как права инвестора – это база инвестиционной экосистемы, а у нас приходится очень сложно доказывать свою правоту. Теперь я отстаиваю права в суде, но, увы, юридические и уголовные процессы в России крайне специфичны. Полагаю, что у нынешних акционеров PVG из-за необдуманных и недальновидных действий по отношению ко мне как к добросовестному инвестору как минимум пострадает репутация (учитывая, что недавно компания объявила о своих планах по выходу на IPO). Сама сфера рекламной деятельности, где почти 70% заказчиков – иностранные публичные компании, очень чувствительна к репутации партнеров, так что расставаться со мной как с человеком, хорошо знающим не только этот рынок, но и всю внутреннюю кухню компании, на негативе было верхом недальновидности.

Возвращаясь к иностранным примерам, отмечу, что в западной практике в подобных случаях используется инструмент «золотого парашюта». Фактически в обмен на этот бонус приобретается некая лояльность бывшего топ-менеджера, чтобы он, зная всю подноготную бизнеса, его слабые места, в течение какого-то времени не продал эту компетенцию конкурентам.

Обращаясь к молодым предпринимателям, порекомендую им посещать курсы, где предприниматели делились бы с ними опытом, но не только положительным, а как раз в большей степени отрицательным. И такое наставничество – очень правильное: представьте, скольких ошибок можно избежать, если вовремя получить дельный совет! На самом деле в венчурном предпринимательстве есть такой термин – «менторство». Когда опытный предприниматель становится ментором проекта и помогает начинающим избежать ошибок и вырастить проект.  Он с высоты опыта видит все проблемы, чувствует их за километр. Мало того, менторство и оценивается отдельно. От качественного ментора зависит и успех проекта, скорость реализации. Зачастую за такое кураторство ментору дают процент в предприятии. Полагаю, институт наставничества даст возможность молодым бизнес-партнерам не поссориться, избежать финансовых манипуляций и подготовиться к моменту, когда, заработав свой первый миллион, они начнут его делить, задаваясь вопросом: «Кто что сделал?»

В любом случае, чтобы достичь успехов, молодым предпринимателям нужна мотивация, а она ищется разными путями. На нее можно натолкнуться случайно, но можно и вычислить. В бизнесе очень важен драйв, и тогда шансы на успех значительно повышаются. Наглядные примеры –  ресторатор Арам Мнацаканов или предприниматель Олег Тиньков. При этом подходы к предпринимательству у них разные. У первого – более ремесленный, как итальянский семейный бизнес. А у второго подход строится на чувстве конъюнктуры и улавливании момента роста нового рынка, когда конкуренция ниже и рост предприятия стремителен. Раньше технологические революции происходили раз в 50-100 лет, а сейчас они происходят одна за другой раз в пять лет: компьютеры, интернет, сотовая связь. И они в корне меняют социальную модель поведения людей. Общество меняется в сторону открытости. Бизнес тоже становится все более прозрачным, и в России все труднее будет применять методы нечестной конкуренции.

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №46 (643) 18 ноября 2013
    Сельскохозяйственное производство
    Содержание:
    Эпоха доморощенной форели

    На Северо-Западе растут объемы выращивания товарной рыбы и рыбопосадочного материала. Так как добыча рыбы в последние 20 лет остается примерно на одном уровне, а потребление растет, рыбоводы рассчитывают составить достойную конкуренцию рыбодобытчикам

    Реклама