Сталлоне, которого никто не знал

Культура
Москва, 18.11.2013
«Эксперт Северо-Запад» №46 (643)
Упражнения знаменитого Рокки в живописи еще пару месяцев назад казались не более чем обычной прихотью голливудской звезды. Поэтому нынешней осенью для многих стало настоящим открытием то, что Сильвестр Сталлоне – действительно неплохой художник

Фото: архив «Эксперт С-З»

Сильвестр Сталлоне лично открыл выставку своих работ в Инженерном замке 27 октября. Это событие вызвало необыкновенный ажиотаж среди журналистов и поклонников.

Пару месяцев назад предстоящая выставка в Русском музее могла показаться хорошо спланированной PR-акцией. Но как бы пафосно это ни звучало, мир мог никогда не узнать Сталлоне-актера.

Начав рисовать значительно раньше, чем играть, он всерьез размышлял о карьере живописца. Но однажды юный художник возвращался домой с занятий и по пути был избит хулиганами. Отец сказал, что парень прежде всего должен уметь постоять за себя, и Сталлоне увлекся боксом. Затем его мыслями завладел театр, и он начал выходить на сцену в некоторых постановках. Тем не менее рисовать Сильвестр не бросил и продолжал брать уроки даже когда уехал учиться в колледж в Швейцарию.

Дикий и свободный

Его живопись называют экспрессивной, динамичной, напряженной, отражающей темперамент неравнодушного человека, агрессивной, как наш мир, наше общество и спорт, которым он занимался. Искусствоведы осторожно называют творчество Сталлоне абстрактным и фигуративным экспрессионизмом, отмечая, что все работы сложно отнести к одному конкретному стилю. Экспрессионизм подразумевает отражение не столько внешнего мира, сколько эмоций самого автора, его душевного состояния. Произведения позволяют увидеть чувства художника, что называется, без самоцензуры, и это делает работы живыми и образными.

Художественный стиль Сталлоне формировался в 1970-х – 1980-х годах. Специалисты отмечают заметное влияние школы абстрактного экспрессионизма, ярким представителем которой был Марк Ротко, а также немецкого экспрессионизма. В Европе тогда было очень популярно течение «Новые дикие» (или «Берлинские дикие»). Поэтому для картин Сталлоне, с одной стороны, характерны некая пастозность и агрессивность, а с другой – своеобразная свобода исполнения и красочность. 

Художник признается, что любит живопись, изобилующую смелыми, драматическими красками. Он – поклонник творчества Казимира Малевича и Марка Шагала. Также в свое время был очень дружен с такими знаменитыми авторами, как Жан-Мишель Баския и Энди Уорхол. 

Рисую то, что чувствую

Сталлоне утверждает, что никогда не стремился выставляться. Он рисовал исключительно для себя до тех пор, пока один из приятелей, увидев картину, не спросил, кто ее автор. По совету друзей художник начал выставлять некоторые работы на благотворительных мероприятиях.

Первая индивидуальная выставка состоялась в 1990 году, а следующая – только 20 лет спустя. В 2011-м работы Сильвестра Сталлоне можно было посмотреть в галерее Гмуржинска в Санкт-Морице (Швейцария), владельцы которой и посоветовали коллегам из Русского музея обратить внимание на талантливого художника.

Сталлоне отмечает, что выставка в Русском музее для него очень почетна, но он ни в коем случае не собирается тягаться с великими мастерами, чьи работы здесь находятся. Хотя сотрудники музея, похоже, считают скромность художника излишней. И изо всех сил стараются показать зрителям, что внимания заслуживает не только имя, которым подписаны работы. Именно поэтому выставка проходит сразу на двух площадках. Основная часть экспозиции находится в Инженерном замке, а несколько картин выставлены в Мраморном дворце вместе с работами знаменитых западных экспрессионистов, в том числе друга Сталлоне – Жан-Мишеля Баския.

В целом посетители выставки могут увидеть 35 работ Сильвестра Сталлоне, написанных им с 1975-го по 2013 год.

Работы художника очень личные. В некоторых он размышляет над образами своих киногероев. Например, картина «В поисках Рокки» написана еще до появления сценария одноименного фильма. Сталлоне говорит, что сначала создал визуальный образ Рокки и только потом перешел к вербальному, то есть к описанию его в сценарии. А поскольку вербальное и визуальное всегда очень тесно переплетаются, на картине помимо изображения можно увидеть еще и слова. Кстати, такой прием – сопровождение образов текстами – Сталлоне впоследствии использовал во многих других работах.

Ряд картин Сильвестр Сталлоне посвящает известным людям, таким как актер Джеймс Дин или комик Уильям Филдс. Образ Майкла Джексона присутствует в целой серии его работ. Художник поясняет, что это не портреты, а его ощущение этих людей. Многие работы посвящены родным, друзьям и коллегам – даже не столько им, сколько связанным с ними событиям, вызвавшим острый эмоциональный отклик в душе художника. Есть и относительно абстрактные произведения. Цитаты самого автора, размещенные рядом с работами, помогают лучше понять, о чем он думал в момент творческого порыва.

Сталлоне называет свои картины способом самовыражения: «Я прибегаю к живописи, когда не могу высказать то, что чувствую. Для меня проще всего передать свои эмоции и внутренний мир на холсте. Здесь я даю выход чувствам, поэтому иногда работы кажутся слишком бурными». При этом их графическая сторона не столь важна. «Например, если я рисую цветок, то для меня главное – не сделать его внешне похожим на оригинал, а передать то, что он думает», – поясняет художник.

Искусство Сталлоне – это искусство эмоций, которые переполняют человека в разных ситуациях. По словам искушенных зрителей, у него очень много повествовательности, заключенной в неповествовательных картинах. А это очень трудно – суметь выразить чувства и эмоции, не изображая события. Кстати, все рамы для картин – авторские. Сталлоне сам подбирает или делает их для каждой новой работы. Из картины в картину переходят и некоторые символы, например часы. Они очень важны, считает он, «поскольку в жизни нам никогда не хватает времени». Нельзя сказать, что искусство Сталлоне – радостное. Как отмечают специалисты, в серьезных произведениях мирового искусства всегда есть доля меланхолии и проблемности. «Возможно, это странно, но когда я чувствую себя несчастным, когда все в мире теряет смысл, я обращаюсь к холсту, и получаются лучшие работы…» – размышляет Сталлоне.

Специально для выставки в Русском музее художник написал в 2013 году несколько картин, в которых ушел от «дикости» в минимализм. «Но это именно то, что я сейчас чувствую», – заключает он.

Таланты и поклонники

Сейчас интерес к Сильвестру Сталлоне как актеру явно перевешивает остальные доводы в пользу посещения его персональной выставки. Специалисты Русского музея отмечают прямо-таки бешеную популярность именно этого события, хотя в музее периодически проходят и другие выставки из серии «знаменитые рисуют».

Пусть так… Но даже опустив размышления о художественной ценности работ, нужно сказать, что выставка Сильвестра Сталлоне стала поводом задуматься над некоторыми вещами. Во-первых, она приоткрывает завесу над личностью Сталлоне как человека. А ведь не секрет, что большинство актеров так и остаются для нас теми героями, которых они создали на экране.

Во-вторых, это событие заставляет по-другому взглянуть на одну из распространенных социальных проблем – когда имя или профессия накладывают отпечаток на восприятие человека обществом.

«Имя в данном случае определяет знаковость, а именно – то, что за этим можно увидеть что-то интересное или, наоборот, раскритиковать», – говорит о выставке Сильвестра Сталлоне директор издательско-выставочных программ Русского музея Йозеф Киблицкий. Парадокс, но многие смотрят на Сталлоне как на актера снизу вверх, а как на художника – слегка свысока. Это неправильно, считают в музее: есть произведения – на них и надо смотреть, нельзя сравнивать художника и актера.

Так уж сложилось, что в плане профессии наш век диктует узкую специализацию. Поэтому с трудом верится, что сейчас может появиться такой «универсальный человек», как, например, Леонардо да Винчи. Специалисту, состоявшемуся в одной профессиональной области, всегда трудно реализовать себя в чем-то совершенно ином, тем более когда все вокруг советуют «оставить это дело профессионалам». Сильвестру Сталлоне удается показать, что человек действительно многогранен и его талант может проявиться в разных сферах, правда для этого придется хорошо потрудиться. Ведь сам он занимается живописью более 40 лет!

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №46 (643) 18 ноября 2013
    Сельскохозяйственное производство
    Содержание:
    Эпоха доморощенной форели

    На Северо-Западе растут объемы выращивания товарной рыбы и рыбопосадочного материала. Так как добыча рыбы в последние 20 лет остается примерно на одном уровне, а потребление растет, рыбоводы рассчитывают составить достойную конкуренцию рыбодобытчикам

    Реклама