Черные бюджетные дыры

Дефицит бюджета Петербурга в 2014 году составит более 46 млрд рублей. Но практика жить в долг и покрывать разрыв между доходами и расходами неиспользованными бюджетными средствами может оказаться порочной

Фото: архив «Эксперт С-З»
Депутат Григорий Явлинский выступил с резкой критикой бюджета, подготовленного Комитетом финансов Санкт-Петербурга (председатель Комитета – Эдуард Батанов) заявив, что, по его мнению, документ не способствует решению основных стратегических проблем города, таких как ухудшение структуры экономики, крайне неудовлетворительный уровень жилищно-коммунального хозяйства, низкая удовлетворенность горожан качеством жизни. Кроме того, Явлинский заявил о низком уровне подготовки проекта бюджета профильными комитетами.

Во всех бюджетах регионов СЗФО на следующий год заложено превышение расходов над доходами. Растущий дефицит во многом обусловлен снижением темпов социально-экономического развития, к тому же на фоне обязательств, взятых на себя в соответствии с решениями федеральных властей. Покрывать дефицит за счет заимствований могут позволить себе далеко не все субъекты – это скорее удел крупных регионов, таких как Петербург, с практикой облигационных размещений.

Рост дефицита в целом закономерен. Основные источники доходов бюджета – налог на прибыль и налог на доходы физических лиц. Темпы социально-экономического развития падают – у компаний падает прибыль, снижается уровень зарплат, а соответственно, и объемы налоговых отчислений. «Даже если проследить по тому, что происходит на рынке труда в коммерческом секторе: зарплатные предложения очень ограничены, и работодатели стараются компенсировать это, увеличив соцпакет, предлагая ДМС, оплату обедов и т.д.», – говорит президент филиала ВШЭ в Петербурге Александр Ходачек.

 011_expertsz_47_2.jpg Фото: архив «Эксперт С-З»
Фото: архив «Эксперт С-З»

При этом все бюджеты регионов СЗФО в следующем году остаются социально направленными, и социальные обязательства составляют основную статью расходов. Так, в Карелии уровень социальных расходов, согласно проекту бюджета, достигает 92%.

Простые финансовые сложности

Сохранит социальную направленность и Петербург. На 2014 год запланировано увеличение расходов по всем социальным статьям – образованию, здравоохранению и социальной политике. На фоне этого снижается уровень расходов на ЖКХ и дорожное хозяйство. Дефицит в Петербурге на следующий год запланирован в размере 46,8 млрд рублей. Пока растущий разрыв между доходами и расходами восполняется за счет займов и недоисполнения бюджета за прошлый год. «Свободные денежные средства бюджета Санкт-Петербурга, то есть неиспользованные бюджетные средства, начиная с 2008 года являются основными источниками погашения дефицита», – комментирует член бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания Санкт-Петербурга Григорий Явлинский.

Очевидно, что бесконечно урезать бюджет и брать взаймы невозможно. Во-первых, растет нагрузка на обслуживание самого госдолга, хотя в структуре общих расходов это не такие уж значительные цифры.

В Петербурге на обслуживание государственного и муниципального долгов в 2014 году заложено 2,2 млрд рублей.

И хотя эта цифра в сравнении с прошлым годом увеличилась практически вдвое, в общей структуре расходов она малозаметна. Во-вторых, увеличение долговой нагрузки негативно сказывается на инвестиционной привлекательности регионов. В-третьих, и это самое главное, все эти проблемы так или иначе упираются в бессистемность поддержки бизнеса. Можно реструктуризировать долги и кредиты, но если нет понимания, за счет чего будет расти городская экономика, эти меры сыграют максимум в среднесрочной перспективе. Но это вопрос не столько финансовых ведомств, сколько скорее экономического блока.

По словам председателя Комитета финансов Санкт-Петербурга Эдуарда Батанова, на 2014 год долг Петербурга уменьшится и составит менее 6% доходов бюджета, что, если сравнивать с другими регионами, совсем неплохо. Хотя на прошлой неделе бюджет Петербурга на 2014 год принимался в Законодательном собрании в третьем чтении не без скрипа и не все депутаты сочли его экономически обоснованным (33 человека проголосовали за, десять – против). «В 2014-2016 годах предусмотрено привлечение средств в рублях по краткосрочным кредитам кредитных организаций для покрытия возможных временных кассовых разрывов – ежегодно в сумме 5 млрд рублей, что означает, что город испытывает значительные финансовые сложности, – говорит Григорий Явлинский. – Госдолг с 2013-го по 2017 год планируется увеличить в 12 раз и довести почти до 120 млрд рублей».

Глава бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания Санкт-Петербурга Константин Сухенко считает, что заимствования носят технический характер и если реально оценивать ситуацию, бюджет Петербурга на 2014 год разработан хорошо. «Бюджет при всех его недостатках обусловлен недостаточными темпами роста экономики. Сказываются мировые и общероссийские тенденции, – комментирует эксперт. – Но нас отбрасывает назад хроническое недоисполнение Адресной инвестиционной программы – от строительства школ и больниц до развития транспортной инфраструктуры. Это касается всех отраслей».

Деньги не работают

По прогнозам Комитета финансов, в этом году бюджет будет исполнен на 92%. За прошлый год этот показатель составил 87,6%. Недоисполнение бюджета ежегодно преподносится как «сэкономленная» часть, которая позволит перекрыть часть дефицита в следующем году. Хотя, по сути, это те деньги, которые должны были работать, но так и остались на банковских счетах. Дело даже не в том, что часть подрядчиков, работающих с госзаказом, недополучает деньги. Например, по словам вице-президента Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Николая Ковалева, на промышленность выделяются настолько мизерные средства, что недоисполнение бюджетов и дефицит остаются для отрасли незаметными – всего 300 млн рублей в год в рамках программы «Наука. Промышленность. Инновации». Значительная часть госзаказа приходится на строительство и дорожное хозяйство, но и здесь сложности из-за неиспользования бюджетных средств могут испытывать скорее какие-то отдельно взятые компании.

Проблема скорее в том, что город не получает заявленных инвестпроектов, что сказывается и на бизнес-климате. Или, что того хуже, получает инвестпроекты, наспех состряпанные к концу года, лишь бы реализовать бюджет. Тем временем на заявленные инвестиционные проекты, особенно в транспортной сфере, ориентируется бизнес. «Транспортная инфраструктура, например, тесно связана с потребительским качеством жилья. И срыв проектов в транспортной сфере приводит к снижению привлекательности объектов застройщиков», – говорит вице-президент НП «Объединение строителей СПб» Алексей Белоусов. В целом, по его мнению, дефицит существенным образом сказывается на строительном секторе. Изменение его структуры в сторону заемной части ограничивает развитие инфраструктурных проектов.

«На мой взгляд, растущий дефицит связан с падением инвестиционной привлекательности города. Сокращаются объемы строительства жилья (а строители и производители строительных материалов формируют около 10% ВРП Петербурга), увеличивается нагрузка на строителей, которую они закладывают в цене, снижается покупательский спрос, сокращается сам рынок. Получается отрицательная обратная связь», – говорит Алексей Белоусов.

Разрабатываемые регионами, в том числе Петербургом, финансовые планы уже сейчас должны подкрепляться антикризисными программами роста региональных экономик. К обсуждению таких программ, в частности, необходимо подключать профессиональные сообщества, чтобы эти документы носили не отвлеченный, а реальный характер. Это необходимо и для того, чтобы средства из федерального и региональных бюджетов направлялись на реализацию четких, конкретных задач и приходили в четко структурированные и понятные программы поддержки. К примеру, в Петербурге на правительственном заседании должна пройти утверждение Концепция промышленной политики, но она готовилась несколько лет, и в связи с экономической ситуаций в последние полгода, наверное, ее нужно как-то актуализировать. Но эти процессы должны происходить более быстро и мобильно.

Санкт-Петербург