В Стратегии развития Петербурга до 2030 года нашли отражение основные проблемы малого и среднего бизнеса. Бизнес-сообщество и общественные организации готовят конкретные рекомендации, которые позволят эти проблемы решить

Мы в Совете по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга проанализировали проект Стратегии-2030 – прежде всего нас интересовал раздел, посвященный развитию предпринимательства в регионе.

Доля налоговых поступлений в бюджет Петербурга от субъектов малого предпринимательства в последние годы приближается к трети всех налоговых поступлений. По данным Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра, оборот малых предприятий в общем обороте организаций города за первый квартал 2013 года составил 13,5%. Эти цифры показывают, насколько развитие малого бизнеса выгодно для бюджета.

Следует отметить, что в проекте Стратегии-2030 разработчики коснулись основных болевых точек, тормозящих развитие малого и среднего бизнеса. В частности, нашли отражение проблемы, связанные

с  взаимодействием с монополистами  в лице «Ленэнерго» и Водоканала. Описаны также ситуация с доминированием предприятий сетевого формата на потребительском рынке и еще ряд проблем  малого и среднего предпринимательства (МСП). Однако описание проблем не включает в себя рекомендации по их устранению. На наш взгляд, в стратегическом документе  жизненно необходимо отражать не только рекомендации, но и конкретные ожидаемые результаты от их реализации.

На наш взгляд, в готовящемся документе также должны найти отражение несколько ключевых предложений. Во-первых, касающихся налогового законодательства для малого бизнеса. По последним данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, в России в целом и в Санкт-Петербурге в частности резко упал индекс предпринимательской уверенности. Одной из причин предприниматели называют систему налогообложения малого бизнеса. Ведь помимо традиционных налогов в зависимости от системы налогообложения предприятие еще должно уплатить начисленные с фонда оплаты труда сотрудников страховые взносы, , которые увеличились за последние годы в два с половиной раза.

В разделе Стратегии «Налоговая политика» об этом нет ни слова. Речь идет о федеральном законодательстве, но мы как субъект не можем не понимать, что данное решение привело к катастрофическим последствиям. Если юридические лица как-то справились с повышением налогов, в большинстве своем прибегнув к схемам оптимизации, то индивидуальные предприниматели приняли удар в полной мере. В результате, по данным УФНС на 23 октября 2013 года, в России прекратили свою деятельность 148 тыс. 458 индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, в Петербурге принят закон «О патентной системе налогообложения», о котором в разделе также нет ни слова. Цель закона – создать еще один благоприятный налоговый режим для малого и микробизнеса. Однако в данном документе есть один существенный минус: сумму патентного налога нельзя уменьшить на величину уплаченных взносов на обязательное страхование. И именно с таким предложением может выступить Петербург как субъект федерации.

Есть еще одна рекомендация, которую можно отразить в Стратегии. Сейчас Минэкономразвития готовит изменения в Налоговый кодекс РФ, закрепляющие «налоговые каникулы» для начинающих предпринимателей сроком до двух лет. Применение данного права станет возможно в любом регионе после принятия соответствующего закона.

Очевидно, что для Петербурга сегодня актуальна проблема доминирования на потребительском рынке предприятий сетевого формата. В городе разработана программа развития потребительского рынка, где четко указано на необходимость создать различные форматы предприятий торговли, а также на опасность преобладания сетевиков. Нам кажется важным, чтобы данная проблема была отражена в Стратегии в виде конкретных рекомендаций: речь идет об экономической безопасности города.

На наш взгляд, чтобы стимулировать развитие малого бизнеса в потребительском секторе, необходимо начать работу с конкретного документа – постановления правительства Санкт-Петербурга  №1045 о размещении нестационарных торговых объектов. В частности, было бы уместно включать в схему торговые объекты, размещаемые на фактически свободных и не обремененных правами третьих лиц земельных участках, а также объекты, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

В целях формирования условий добросовестной конкуренции на товарных рынках и в качестве поддержки СМП важно обеспечить возможность развития небольших предприятий розничной торговли или, например, вернуться к формату магазинов пешеходной доступности.

В Петербурге уже действует ряд законов, направленных на создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности в нашем городе. Одна из форм поддержки – налоговые льготы инвесторам в пределах сумм, зачисляемых в бюджет города. Между тем воспользоваться льготами, предусмотренными законом о налоговых льготах по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций, могут большей частью представители среднего и крупного бизнеса.

Важно также, на мой взгляд, обеспечить возможность участия средних и малых предприятий в торгах на предоставление земельных участков. Необходимо формировать небольшие по стоимости лоты и выставлять на аукционы доступные для среднего и малого бизнеса инженерно подготовленные земельные участки.

И последнее. Принимая во внимание особый статус Петербурга как научного и образовательного центра, имея в виду, что система государственных закупок может и должна выступать как инструмент регулирования и стимулирования инновационной деятельности в нашем городе, мы бы рекомендовали предусмотреть в Стратегии механизм контроля за соблюдением квоты 15% при размещении госзаказа. Размещение заказов у малого бизнеса позволит использовать его инновационный потенциал,  обеспечит конкурентные преимущества для входа на рынок малых предприятий, производящих инновационную продукцию. На мой взгляд, особое внимание этому необходимо уделить в строительной отрасли.

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама