Управление таможенными рисками

Экономика и финансы
Москва, 16.12.2013
«Эксперт Северо-Запад» №50 (647)
Федеральная таможенная служба России, Минэкономразвития и Минюст готовят изменения в таможенное законодательство, которые должны избавить декларантов от административной ответственности за самостоятельно выявленные ненамеренные ошибки

Фото: архив «Эксперт С-З»

По данным Федеральной таможенной службы России (ФТС России), в 2012 году таможенные органы страны возбудили 79,17 тыс. дел об административных правонарушениях, общая сумма назначенных административных штрафов составила 138,9 млрд рублей.

При этом значительное количество дел об административных правонарушениях в области таможенного дела (27% от общего числа) возбуждено по фактам недекларирования или недостоверного декларирования товаров.

Ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 Кодекса об административных нарушениях (КоАП) и наступает, если таможенному органу не заявлен весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара, либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре, либо к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором заявлены в таможенной декларации).

Недостоверное декларирование, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП, охватывает ситуации, когда товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о его качественных характеристиках, что необходимо для таможенных целей.

Спорные поправки

Новая редакция ч. 2 ст. 16.2 КоАП появилась 6 декабря 2011 года в федеральном законе №409. Она формально позволяет привлечь компанию к административной ответственности, если в таможенной декларации при достоверном описании товара заявлен неверный код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).

Вместе с тем Федеральная таможенная служба России в письме №18-12/04655 от 1 февраля 2012 года сообщила о сохранении прежней позиции: «Заявление неверного кода единого таможенного тарифа ВЭД, не сопряженное с неверным описанием товара в 31-й графе таможенной декларации, не образует состава административного правонарушения».

Соответственно, как в правоприменительной, так и в судебной практике позиции по данному вопросу различны. Таможенные органы в ряде случаев не следуют рекомендациям ФТС России. Судебная практика также не единообразна. В частности, Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 13 июня 2012 года по делу №А40-17365/12-72-83 указал: «Законодатель изменил содержание данной статьи, дополнив объективную сторону правонарушения самостоятельными действиями субъекта правонарушения по заявлению недостоверных сведений о классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза безотносительно к заявлению им иных сведений и описанию товара». Тринадцатый арбитражный апелляционный суд занимает противоположную позицию: «Указание в таможенной декларации неправильного кода ТН ВЭД, если это не сопряжено с заявлением при описании товара недостоверных сведений о качестве, свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию, не образует объективной стороны административного правонарушения по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ».

Таким образом, риск, что компанию привлекут к административной ответственности, если код ТН ВЭД ТС при достоверном описании будет указан неверно, сохраняется, несмотря на благоприятную для участника ВЭД позицию ФТС России.

Риск можно снизить

Но таможенное законодательство позволяет вносить изменения в таможенную декларацию после выпуска, если удается самостоятельно обнаружить невольную ошибку. Это снижает вероятность быть привлеченным к ответственности по ч. 1 и 2 ст. 16.2 КоАП, но такой риск сохраняется. Пусть редко, но таможни учитывали самостоятельное обращение декларанта в таможенный орган и прекращали производство по делу об административном правонарушении за отсутствием вины декларанта либо освобождали от ответственности в связи с малозначительностью нарушения.

Аналогичный подход встречается и в судебной практике. Так, по ряду дел суды не усмотрели вины декларантов, если последние приняли все зависящие от них меры – самостоятельно обнаружили ошибку, обратились за внесением изменений в декларации, все оплатили в полном объеме. Также были случаи, когда суды приходили к выводу о малозначительности ошибок.

В то же время существует и отрицательная для участника ВЭД судебная практика, когда суд усматривает в действиях декларанта ненадлежащее отношение к обязанности по декларированию товаров.

Необходимо отметить, что разработанный в 2013 году проект постановления пленума Высшего арбитражного суда РФ (ВАС РФ) не предполагает освобождения от ответственности при самостоятельном выявлении ошибок и обращении декларанта в таможню. ВАС РФ лишь допускает, что полная оплата декларантом или таможенным представителем таможенных пошлин и налогов до выпуска товаров или до составления протокола об административном правонарушении смягчает вину.

Риски уголовной ответственности

В соответствии со ст. 194 Уголовного кодекса РФ уголовно наказуемым деянием является уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, в крупном размере – свыше 1 млн рублей.

Подразумевается, что преступление совершается умышленно, то есть виновное лицо осознает, что оно уклоняется от уплаты таможенных платежей, и желает этого. Поэтому если декларант сам обратился, чтобы внести изменения в декларацию, уголовное преследование маловероятно.

Однако нельзя исключить риск проверки до возбуждения уголовного дела в соответствии со ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ, сопряженного с совершением процессуальных действий, таких как обыск, выемка.

Законодательство совершенствуется

В настоящее время сразу несколько государственных структур озабочены поправками в таможенное законодательство. Изменения направлены на освобождение от административной ответственности при самостоятельном выявлении ошибок и обращении декларанта в таможню. Так, п. 71 «дорожной карты» совершенствования таможенного администрирования (утверждена в новой редакции распоряжением правительства РФ №1721-р от 26 сентября 2013 года) предусматривает проведение инвентаризации состава административных правонарушений в области таможенного дела (глава 16 КоАП РФ).

Предлагается, в частности:

– исключить неоднозначное описание диспозиций административных правонарушений;

– уточнить санкции за нарушения с учетом обязательств России, связанных с вступлением в ВТО (если ошибки не являются умышленными, штрафные санкции не применяются);

– дать определение понятия «малозначительность»;

– исключить конфискацию в качестве штрафной санкции.

Срок реализации «дорожной карты» – январь 2015 года. В первоначально установленный срок (январь 2013-го) задача не выполнена.

Заседание исполнительного комитета Консультативного совета по иностранным инвестициям в России состоялось 24 мая 2013 года. По итогам заседания ФТС, Минэкономразвития и Минюст РФ получили поручение подготовить предложения по изменениям в главу 16 КоАП РФ: предусмотреть возможность корректировки декларации после выпуска товаров без наступления административной ответственности, если декларант обнаружил ошибки самостоятельно. Известно, что Минэкономразвития направило соответствующие предложения в ФТС России.

Также появилась информация, что готовятся поправки в КоАП РФ по инициативе ФТС. Данные поправки предполагают освобождение декларанта от административной ответственности при самостоятельном обнаружении ошибок. При этом в качестве условий освобождения могут быть установлены небольшая сумма неуплаты, обращение за внесением изменений в декларацию в короткий срок после декларирования.

P.S.

За время подготовки данной статьи ФТС России подготовила и разместила для публичного обсуждения проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Предполагаю, что предложенная таможенниками редакция вызовет активное обсуждение и возражения со стороны бизнес-сообщества, поскольку условия, необходимые для освобождения от административной ответственности, зачастую выполнить трудно. Достаточно упомянуть, что ФТС России предлагает освободить от ответственности за заявление недостоверных сведений, которое повлекло лишь незначительные недоимки по таможенным платежам (не более 1% от общей суммы подлежащих уплате таможенных платежей), оставляя случаи недекларирования товаров вообще за рамками освобождения от ответственности. Хочется надеяться, что публичное обсуждение позволит выработать сбалансированный закон, который позволит соблюсти интересы и государства, и бизнеса: появится реальный инструмент для устранения допущенных при таможенном декларировании нарушений, стимул для пополнения бюджета и способ предотвращения злоупотреблений.

Санкт-Петербург

Новости партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №50 (647) 16 декабря 2013
    Рейтинг губернаторов СЗФО
    Содержание:
    Они повышали уровень счастья

    Сводный анализ деятельности руководителей субъектов СЗФО в 2012 году дает повод задуматься: смогут ли главы этих регионов справиться с нерадужными экономическими реалиями, принесенными 2013 годом, и какие у них есть резервы для повышения эффективности собственной работы

    Реклама