Новые акценты науки

Тема недели
Москва, 23.12.2013
«Эксперт Северо-Запад» №1-3 (650)
Владимир Васильев: «Вузовское сообщество должно вовлекать молодежь в науку и повышать престиж профессии ученого»

Фото: НИУ ИТМО

Уходящий 2013 год стал значимым для Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО). Во-первых, закончился первый  пятилетний этап реализации программы развития университета как национального исследовательского. Во-вторых, НИУ ИТМО вошел в дюжину вузов по итогам общероссийского конкурса – качественная «дорожная карта» университета позволила начать реализацию программы повышения конкурентоспособности, по итогам которой к 2020 году он сможет войти в международные рейтинги вузов. Что изменилось в университете за последние пять лет, рассказывает ректор НИУ ИТМО профессор, доктор технических наук, почетный гражданин Санкт-Петербурга Владимир Васильев – победитель в номинации «Наука» по версии «Эксперта Северо-Запад»:

– Первый значимый фактор – это серьезное обновление парка лабораторного оборудования, которое сейчас отвечает мировым стандартам. Это позволило увеличить число молодых ученых, вовлеченных в научную деятельность. Крайне важно, что они начали не только заниматься наукой внутри университета, но и активно сотрудничать с зарубежными научными группами. Научные группы еще 10-15 лет назад были оторваны от проведения совместных исследований.  Сейчас сотрудники научились работать на глобальном научном рынке и поняли, что ничего страшного там нет. Если сравнить количество публикаций и выступлений на международных конференциях в конце 1990-х годов и сейчас, то становится очевиден стремительный рост их числа.

– Что изменится в НИУ ИТМО в связи с реализацией программы повышения конкурентоспособности?

– Программа развития НИУ ИТМО как национального исследовательского университета была в большей степени акцентирована на исследовательской и предпринимательской компонентах. «5 в 100» значительно усиливает международную компоненту, что ведет к изменению акцентов, направлений в исследованиях, образовании и предпринимательстве. Международная деятельность становится одной из ключевых доминант.

Изменится и система управления университетом. Сейчас она не архаична, но традиционна для советской и российской высшей школы. Мы понимаем, что это может стать серьезным препятствием для повышения конкурентоспособности, и системные изменения уже начались. Например, уже в этом году на должность проректора по управлению изменениями принят профессор Стивен Хаген, до июля 2013-го занимавший пост ректора Университета Южного Уэльса (Великобритания).

Наука и коммерция

– Один из принципов, заявленных в программе развития НИУ ИТМО в 2009 году, – развитие вуза как предпринимательского университета. Он стал таковым?

– Основное, чего удалось достичь, – это создание предпринимательской среды, культуры в НИУ ИТМО. Если говорить о цифрах, то сейчас в НИУ ИТМО действуют 36 малых инновационных предприятий – это самое большое число по Северо-Западному региону.

Но создана не только среда, но и инфраструктура: технопарк, бизнес-инкубаторы, стартап-акселератор iDealMachine, другие подразделения, которые помогают всем желающим создать свой бизнес или коммерциализировать разработку. При этом к нам приходят и команды из других вузов, регионов. В стартап-школе SumIT, проводимой два раза в год, принимают участие ребята не только из России, но и из стран СНГ. В этом году стажировалась команда из США.

Мы начали контактировать с институтами, работающими в области предпринимательства за рубежом, и говорим на одном языке. Адаптация зарубежных практик построения инновационной экосистемы и сотрудничество с Университетом Калифорнии (Лос-Анджелес, США) позволили в этом году выйти на новый уровень. В рамках программы «Развитие научно-исследовательского и предпринимательского потенциала российских университетов» («ЭВРИКА») мы реализуем в регионах РФ проекты по формированию потока инновационных бизнес-проектов от университетов в промышленность. Важную роль в данном процессе играет система «Стартап-Класс / Стартап-Лаборатория / Стартап-Акселератор», разработанная и опробованная в НИУ ИТМО. Первыми такими регионами стали Республика Мордовия и Самарская область.

Мы активно сотрудничаем и с российскими институтами развития.

В этом году, например, ИТМО стал венчурным партнером РВК, и в ноябре заключено соглашение о сотрудничестве с целью развития технологического предпринимательства.

– Что повлияло на развитие международных связей?

– Это достигнуто за счет выделения средств на мобильность кадров. Активно сыграли конкурсы, например по постановлению №220 (постановление правительства РФ № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования» от 9 апреля 2010 года. – «Эксперт С-З»). Даже те наши группы, которые не выиграли, продолжили сотрудничество с зарубежными учеными, и финансирование шло из программы НИУ.

От школы до вуза

– Как все эти изменения сказались на студенчестве?

– Студенты изменились. Ценности  нынешних студентов дрейфуют к познанию, то есть цель жизни – не экономические блага, а реализация своего потенциала. Конечно, это не 100%, но значительная часть студентов. Это видно и по активности студентов, которые сами организуют творческие, волонтерские, научные, профессиональные мероприятия, школы лидерства и подъема социально-личностного потенциала.

– В 2011 году к НИУ ИТМО присоединился Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий (ныне – Институт холода и биотехнологий). Можно ли сказать, что процесс объединения успешно завершен?

– Первый этап присоединения прошел. Это было непросто, но без больших скандалов и трений. Основная проблема заключалась в разнице корпоративных культур, ценностей и подходов. У нас получилось найти точки соприкосновения научно-педагогических школ, где компетенции друг друга дополняются и получается некий симбиоз. Явно выросло качество абитуриентов в ИХИБТ.

Но полная содержательная интеграция не происходит за год-два. Надо пропустить хотя бы один поток студентов – пять лет. Следующий этап совпадает с началом реализации программы «5 в 100». Это позволит реализовывать еще больше совместных проектов, еще больше продвинуться с точки зрения усиления позиций на глобальном рынке. Но процесс не завершен.

– НИУ ИТМО не только учит студентов, но и прививает школьникам интерес к науке и технике.

– Да, мы решаем такие задачи. Вузовское сообщество должно вовлекать молодежь в науку и повышать престиж профессии ученого. Для этого мы работаем со школами, проводим фестивали и олимпиады. Есть договоренность с «Газпромом» об открытии в строящемся «Лахта-центре» самого большого в Европе эксплуаториума.

Цель – привлечь школьников, заинтересовать их наукой и техникой, используя методику эдьютеймента (обучения через развлечение).

Вторая площадка – центр научно-технического творчества во Фрунзенском районе. Здесь откроются кружки научно-технического и гуманитарного творчества, фаблабы, которые будут работать на постоянной основе.

Третье направление – отбор ребят, выявление тех, кто в будущем сможет заниматься исследованиями. В этом должны принимать участие вузовские педагоги и ученые академий наук. Четвертое – это создание студенческих научных обществ. Надо выстраивать систему.

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама