Рецидив командной экономики

В Эстонии государство вытесняет с рынка пассажирских железнодорожных перевозок частные компании

Наступивший год ознаменовался коллапсом на железнодорожных внутренних пассажирских линиях Эстонии. Государственная компания Elron, с 1 января 2014 года заменившая в этом секторе частного оператора Edelaraudtee, сразу продемонстрировала несостоятельность в качестве организатора перевозок. В первый рабочий день нового года тысячи пассажиров опоздали на службу либо вообще не смогли воспользоваться услугами железной дороги. Дизельные поез-да, запущенные на междугородных линиях по всей стране, не справляются с наплывом пассажиров. Они переполнены и регулярно опаздывают. По самым оптимистичным прогнозам, для расшивки узких мест новому оператору понадобится еще месяц-полтора.

Ради всеобщего блага

По мнению аналитиков, основа кризиса была заложена еще осенью 2013 года, когда в порядке обновления подвижного состава Эстония приобрела несколько новых дизельных поездов повышенной комфортности. Тогда же, в октябре 2013-го, Министерство экономики и коммуникаций Эстонии объявило об одностороннем расторжении договора с компанией Edelaraudtee – оператором пассажирских перевозок внутри страны с 2009 года. Эти перевозки, а также весь подвижной состав, включая новые поезда, перешли в ведение государственной компании Elron (в прошлом – Elektriraudtee). По словам министра экономики и коммуникаций Эстонии Юхана Партса, изменения внесены «для достижения всеобщего блага и в целях экономии».

Судебная тяжба, инициированная Edelaraudtee в начале ноября 2013 года, на ситуацию принципиально не повлияла. Суд признал отдельные действия министерства неправомочными, но его решения не отменил. Edelaraudtee объявила о банкротстве и увольнении персонала (без работы оказались более 200 человек), а перевозкой пассажиров с 2014 года занялась Elron.

Недавно Юхан Партс заявил, что Edelaraudtee ежегодно получала со стороны государства дотации в размере 80% общих расходов, тогда как компании Elron для этих целей потребуется всего 50%. Однако точные цифры министр не назвал. Но они приводятся на сайте Edelaraudtee. Так, в 2011 году эта компания получила от государства дотации на общую сумму 14,3 млн евро, а в 2013-м – на 15 млн. При этом для поддержки фирмы Elron в бюджет министерства на 2014 год внесено 18,5 млн евро. Средняя стоимость перевозки одного пассажира компанией Edelaraudtee в 2013 году равнялась 19,2 евро, прогноз для Elron на 2015-й – 23,7 евро.

По мнению главы компании Edelaraudtee Алара Пинселя, использование старых дизельных поездов позволило бы в наступившем году получить на 4,5 млн евро больше прибыли, чем в 2013-м, а полная замена подвижного состава на новые поезда, к тому же приобретаемые в лизинг, образует в бюджете отрасли дефицит размером 5,2 млн евро.

Международные интересы

Фон «битвы на рельсах» в Эстонии – растущий поток туристов из России. В минувшие зимние праздники в Таллин наземным транспортом прибыло рекордное число российских гостей – 30 тыс. Из них две трети – автобусами и только треть – поездами. Этот факт дал Юхану Партсу повод снова попенять железнодорожникам, что они плохо работают с перспективным восточным направлением. Претензии адресовались частной компании Go Rail, обслуживающей международные пассажирские маршруты: «Если Go Rail не может улучшить положение, то хотелось бы услышать, почему не получается, – заявил министр. – Этот вопрос поднят на межправительственных встречах. Также был разговор с руководством Российских железных дорог».

Еще в мае прошлого года эстонские СМИ сообщили, что компания Go Rail намерена создать совместную с Российскими железными дорогами (РЖД) фирму, которая выведет на линию Санкт-Петербург – Таллин новый скоростной поезд Siemens. При этом стало известно, что к переговорам с РЖД готовится и национальная железнодорожная компания Эстонии Eesti Raudtee – она стремится инвестировать в новый поезд, опередив Go Rail. Похоже, сейчас государство торопится расставить все акценты, обозначив, «кто в доме хозяин».

По большому счету, пассажирам все равно, какая фирма будет их обслуживать – частная или государственная, главное – скорость и качество. Некоторые эксперты при этом поговаривают о зарождении в Эстонии государственного капитализма.

Таллин