Северный профиль

Русский бизнес
Москва, 10.02.2014
«Эксперт Северо-Запад» №7-8 (655)
Без вмешательства государства кадровый дефицит станет серьезным препятствием в реализации стратегического проекта по развитию Арктической зоны РФ

Фото: архив «Эксперт С-З»

Комплексное освоение Арктики признано одним из приоритетных направлений отечественной геополитики и экономики. В прошлом году было сделано несколько заметных шагов по правовому закреплению этой идеи: в феврале президент России Владимир Путин утвердил Стратегию развития Арктической зоны РФ на период до 2020 года (Стратегия – 2020), в ноябре в правительство РФ был внесен проект госпрограммы социально-экономического развития региона, к концу года были готовы три законопроекта об Арктической зоне.

Общий объем финансовых ресурсов для реализации госпрограммы в оптимальном варианте на 2014-2020 годы – 1,793 трлн рублей. Бюджетные ассигнования федерального бюджета с учетом прогнозной ориентировочной потребности на этот же период составят около трети всей суммы – 623,3 млрд рублей. Предполагается, что реа-лизация программы позволит к 2020 году увеличить долю Арктической зоны в ВВП России с нынешних 5,6% до 14.

Ясно, что экономическая составляющая «мегапроекта» предполагает прежде всего разработку новых месторождений полезных ископаемых, в том числе на шельфе, и создание необходимой для этого транспортной и энергетической инфраструктуры. Судя по мнениям, которые звучат как от нефтегазодобытчиков и транспортников, так и со стороны профильных вузов, одним из тормозящих факторов здесь с большой долей вероятности станет кадровый дефицит.

Кого не хватает

На круглом столе «Подготовка кадров для реа-лизации стратегии развития Арктики», организованном в рамках III Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» (прошел в декабре 2013 года в Петербурге), встретились обе стороны: «поставщики» – руководители вузов и «потребители» – работодатели. Как выяснилось, по целому ряду важных позиций предложение либо уже практически отсутствует, либо сойдет на нет в ближайшие годы.

«У нас огромный пробел в области региональной геологии, – отмечает представитель ООО “Газпромнефть научно-технический центр” Владимир Вержбицкий. – Говорю это с полной ответственностью – я работал на острове Врангеля, на Новосибирских островах, Таймыре, Чукотке. Не хватает специалистов, которые знали бы регион, знали, чем сложены острова, и одновременно могли интерпретировать сейсмические профили, обеспечить основу для моделирования, предсказания углеводородных систем, фазового состояния вещества». По словам заместителя директора по науке в СЗФ НПО «Тайфун» Сергея Крылова, уже много лет не восполняется острый дефицит гидрологов, океанологов, специалистов по мерзлотоведению, криологов. Отсутствие специалистов не позволяет решать проблемы, которые уже назрели за годы присутствия в Арктике, отмечает заведующий кафедрой геокриологии МГУ имени М.В. Ломоносова Анатолий Брушков. В их числе – деформация зданий в условиях вечной мерзлоты, нарушение устойчивости сооружений, последствия изменения климата и др.

Транспортники на ближайшие годы прогнозируют нехватку специалистов для береговых центров связи в портах Заполярья, для ледокольного атомного флота.

Специфика Арктической зоны требует нестандартных инфраструктурных решений, например создания круглогодичной системы взаимодействия Северного морского пути и внутренних водных путей Сибири и Крайнего Севера. По словам советника по инновациям, портам и логистике ректора ГУМРФ имени С.О. Макарова Андрея Степанова, такие логистические технологии можно внедрить только при условии специальной подготовки кадров: эти люди должны быть специалистами не только в добывающей отрасли, но и в транспортной. Пока таких никто не готовит.

Наконец, еще один штрих, характеризующий взгляд преподавателей высшей школы на кадровую проблему в Арктике. На круг-лом столе прозвучала мысль о значимости гуманистической составляющей в подготовке технических специалистов. «На территорию Севера должны приходить люди, которые ее понимают, знают и чувствуют ответственность за нее, – пояснил первый проректор РГПУ имени А.И. Герцена Сергей Гончаров. – Здесь важен баланс между бизнесом и культурой, нужна ответственность бизнеса перед той средой, куда он приходит. Любой транспортник, газовик или нефтяник должны иметь северную компоненту подготовки. Если это игнорировать, мы потеряем правильную геополитическую стратегию». По мнению ректора Северного (Арктического) федерального университета (САФУ) Елены Кудряшовой, «инженер должен быть с человеческим лицом», поэтому нужно шире внедрять программы, по которым студент независимо от специализации получает комплекс общих знаний об Арктике.

Интеграционные перспективы

«Мы отстаем от ведущих западных университетов, – заявил, обращаясь к коллегам, Анатолий Брушков. – Давайте не будем скрывать это. Если мы понимаем недостатки, значит, у нас есть шанс их исправить». По мнению многих представителей вузов, готовящих кадры для Арктики, в какой-то мере преодолеть это отставание позволит объединение усилий – межвузовская интеграция.

Сейчас в России не единичны примеры, когда специалисты по тому или иному направлению остались только в каком-то одном вузе. В таких условиях сотрудничество становится оптимальным способом и «расширить круг посвященных», и получить синергетический эффект. «Сетевые технологии очень важны – это технологии распределенного ресурса, – подчеркивает Сергей Гончаров. – Сегодня встают такие задачи, которые не под силу даже самым мощным федеральным университетам, исследовательским институтам. Нужно объединение лучших специалистов многих вузов». Успешные примеры сетевого сотрудничества уже есть,в том числе Арктический плавучий университет – совместный проект САФУ, Российского государственного гидрометеорологического университета, РГГМУ имени М.В. Ломоносова, СПбГУ, Русского географического общества и нескольких профильных НИИ.

Еще один новый инструмент, позволяющий интегрировать усилия не только вузов, но и других заинтересованных в кадрах сторон, – технологические платформы, активно продвигаемые Минэкономразвития РФ. «Если есть какая-то конкретная проблема, технологическая платформа как раз служит для ее решения, – поясняет проректор РГГМУ Георгий Гогоберидзе. – Объединяются участники и создают коммуникационную площадку, на которой можно соотнести интересы разных сторон – науки, образования, бизнеса, власти, особенно если необходимо законодательное обеспечение. Может быть, этот механизм еще не отработан до конца, но, на мой взгляд, он перспективный.

В Европе он хорошо развит». По его словам, задачи, возникающие в связи с освоением Арктической зоны, уже решаются, например, на базе платформы «Технологии экологического развития», а РГГМУ – один из ее координаторов.

О том, насколько важно для вузов, оказавшихся перед очередной государственной задачей, чувство локтя, свидетельствует первый пункт резолюции упомянутого круглого стола: создать общий координационный совет для обсуждения будущих программ по подготовке кадров для Арктической зоны.

В ожидании твердой руки

Вузы, понимая, что они – далеко не последние, от кого зависит успех «арктического мегапроекта», и что задача не из легких, ждут от государства встречных шагов. Но пока чувствуют себя в этом смысле обделенными: в ключевых федеральных документах тема подготовки кадров для освоения Арктической зоны практически не затронута. Новый закон «Об образовании» никак не выделяет учебные заведения, работающие на Арктику. В программе социально-экономического развития Арктической зоны раздела о кадрах нет. Это пробел, который обязательно должен быть заполнен, считают руководители профильных вузов.

«Необходимо разработать программу целевой подготовки кадров для Арктической зоны, – считает ректор Государственной полярной академии Кермен Басангова. – Высшее руководство страны приняло Стратегию – 2020, вузы готовы ее выполнять, но нужен системный централизованный документ, в котором была бы выражена позиция Минобразования и Минрегионразвития, каким образом эта стратегия должна выполняться в контексте целевой подготовки».

Кроме того, государство должно взять на себя роль регулятора в отношениях между вузами и бизнесом. В противном случае бизнес, не желающий поступиться коммерческими интересами, будет получать слабые кадры. «Росатомфлот, к сожалению, берет деньги за практику курсантов, – говорит президент ГУМРФ имени С.О. Макарова Иван Костылев. – Этого мы себе позволить не можем, поэтому обязательно нужен госзаказ на целевые группы атомщиков с практической подготовкой на атомных судах».

Еще одна задача, где необходимо централизованное вмешательство, – кадровый прогноз. «У нас нет ни одного ведомства, которое бы планировало, какие специалисты понадобятся Арктике через пять-десять лет, в какие регионы мы пойдем, с какими технологиями, что будет востребовано, – подчеркивает проректор Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина Михаил Силин. – Нет даже статистики, сколько выпускников наших вузов работает в Арктике. Нужно, чтобы государство профинансировало работу по такому анализу и создало постоянно действующую аналитическую группу». «Нужна государственная политика по подготовке кадров для развития Арктики. Иначе эту проблему нам не решить», – уверен руководитель Северо-Западного отделения Международной академии транспорта Юрий Чижков.

Санкт-Петербург

Справка

13 тыс. специалистов потребуется для освоения углеводородных месторождений только Баренцевоморского региона, где содержится лишь 10% всего запаса углеводородов Арктической зоны РФ

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №7-8 (655) 10 февраля 2014
    Малый бизнес
    Содержание:
    Выехать из кризисной распутицы

    Число малых предприятий в регионах Северо-Запада продолжает снижаться. Чтобы стагнация окончательно не отбила у людей желание заниматься собственным бизнесом, федеральным и региональным властям нужно срочно менять подходы к господдержке этой сферы

    Реклама