Экспертизой надо заниматься

Пятый угол
Москва, 03.03.2014
Роль экспертного сообщества возрастает, профессионалы готовы участвовать в создании «дорожных карт» и согласовывать их с государственными органами. Однако государство должно адекватно оценивать и оплачивать работу экспертов

В последние годы государство приложило массу усилий, чтобы создать различные площадки, где можно было бы советоваться с экспертным сообществом и совместно вырабатывать соответствующие решения. Это касается министерств, правительства и самого президента.

Сегодня общество видит первые результаты этой работы. Сразу после создания Агентства стратегических инициатив появились люди, которые стали заниматься экспертизой не на общественных началах, а сугубо профессионально: для них выработка и реализация решений – постоянная работа. Появился механизм, реальные конкретные люди – и началось создание «дорожных карт».

Конечно, это была непростая работа экспертного сообщества, но она начала давать результаты. Была поставлена задача: в рейтинге Doing Business Всемирного банка и Международной финансовой корпорации с занятого в 2012 году малопочетного места во второй сотне за несколько лет перемес-титься на 20-е. И к концу 2013 года Россия поднялась уже до 92-го места.

Я часто присутствую в администрации президента на обсуждении вопросов реализации «дорожных карт». Видно, как тяжело проходят некоторые из них. «Дорожная карта» по повышению конкуренции, например, тяжелейшая, потому что затрагивает практически все министерства. Это очень непростая тема. Но есть движение – президент РФ Владимир Путин практически в ежедневном режиме следит за тем, как реализуется то, что наработано экспертным сообществом, Агентством стратегических инициатив. К созданию «дорожных карт» привлечено огромное количество экспертов из бизнеса. Естественно, хочется, чтобы все это было реализовано и воплощено в жизнь.

Большую роль здесь должны играть регионы. Мы, например, еще с прошлого года все региональные палаты настраивали на организацию работы по оценке регулирующего воздействия (ОРВ), поскольку с января 2014 года она должна вестись не только на федеральном уровне, но и на региональном. Напомню: ОРВ – это определение положительных или отрицательных последствий для бизнеса в случае принятия проекта нормативно-правового акта. Анализируются существующая проблема и возможные способы ее решения, в проекте акта выявляются положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для предпринимателей. Торгово-промышленная палата РФ (ТПП РФ) стала принимать участие в публичных консультациях в рамках оценки регулирующего воздействия практически сразу после введения ОРВ в практику в 2010 году. В 2010-2013 годах в системе ТПП РФ была осуществлена экспертиза более 1,6 тыс. проектов нормативно-правовых актов. В минувшем году в палату в рамках ОРВ поступило 622 проекта.

Но механизм ОРВ, по нашему мнению, имеет ряд недостатков. Так, бизнес не всегда видит результаты своей экспертной работы: разработчики акта часто попросту игнорируют подготовленные предпринимательским сообществом замечания. Но хочу четко обозначить позицию палаты: при всех недостатках, от которых, естественно, надо избавляться, ОРВ – это реально действующий механизм. Он позволяет учесть позицию предпринимателей при подготовке нормативных документов и исключить на стадии разработки те положения, которые могут привести к административным или финансовым обременениям бизнеса.

Вообще, работа с органами исполнительной и законодательной власти – одна из наших главных функций. Если говорить об исполнительной власти, то мы присутствуем практически во всех общественных советах при министерствах, при правительстве. Практически со всеми комитетами Госдумы РФ мы работаем в постоянном режиме. В прошлом году палата дала свое заключение, высказала предложения примерно по сотне законопроектов. Не могу сказать, что все было учтено, но если сравнивать с предыдущими годами, то работа с Госдумой РФ стала более конструктивной. Так, по проекту федерального закона №44 о федеральной контрактной системе больше всего замечаний (ряд из них учтены) поступило, наверное, от нас, потому что мы занимаемся экспертизой товара – сидим, что называется, в теме.

При этом сохраняется проблема привлечения экспертов к работе и их мотивации. Известно: время высококвалифицированных экспертов дорого стоит. Им не очень хочется отвлекаться от дела, за которое они получают серьезные деньги, и тратить время на общественную деятельность. Кроме того, не всякий эксперт готов открыто говорить властям о том, что тот или иной их проект или нормативный документ явно коррупционен, недооценен или переоценен и т.д.

Мы государству предложили использовать сеть ТПП как опорную систему для профессиональной экспертизы, но для этого надо предусмотреть средства, чтобы ее оплачивать. У нас ведь в рамках ТПП работает действительно профессиональное сообщество экспертов: в реестре ТПП – более 1 тыс. человек, есть система подготовки и переподготовки, аттестации экспертов, которые работают по различным направлениям. Это оценка, это товарная экспертиза, экспертиза проектов и т.д.

Каждые три года эксперт должен проходить переобучение, сдавать экзамены, подтверждая свою квалификацию, чтобы остаться в реестре и заниматься экспертной деятельностью. Естественно, за профессиональную деятельность надо платить, надо содержать лаборатории. Государство должно предусмотреть какие-то средства на это. Я данную тему затрагивал прошлой осенью на встрече с президентом РФ. И соответствующие предложения палата вместе с Минэкономразвития РФ сформулировали.

Но сегодня в первую очередь нужно, чтобы это сработало на местах, потому что госзаказ, например, большей частью размещается именно на региональном и муниципальном уровнях. Для этого на федеральном уровне необходимо принять решение об обязательной экспертизе итогов выполнения любого заказа, и эта экспертиза должна быть независимой. Иначе мы перетащим все проблемы и недостатки действовавшего ранее федерального закона №94 и в контрактную систему.

Санкт-Петербург.

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №10-11 (658) 3 марта 2014
    Регионы
    Содержание:
    Послать по бюджету

    Дефицит региональных бюджетов растет, СЗФО – в общем тренде. Обеспокоенный бесконтрольным наращиванием госдолга Минфин предлагает поправки в Бюджетный кодекс

    Реклама