Послать по бюджету

Тема недели
Москва, 03.03.2014
«Эксперт Северо-Запад» №10-11 (658)
Дефицит региональных бюджетов растет, СЗФО – в общем тренде. Обеспокоенный бесконтрольным наращиванием госдолга Минфин предлагает поправки в Бюджетный кодекс

Фото: архив «Эксперт С-З»

По данным Минфина, совокупный дефицит бюджетов регионов России в 2013 году вырос более чем в два раза и составил 673 млрд рублей. Министр финансов РФ Антон Силуанов отметил, что в 2014 году вопрос об исполнении региональных бюджетов становится одним из важнейших для балансировки всей бюджетной системы, и если бюджетный дефицит в 2013-м удалось покрыть за счет остатков ресурсов, накопленных субъектами РФ в предшествующие годы, то в этом году у них такой возможности уже не будет.

В качестве основной причины ухудшения финансовых показателей российских регионов аналитики компании Standard and Poor’s (S&P) называют майские (2013 года) указы президента, предусматривающие дополнительные источники расходов, связанные с увеличением зарплат работникам бюджетной сферы. Повышение зарплат бюджетникам приведет к увеличению текущих расходов регионов в среднем на 7% в 2014 году.

Еще одной причиной, обуславливающей падение региональных доходов, стало снижение собираемости налога на прибыль. Специалисты Standard and Poor’s объясняют это образованием консолидированных групп налогоплательщиков и ускоренной амортизацией инвестиций.

Падение по налогу на прибыль отмечается практически во всех регионах СЗФО (кроме Петербурга), а прирост по доходам обеспечивают сборы по налогу на имущество и НДФЛ, отмечал в конце прошлого года инвестиционный уполномоченный в СЗФО Сергей Зимин.

Неблагоприятная конъюнктура в металлургической, лесной и сельскохозяйственной сферах усугубляет положение предприятий регионов СЗФО. Включение в консолидированную группу холдинга «Северсталь» предприятий Северо-Запада «Воркутауголь», «Карельский окатыш» и «Олкон» отразилось на доходах бюджетов Коми, Карелии и Мурманской области. Несмотря на то что выгоду от консолидации группы «Северсталь» получила Вологодская область, масштаб ее проблем настолько велик, что усилий этого налогоплательщика явно недостаточно.

Тем не менее по сравнению с другими федеральными округами показатель обеспеченности расходов собственными доходами в СЗФО весьма высок (по итогам 2013 года – 93,1%, по планам на 2014-й – 89%). В Петербурге вопреки ожидавшейся дефицитности в 2013 го-ду доходы все-таки превысили расходы. В качестве основной причины председатель Комитета финансов Эдуард Батанов назвал высокую собираемость налогов. Так, по налогу на прибыль организаций план перевыполнен на 8,8% (на 8,3 млрд рублей). Кроме того, в последние дни 2013 года из федерального бюджета Петербург дополнительно получил более

5 млрд рублей на развитие транспортной инфраструктуры.

Приоритетным для региональных властей становится выполнение социальных обязательств. В этом контексте выделение средств на содействие развитию бизнеса отходит на второй план. Данные целевых программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства показывают, что региональные объемы финансирования с 2012-го по 2013 год либо уменьшились, либо незначительно выросли. Снижение произошло в Петербурге, Карелии, Коми, Вологодской и Архангельской областях и Ненецком автономном округе.

При этом эффективность выполнения губернаторами своих социальных обязательств не может не отразиться на их выживаемости. По поручению президента был составлен рейтинг эффективности глав исполнительной власти, учитывающий не только экономические показатели субъектов, но и восприятие ситуации жителями регионов. В число субъектов с качеством управления ниже среднего уровня вошли Республика Карелия и Ненецкий автономный округ.

В такой ситуации увеличивается потребность регионов в заемных ресурсах. За последние четыре года государственный долг субъектов СЗФО вырос более чем в два раза и на 1 декабря 2013 года составил 141,7 млрд рублей.

В среднем по Российской Федерации госдолг в 2013-м составлял 47% от собственных доходов бюджета субъектов. По оценкам аналитиков Промсвязьбанка, в 2014 году долговая нагрузка в среднем по стране может возрасти до 63% в терминах «Госдолг/Собственные доходы». При этом доля регионов с уровнем долга выше 50% может достичь 65%.

В 2014 году, согласно проектам, дефицитными станут все бюджеты без исключения.

Регионами, испытывающими наибольшую долговую нагрузку, в 2014 году станут Вологодская область, Респуб-лика Карелия и Новгородская область, в которых госдолг достигнет соответственно 92, 83 и 74% от собственных годовых бюджетных доходов. Примерно 70% от доходов составляет госдолг Калининградской и Архангельской областей, около 60% – Псковской. Самые низкие показатели запланированы в Ленинградской области (9%) и Санкт-Петербурге (5,2%).

Дефицит источников

В общем и целом регионы стремятся недовыполнить бюджеты по расходам, чтобы уменьшить величину дефицита. Оставшиеся источники – облигационные займы (внутренние и внешние), банковские кредиты или поступления из федерального бюджета – не каждому региону доступны в полном ассортименте.

Возможности внешних – наиболее дешевых – заимствований регионов ограничены. Согласно подписанному 20 января 2014 года главой российского правительства Дмитрием Медведевым постановлению «О требованиях к минимальному уровню кредитных рейтингов субъектов РФ», субъект РФ, желающий осуществить внешние заимствования, должен иметь рейтинг не ниже общероссийского. При этом рейтинг должен быть подтвержден двумя международными рейтинговыми агентствами, аккредитованными Минфином (в реестр аккредитованных международных рейтинговых агентств входят Fitch, Moody’s и Standard & Poors’s).

Этим критериям помимо Москвы на данный момент удовлетворяет только Петербург. «Наша принципиальная позиция – занимать как можно меньше и только при острой необходимости, – отметил Эдуард Батанов в одном из интервью в начале 2014 года. – Вот в про-шлом году планировали заимствовать 15 млрд рублей, а не заняли ни копейки. Более того, сократили государственный долг на 2,6 млрд рублей, выкупили свои ценные бумаги в очень удачный момент. На внешние рынки не пойдем, нет никакого желания принимать на себя валютные риски. Евробонды выгодно приобретать при крупных заимствованиях, от 1 млрд долларов, а наши заимствования меньше – максимум запланированные 25 млрд рублей, но по факту будем исходить из ситуации».

Регионы СЗФО в 2013 году увеличили количество аукционов на привлечение банковских кредитов. Так, за последние два года Мурманская область привлекла более 10 млрд рублей банковских кредитов (на конец 2011-го они отсутствовали), Архангельская – около 10 млрд, Ленинградская – 800 млн (два года назад банковских кредитов не было), Псковская область – более 4 млрд рублей.  В то же время использование банковских кредитов, помимо более высоких ставок, осложняется вопросом о том, за счет каких средств будет происходить их последующее погашение. В этой связи Дмитрий Медведев дал поручение Минфину и Минрегиону разработать меры по снижению кредитных ставок для финансирования дефицита региональных бюджетов.

Аналитики S&P полагают, что регионы пойдут на рынок облигаций, чтобы уменьшить процентные платежи и продлить сроки погашения обязательств. Петербург заложил в бюджете на 2014 год возможность рекордного объема выпуска облигаций – на 33 млрд рублей.

Ну а бюджетные кредиты будут плавно снижаться: со 157 млрд рублей в 2013 году до 80 млрд в 2014-м, 70 млрд в 2015-м и 50 млрд рублей в 2016 году.

Реформируй, пока не поздно

Отметим, что Минфин РФ собирается расширить круг показателей, определяющих долговую устойчивость субъектов федерации, для стимулирования более ответственной заемной политики. Установленный Бюджетным кодексом набор показателей долговой устойчивости регионов, по мнению Минфина, недостаточен. В частности, отсутствует норма о едином подходе к процедуре допуска субъектов РФ на различные рынки заимствований, отметил глава долгового департамента министерства Константин Вышковский: Минфин регистрирует условия заимствований только по облигационным займам регионов – эта практика не распространяется на условия привлечения субъектами банковских кредитов.

«Мы рассматриваем возможность нормативного закрепления более широкого круга показателей долговой устойчивости, включая такие, как отношение долга субъекта РФ к валовому региональному продукту, отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию госдолга к налоговым и неналоговым доходам, ограничение предельной доли краткосрочной задолженности в общем объеме долга», – сказал Константин Вышковский. Кроме того, в Бюджетный кодекс планируется ввести норму о том, что если просроченная задолженность по бюджетным долговым обязательствам субъектов превысит 10% доходов регионального бюджета, то субъект будет обязан заключить с Минфином соглашение о мерах по восстановлению платежеспособности, утвердить план ее восстановления, и если эти меры не приведут к сокращению просроченной задолженности, это может стать основанием для инициирования процесса отрешения от должности руководителя субъекта федерации, сообщил Константин Вышковский. Еще одна мера, предлагаемая Минфином, – установить в Бюджетном кодексе требование на региональном уровне разрабатывать и принимать вместе с бюджетом субъекта федерации основные направления долговой политики на период не менее трех лет и представлять этот документ в законодательные органы вместе с проектом бюджета.

В общем и целом бюджетный кризис в стране обострил противоречия между выше- и нижестоящими уровнями бюджетной системы. Аналитики полагают, что далее ситуация усугубится.

Санкт-Петербург

А сколько должен ты?

В среднем по России региональные и муниципальные власти набрали долгов по 10,4 тыс. рублей на каждого гражданина. Разброс крайностей велик. Так, житель Чукотского округа обременен 262 тыс. рублей долга, а Пермского края –

210 рублями на человека. В Ненецком АО на текущий момент госдолг отсутствует (0 рублей на человека), но с 2014 года планируются заимствования.  

Из проблемной – в точку роста

Самый проблемный регион СЗФО на текущий момент – Вологодская область. При этом положение ее даже улучшилось: за два года удалось сократить госдолг на 1,5 млрд рублей. В 2014-м этот курс будет сохранен, сообщил губернатор региона Олег Кувшинников. На 2014 год принят социально ориентированный бюджет, но приостановлена реализация ряда программ. В ближайшее время прогнозируются проблемы с исполнением государственных гарантий. Ранее необходимость возврата денег по гарантиям не учитывалась. Сейчас камнем преткновения стали государственные гарантии, ранее выданные предприятиям, входившим в группу компаний «ОГО».

По словам Олега Кувшинникова, в 2014 году «у области не будет средств на капитальный ремонт, строительство новых социальных объектов – школ, медицинских и культурных учреждений... Будут максимально ограничены финансовые вложения в строительство и капремонт дорог». В числе основных задач – привлечение инвестиций. Для этого в Вологодской области создан институт инвестиционных уполномоченных. Цель – сделать муниципалитеты самостоятельными, бездотационными, а для этого каждый район должен иметь точку роста. Так, в 2013 году с группой «Свеза» подписано соглашение о строи-тельстве в регионе сульфатно-целлюлозного комбината. Объем инвестиций – 60 млрд рублей. Это первый крупный проект в области освоения лесов за последние 40 лет. Также в этом году в Череповце на площадке компании «ФосАгро» начато строительство нового энергоэффективного производства аммиака с объемом инвестиций 785 млн долларов. 

Параметры бюджетов субъектов СЗФО
Долговая нагрузка ряда субъектов СЗФО

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №10-11 (658) 3 марта 2014
    Регионы
    Содержание:
    Послать по бюджету

    Дефицит региональных бюджетов растет, СЗФО – в общем тренде. Обеспокоенный бесконтрольным наращиванием госдолга Минфин предлагает поправки в Бюджетный кодекс

    Реклама