Профессия, которую не выбирают

Культура
Москва, 03.03.2014
«Эксперт Северо-Запад» №10-11 (658)
Константин Бронзит: «Если взрослые хотят, чтобы кино и мультфильмы воспитывали их детей, это означает одно – что сами взрослые не хотят этим заниматься»

Фото: архив «Эксперт С-З»

Ученик знаменитого мультипликатора Александра Татарского Константин Бронзит уверен в том, что нужно уметь из выплеснувшегося потока сознания отсечь все лишнее, то есть понять, что важно для данного кино, а что – нет. А еще он считает, что цель любого мультфильма – отнюдь не воспитательная, как принято думать. Этим он, пожалуй, и руководствуется при создании своих анимационных работ.

Перекладывание ответственности

– Константин, 28 октября отмечается Всемирный день анимации. Считаете ли вы эту дату своим профессиональным праздником?

– Раз в 2002 году этот день таким назначили, значит, пусть так и будет. Другое дело, что мы с коллегами никак его не отмечаем. Это может показаться странным, но факт. Мы просто не замечаем этот праздник, не вспоминаем о нем. И понятно, почему: в нашем сообществе просто не успели выработаться традиции по его поводу.

– Если мыслить глобально и задаться вопросом, какова сегодня роль (цель, задача) отечественной мультипликации, как бы вы сформулировали ответ на него?

– Роль, как и прежде, во все времена, как у любого кино, – развлекательная. И уж точно не воспитательная. Это одно из самых распространенных заблуждений, связанных с кино вообще, и особенно с мультфильмами. Потому что если взрослые хотят, чтобы кино и мультфильмы воспитывали их детей, это означает одно – что сами взрослые не хотят этим заниматься. Понятно, что это довольно удобно – переложить ответственность за воспитание своих детей на учителей, художников, писателей и режиссеров...

– Много ли в современной российской анимации заимствований из мировой? Какие тенденции наиболее заметны, например схожесть героев, общий философский настрой? Или мы можем претендовать на некую самобытность?

– В любом виде искусства есть мировые культурные традиции. В том числе и в мультипликации. Их нельзя, неправильно игнорировать. Тем более что мы в этой области, как и во многих других, в основном были в положении догоняющих. Особенно это касается технологий производства мультфильмов. Да, какие-то герои похожи, какие-то – «совсем наши». Во все времена авторы решали этот вопрос для себя согласно собственным представлениям о том, каким должно быть их идеальное кино. Если вас что-то не устраивает в состоянии современной российской анимации (как и кино в целом), способ поменять ситуацию всего один: приходите в профессию и снимайте свое кино.

– Сколько людей в нашей стране занимаются анимационным производством? Как удается выживать небольшим студиям, которые не получают крупных заказов? Есть ли заказы государственного уровня? Можно ли сказать, что современные российские аниматоры – это бессребреники и энтузиасты своего дела?

– Людей, занятых в этой профессии, сегодня гораздо больше, чем лет 20-30 назад. В одном только Петербурге находятся две самые большие студии страны – «Мельница» и «Санкт-Петербург». Большие – это примерно по 300 человек в каждой. А сколько еще студий в Москве! Студии поменьше, как правило, снимают много рекламы, в том числе и социальной, то есть заказанной государством. Так и выживают. Но все мы, конечно, энтузиасты, потому что в этом деле без энтузиазма ничего не получится.

Профессия, пришедшая сверху

– Почему именно анимация стала для вас главным делом в жизни? Если бы сегодня вы могли выбирать, посвятили бы себя этой профессии?

– Иногда у меня ощущение, что люди не сами выбирают себе профессию. Ее назначают. Откуда-то сверху. Мы, люди, придумали для этого удобное слово «призвание». Вот такое же ощущение у меня по поводу себя. То есть выбора у меня просто не было. А если бы был, то я был бы другим человеком.

– Если бы вас попросили охарактеризовать одной фразой то, чему вас научил мультипликатор Александр Татарский, что бы вы сказали?

– Кино ПРИДУМЫВАЕТСЯ! Но от себя обязательно поясню, что придумывать может кто угодно и что угодно. Вопрос в том, что нужно уметь из выплеснувшегося потока сознания отсечь все лишнее, то есть понять, что важно для данного кино, а что – нет. Вот этому умению и нужно долго учиться.

Рыночная стоимость подменила художественную ценность

– Композитор Леонид Десятников как-то сказал: «Не знаю, как бы я преподавал. Я не могу гарантировать студенту, что он кем-то станет. Тем более в этой умирающей области». Вашу область можно назвать умирающей? Как вы оцениваете сегодняшние шансы петербургских (или даже шире: российских) молодых аниматоров? Есть ли среди них талантливые люди? Как сегодня обстоит дело с технической оснащенностью учебных аудиторий? Насколько мы в этом плане отстаем от зарубежных коллег?

– Возьму на себя наглость предположить, что я понимаю, о чем говорит Леонид Десятников. Конечно, речь не о том, что музыка умирает, потому что ее стали меньше писать. Пишут музыку и снимают кино все больше и больше. Но в эпоху постмодернизма, когда технологии во всех областях упростили само производство, как у создателей, так и у потребителей любого искусства сместились акценты. Когда по шкале душевных затрат «цена производства» произведения искусства для самого автора падает, ценность этого произведения искусства стремится к нулю, хотя его рыночная стоимость как продукта может достигать баснословных цифр. Сегодня рыночная стоимость подменила художественную ценность.

А в мире искусства теперь можно преуспеть, абсолютно не имея таланта. И в этом смысле искусство умирает.

«Алеша Попович и Тугарин Змей» – один из самых известных анимационных фильмов Константина Бронзита 029_expertsz_010.jpg
«Алеша Попович и Тугарин Змей» – один из самых известных анимационных фильмов Константина Бронзита

– В 2004 году вы как режиссер осуществили постановку полнометражного анимационного фильма «Алеша Попович и Тугарин Змей» и озвучили героя фильма – Тугарина. Почему вы выбрали именно этого персонажа, ведь это образ злого богатыря, противника Добрыни Никитича и Алеши Поповича?

– Хороший, плохой, злой... Такого вопроса вообще не стояло. Это можно назвать технической, производственной накладкой.

В те короткие сроки, которые были отпущены на производство фильма, не удалось найти актера с подходящим для Тугарина Змея голосом. Вот и пришлось оставить мою черновую запись.

– Как вам кажется, откуда столько ностальгии по советским мультфильмам? Понятны ли они современным детям? Актуальны ли они для них?

– Понятны – да. Актуальны – нет. Ностальгия не у детей, а у их бабушек и дедушек, иногда – у пап и мам, которые в своем детстве другой мультипликации не видели. Поэтому ориентир в этой области остался всего один – советская мультипликация. Маловато будет!

– С точки зрения психологии как вам кажется, почему японская анимация смогла завоевать чуть ли не весь мир? Лично вам близко то, что делают ваши японские коллеги?

– Весь мир – это громко сказано. Весь мир завоевал Голливуд! Но какую-то часть мировой зрительской аудитории японская анимация действительно превратила в свой фан-клуб. Она самобытна, ни на что не похожа. Для нее характерен свой «словарный запас» киноязыка. Мне лично иногда любопытно посмотреть, но делаю я это очень ограниченными порциями.

– В каком состоянии находится сегодня ваш проект о двух космонавтах? Если я не ошибаюсь, жанр фильма – драма, что само по себе является исключительным случаем для анимации. Кроме того, вы заявили чуть ли не 15-минутный хронометраж, что вам в принципе несвойственно.

– «Космонавты» надоели мне, а я – им. Мы явно ждем не дождемся того момента, когда избавимся друг от друга.

Санкт-Петербург

Справка

Константин Бронзит – российский аниматор, режиссер анимационных фильмов, актер озвучивания. С 1999 года работает на студии анимационного кино «Мельница», где в качестве главного консультанта и художественного руководителя принимал участие в работе над полнометражными анимационными проектами «Приключения в Изумрудном городе» и «Карлик Нос». В 2004-м как режиссер осуществил постановку анимационного фильма «Алеша Попович и Тугарин Змей». Озвучил героя фильма – Тугарина. В 2005 году выступил режиссером мультфильма «Кот и Лиса» из цикла «Гора самоцветов». За снятый в 2007 году мультфильм «Уборная история – любовная история» был номинирован на премию «Оскар». Также известен как художник-карикатурист: приз «Серебряный карандаш» на международном конкурсе карикатуры «Сатирикон» в Легнице (1988-й и 1990 год), «Серебряная планета» и др.  

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №10-11 (658) 3 марта 2014
    Регионы
    Содержание:
    Послать по бюджету

    Дефицит региональных бюджетов растет, СЗФО – в общем тренде. Обеспокоенный бесконтрольным наращиванием госдолга Минфин предлагает поправки в Бюджетный кодекс

    Реклама