Иногда они возвращаются

Государство активно ищет возможности повысить доходы бюджета, увеличивая налоговое бремя. В том числе за счет малых предприятий, количество которых из-за этого сокращается. Но с 2014 года государство принимает меры, чтобы малый бизнес вернулся на рынок

Причин ухода малого бизнеса с рынка несколько. Одна из них – изменение налогового законодательства в начале 2013 года. Минимальный обязательный объем налоговых и страховых отчислений для индивидуальных предприятий (ИП) был поднят с 17 до 36 тыс. рублей в год. 

В связи с отменой льгот для ИП число зарегистрированных предпринимателей в РФ сократилось на 500 тыс., до 3,5 млн, что соответствует уровню 2008 года. Причем отрицательная разница между вновь открывшимися и закрытыми индивидуальными предприятиями в январе 2013 года составила 100 тыс. Только за январь 2014-го эта разница составила 10,5 тыс.

Наибольший всплеск самоликвидаций отмечен в региональных налоговых службах с декабря 2012 года по март 2013-го. В Северо-Западном федеральном округе в это время наибольшее сокращение предприятий произошло в Карелии, Новгородской и Псковской областях (8,5, 7,4 и 7% соответственно). В Петербурге оно составило около 2%.

Очевидные причины

Вторая причина – общее падение спроса на товары неежедневного потребления.

В связи с ухудшением общей экономической ситуации и замедлением роста доходов, с учетом роста расходов и инфляции у части населения доходы показали отрицательную динамику. Соответственно, потреблять люди стали меньше.

Мы покупаем только то, в чем действительно нуждаемся. Вместе с этим идет отказ от так называемых престижных приобретений, таких как драгоценности, автомобили и прочее. Например, автомобилей в РФ в 2013 году продано 2,8 млн, что на 5,5% меньше, чем в 2012-м. Падение спроса на автомобили запускает цепочку снижения спроса на листовую сталь, электронику, резину и т.д. Все это раскручивает спирали давления на малых производителей, для которых любые, даже незначительные отрицательные колебания критичны.

При росте доходов у людей появляется желание больше тратить, тем самым ощущая себя богатыми и в каком-то смысле всемогущими. Чем больше тратим, тем сильнее себя ощущаем. Не имеет значения, насколько необходимо приобретение. К тому же некоторое время спрос подпитывался дешевыми кредитами, покупатели приобретали все подряд, утоляя свой потребительский голод. На волне потребления возникло много мелких предприятий, обслуживающих эти «излишние» потребности. Так, более 30% в структуре малого бизнеса составляют предприятия торговли.

Возросшая конкуренция – третья причина. Сейчас отпала необходимость в большом количестве поставщиков товаров и услуг. Тут не уйти от аксиомы, что побеждает сильнейший. Как правило, предприниматель не утруждает себя созданием стабильной бизнес-структуры, которая может предлагать своим клиентам нечто, отличное от того, что продают конкуренты. И, как правило, все бизнес-технологии сводятся к предложению более низкой цены, чем за углом. Такой путь приводит к снижению финансовой устойчивости, которая нужна как раз в момент падения спроса. А ее нет, потому что предприятие все время работало на грани рентабельности. Такая стратегия простит ошибки, только если мы находимся на стабильно растущем большом рынке. К сожалению, слово «стабильный» пока неприменимо к России.

Таким образом, компании и предприниматели, которые обслуживали «излишние» запросы потребителей, вынуждены уходить с рынка, если так и не смогли придумать ничего, что смогло бы привлечь к себе оставшихся клиентов, за которых, естественно, борется значительное количество продавцов.

Четвертый фактор, нанесший удар по малому предпринимательству, – это закон, запрещающий торговать сигаретами и алкоголем в нестационарных торговых точках. После его вступления в действие прокатилась волна закрытия павильонов и ларьков.

На уход малых предприятий также повлияла начавшаяся в конце 2013 года кампания по закрытию неэффективных банков. По существующему законодательству ИП имеют право на компенсацию своих средств, находящихся в проблемных банках, в третью очередь. Говоря простым языком, они потеряли свои деньги навсегда. У 83% малых предприятий все средства находятся в одном банке и не диверсифицированы: во-первых, такой необходимости нет, во-вторых, это способ оптимизировать расходы на управление деньгами.

Восполнить потери

Государство предпринимает попытки вернуть малый бизнес в лоно рынка. С 1 января 2014 года вступил в силу «корректирующий» федеральный закон о страховых взносах, который призван переломить установившуюся тенденцию.

Принимаются и иные меры с целью облегчить жизнь малому бизнесу: появляются бизнес-омбудсмены в регионах; снижаются расходы на бухгалтерский учет за счет разрешения применять упрощенную систему бухгалтерского учета независимо от режима налогообложения; введен льготный порядок выкупа помещений, арендуемых у органов государственной власти; с 2014 года доля госзакупок у субъектов малого предпринимательства увеличена с 10 до 15%; на 15% увеличено финансирование государственной программы по поддержке малого и среднего бизнеса и т.д.

Говорить, насколько успешно удастся восстановить потери, пока рано. Возможно, часть ушедших с рынка малых предприятий предпочтут не показывать свою деятельность официально и продолжат работать «в тени»..

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №13-14 (661) 24 марта 2014
    Сельскохозяйственное производство
    Содержание:
    Куда пошла есть земля русская?

    В 2013 году в рамках реализации региональных программ развития сельского хозяйства бюджеты субъектов СЗФО выделяли немалые средства. По ряду направлений заметны результаты. Однако угроза кризиса в агропроме нарастает из-за высокой закредитованности отрасли и низких темпов ее модернизации

    Реклама