Без руля, без ветрил

Тема недели
Москва, 14.04.2014
«Эксперт Северо-Запад» №16 (663)

Петербургский автокластер – пример того, как точка роста в регионе формируется благодаря совпадению интересов бизнеса и политической воли власти. В прошлом десятилетии иностранные автопроизводители устремились в Северную столицу, привлеченные наличием морских ворот в мир, производственными ресурсами, интеллектуальным потенциалом. Региональная власть смотрела на проект автомобильного кластера не только как на социально-экономический драйвер. Важен был вопрос имиджа и престижа. Тогдашнему губернатору города Валентине Матвиенко и ее команде кластер был интересен и нужен. В языке закрепилось выражение «петербургский Детройт». Объемы производства новых автосборочных предприятий росли чуть ли не в геометрической прогрессии. И пускай бытует мнение, что называть кластером нынешнюю совокупность автомобилестроительных заводов Петербурга и Ленобласти пока не совсем корректно, что до подлинных кластерных отношений они еще не доросли и вообще в этом смысле находятся скорее в начале пути, чем в конце. Тем не менее факт, что проект состоялся, неоспорим.

Нулевые прошли, условия изменились. Мировой экономический кризис стал ощутимее. Девальвация рубля. Дефицит бюджета. Промышленный спад. Чутко реагируя на отрицательную динамику рынка продаж, автопроизводители снижают выпуск продукции. Кто-то пока сокращает смены и штат, кто-то уже практикует приостановку производства. Наконец, все ближе 2018 год, когда автопроизводители и нынешние условия будут вспоминать как тепличные: выполняя условия вступления в ВТО, Россия должна будет полностью открыть рынок зарубежным производителям авто, уравняв их в правах с местными. И нет оснований считать, что «Форды», «Ниссаны» или «Тойоты» местной сборки победят в конкуренции тех, что произведены, например, в Европе. И петербургские автопроизводители это хорошо понимают. И говорят о том, что остро необходима глубинная локализация. Что реальная способность конкурировать появится тогда, когда на российских заводах мировых брендов будут разрабатываться новые модели зарубежных марок. Увы, пока такое если и можно представить, то только в отдаленной перспективе.

На совещании с представителями петербургского автопрома и региональных властей директор департамента ОЭЗ, проектов развития регионов и моногородов Минэкономразвития РФ Андрей Соколов, не услышав от местных чиновников внятных планов по развитию автокластера, предложил им задуматься. «Надо определиться, чем является автокластер для городских властей – политическим решением предыдущей администрации, с которым приходится жить, или существенным сектором экономики города, который надо развивать?» – сказал он. Автопроизводителям остается надеяться, что власти Петербурга и Ленобласти последуют этой рекомендации, подумают и примут решение в пользу автокластера. А еще лучше, если наконец появится стратегия его развития. За которую будет отвечать непосредственно вице-губернатор, проводящий грамотную и системную промышленную политику, которого в Петербурге, увы, пока нет.

Санкт-Петербург

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№16 (663) 14 апреля 2014
Автопром
Содержание:
В свободном падении

Максимальная локализация производства – главное условие выживания петербургского автокластера. Его не обеспечить без последовательной промышленной политики региональных властей

Реклама