Казус медицинского рынка

Русский бизнес
Москва, 19.05.2014
«Эксперт Северо-Запад» №21 (668)
Спрос на готовый бизнес в сегменте здравоохранения на Северо­-Западе уже в два с половиной раза превышает предложение и продолжает расти, но продать медицинский объект непросто. Причины – высокая информационная закрытость, капиталоемкость рынка, не дающая возможности войти новым игрокам. Большинство покупателей прицениваются к объектам, но не решаются на сделку

Фото: архив «Эксперт С-З»

На рынке купли-продажи готового бизнеса по Северо-Западному региону можно найти 100-120 медицинских объектов. Этого явно недостаточно для полного удовле- творения растущего спроса. Основным спросом пользуются большие известные клиники и аптечные точки в проходных местах.

Для медицинских центров среднего масштаба преимуществом сейчас считается узкая направленность их деятельности. Стоматология, педиатрия, гинекология и эстетическая медицина – это наиболее востребованные и привлекательные направления для инвестиций на рынке медицинских услуг.

Привлекательны объекты (такие в основном и представлены на рынке), не успевшие полностью реализовать свой потенциал, – раскрыть его в силах нового собственника: расширение сети – возможность предоставлять больший спектр услуг уже лояльным клиентам; расширение пула страховых компаний; покупка медицинской клиники в рамках страхового бизнеса; повышение квалификации врачей. По статистике, основными покупателями становятся крупные сети или устойчивые игроки рынка, нацеленные на расширение сети.

Продается как операционный бизнес без недвижимости (помещение перейдет к новому собственнику в рамках пере- уступки договора аренды), так и функционирующий бизнес, расположенный в выкупленных помещениях (он продается с недвижимостью).  Большинство бизнес-объектов располагаются на арендуемых площадях.

Рынок медицинского бизнеса можно оценить как закрытый: привлекательные объекты с высокой рентабельностью, быстрой окупаемостью и наработанной клиентской базой редко появляются в открытой продаже. Большинство сделок купли-продажи проходят внутри рынка. В основном это продажа долей в обществе без изменения организационной формы и внешнего бренда, и большинства сделок конечный потребитель не замечает. Срок проведения сделки купли-продажи готового бизнеса – от заявления продавца до подписания договора купли-продажи – составляет в среднем три-четыре месяца.

Важную роль в оценке объекта играют лицензии – срок действия и количество лицензированных услуг. Только стоматологические клиники могут иметь не ограниченную по времени лицензию. Серьезный аргумент – накопленная лояльная клиентская база: клинике без имени сформировать ее сложно.

В среднем готовый операционный бизнес медицинской направленности (клиника) стоит 7-15 млн рублей, приемлемая для этого рынка окупаемость инвестиций – два-три года, медицинским объектам несвойственна большая маржинальность. Значительный срок работы клиники – лучшая гарантия окупаемости и востребованности объекта.

Здоровье для аптек

Медицинская сфера представлена двумя видами бизнеса – медицинскими центрами и аптеками.

Аптечный бизнес сейчас переживает нелегкий период – кризис аптечного рынка, вызванный большой законодательной зарегулированностью и высочайшей конкуренцией. В этих условиях выигрывают аптечные сети со своим производством фармацевтических препаратов и сопутствующих товаров (косметики). Решающими факторами являются размер оборота и местоположение аптеки. Серьезную долю прибыли в бюджеты аптек вносит продажа БАДов. На данный момент продажа БАДов не до конца законодательно урегулирована, и выгода может сильно снизиться по мере урегулирования правил продажи.

Крупные компании открывают свои аптеки, тем самым самостоятельно расширяя свою сеть. Основные дистрибуторы фармацевтической продукции в крупных городах европейской части России контролируют 65% всего рынка и медленно, но стабильно вытесняют мелкие компании. Оставшиеся 35% рынка розничных продаж фармацевтических препаратов приходятся на долю нескольких тысяч небольших компаний, для которых в недалеком будущем останутся несколько путей развития: объединение, поглощение их крупными сетями или банкротство.

Так, сеть  аптек, включающая  21 аптеку, была поглощена  аптечной сетью «Ригла» с целью расширения розничной сети, увеличения стоимости активов и выхода на IPO. 

Спрос на аптеки сейчас небольшой: компании, которые проводят расширение, открывают свои аптеки. В некоторой степени это связано и с тем, что хороших объектов на продажу мало. Таким образом, на фармацевтическом рынке России в ближайшее время следует ожидать более агрессивной консолидации основных игроков, в результате которой лидирующие компании станут еще более привлекательными объектами для различных типов инвестиций.

Эпикриз

Существенными рисками для медицинского бизнеса РФ являются несовершенство законодательной и налоговой систем в данной сфере бизнеса и динамичные труднопрогнозируемые инициативы со стороны государственных регуляторов. Законы, призванные регламентировать рынок, часто меняются либо не работают вовсе. Каждая законодательная инициатива способна свести на нет и так небольшую прибыль, разрушить намеченные планы развития, дестабилизировать положение малых игроков. И эта ситуация – дополнительный «бонус» в пользу крупных сетей, которые имеют потенциал для политического лобби и запас финансовой прочности. 

В числе рисков медицинского бизнеса можно выделить дефицит квалифицированных кадров, а также значительные возможности для хищений со стороны персонала (для клиник – увод клиента, для аптек – неучтенные продажи).

Альтернативой покупке готового бизнеса является самостоятельное создание нового объекта. Например, страховая группа «СОГАЗ» в ближайшее время откроет две собственные мини-клиники эконом-класса в Петербурге. Если эти проекты окажутся успешными, компания намерена инвестировать в сеть клиник. При вложениях 60-80 млн рублей «СОГАЗ» ждет, что инвестиции окупятся за пять лет. Если рассматривать эту инициативу как чисто экономическую, без учета стратегических планов, это не очень привлекательно. Для инвестирования более эффективно купить функционирующий объект, как это сделал частный инвестор, обратившийся в «Альтеру Инвест». Чтобы расширить сеть медицинских центров и сформировать стабильный доход, он приобрел крупную медицинскую клинику, работающую на рынке пять лет, из сети клиник «Медведь». Объект был продан вместе с недвижимостью, предложение о продаже не публиковалось на открытых площадках. Сейчас прибыль объекта выросла более чем в полтора раза. Стоимость объекта на момент покупки (в 2011 году) была сравнимо ниже, чем объем инвестиций «СОГАЗа» в строительство. Окупаемость вложений после приобретения клиники «Медведь» составила три с половиной года. На проведение сделки потребовалось два месяца, после чего новый собственник начал окупать свои инвестиции. «СОГАЗ» строит свои мини-клиники год и пять лет будет ждать, когда они окупятся.

Но чего точно не рекомендуют делать профессиональные бизнес-брокеры, так это покупать медицинские объекты с подорванной репутацией: вернуть клиента очень сложно, остановить сарафанное радио – невозможно.

В ближайшее время можно прогнозировать рост предложения продажи медицинских объектов готового бизнеса, но падения стоимости ожидать не стоит. Порог входа в бизнес будет высок.

Спрос при этом в ближайшие годы будет стагнировать и даже падать – это связано с тем, что большие игроки, в том числе страховые компании, строят свои медицинские центры.

Объекты медицинской сферы всегда будут востребованы, пока не изобретена таблетка от всех болезней.  

Санкт-Петербург

Статистика по рынку купли-продажи готового бизнеса, Северо-Запад

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№21 (668) 19 мая 2014
ПМЭФ
Содержание:
Университет участвует в новой индустриализации

Игорь Максимцев, ректор Санкт­-Петербургского государственного экономического университета:

Международный бизнес
Реклама