Восемь – символ бесконечности

Культура
Москва, 19.05.2014
«Эксперт Северо-Запад» №21 (668)
Алексей Учитель: «Когда людям чувства сносят крышу, когда герои идут напролом, мне это любопытно»

Фото: из архива Алексея Учителя

Для фильма выбран слоган «Любовь без тормозов». Название картине Алексея Учителя «Восьмерка», равно как и литературному первоисточнику, дала модель автомобиля «Жигули» ВАЗ-2108. Мировая премьера картины состоялась на 38-м Международном кинофестивале в Торонто. Недавно лента презентована в Петербурге. Над сценарием работал один из лучших отечественных кинодраматургов – Александр Миндадзе. Фильм запретили к показу на Украине! Видимо, посчитав, что сюжет про ОМОН сейчас крайне неполезен для аудитории. Съемочная группа этот факт не комментирует, считая, что искусство выше политики. О том, что за фильм вышел на экраны, мы побеседовали с режиссером.

 «Ромео и Джульетта» и анти-«Бригада»

– Алексей Ефимович, расскажите о вашем знакомстве с Захаром Прилепиным. Многие ли его произведения вы читали? Как в целом оцениваете его творчество?

– Познакомился я с ним на премии «Нацбест», которая проходит в Петербурге. И мы сказали друг другу много хороших слов и решили, что, может быть, посотрудничаем. Поэтому мы договорились, что он будет присылать мне свои новые работы еще до официальной публикации. И я вот таким образом прочитал «Восьмерку». Кстати, прочитал и удивился: до этого момента мне представлялось, что сюжет про ОМОН и бандитов – это только для сериала. А у Прилепина вышла очень новая и психологичная картина мира. История этих четверых ребят тронула – захотелось показать ее. Я не могу снимать картину, если не люблю своих героев. Поэтому, к примеру, мне захотелось сделать бандита Буца не таким примитивным, как в повести, – показать его человеком, способным на любовные чувства.

Я не вижу мрака, когда герои борются за свою любовь. Пусть даже речь идет о лихих 1990-х годах… Когда людям чувства сносят крышу, когда герои отпускают тормоза и идут вперед напролом, мне это любопытно и интересно. Кроме того, мне важно показать, что герои находятся в пограничной ситуации. Например, главная героиня фильма, будучи девушкой бандита Буца, влюбляется в омоновца. Ей приходится рисковать всем, даже жизнью. Здесь есть и «Ромео и Джульетта», и анти-«Бригада», и с «Тремя мушкетерами» очень много пересечений.

– Какие еще произведения Захара Прилепина вас заинтересовали?

– Я безумно люблю его роман «Санькя». И тоже когда-то мечтал его экранизировать. Но там сложная ситуация с авторскими правами. Они принадлежат определенным продюсерам. Захар Прилепин – один из самых интересных и талантливых писателей современности. Тем более что он еще очень молодой. Думаю, что он нас удивит и порадует.

– Вы предложили Захару Прилепину сняться в этом фильме. Для чего?

– Я думал, что все это будет чисто символически, но он оказался на удивление хорошим актером – с юмором и комедийными задатками. Мне очень хотелось, чтобы практически в первом кадре картины Захар появился. Что мы, собственно, и сделали. Он играет водителя, который занимается подвозом и извозом.

Лень искать актеров!

– Исполнитель главной роли Алексей Манцыгин – актер молодой, начинающий. Как-то он признался, что у такого режиссера, как вы, согласился бы играть кого угодно, причем персонаж-омоновец заинтересовал его не брутальностью или влюбленностью, а развитием характера. При этом в армии Манцыгин не служил и оружия в руках не держал. Не было ли у вас опасений, что фильм с малоизвестными актерами будет менее популярен среди зрителей? Ведь все привыкли к именам…

– Мне важно было доверие аудитории к самой истории и к тому, что будет происходить на экране. Исполнителей на главные роли мы действительно выбирали тщательно и долго. Но мне кажется, что в итоге подобрали очень интересный состав. Многим режиссерам просто лень искать актеров! Когда все именитые под боком и все уже известно, это удобно. Поэтому у нас часто замечательные и популярные актеры играют в большом количестве фильмов, повторяя самих себя. Конечно, жаль. Для чего это нужно? Я же стараюсь работать с дебютантами. Фильм «Мания Жизели» – это первая роль Галины Тюниной. В «Прогулке» – Павел Баршак и Евгений Цыганов. «Космос как предчувствие» – Елена Лядова. У меня своего рода чутье на новые имена.

Тем не менее у нас в «Восьмерке» тоже есть известные актеры. Например, Артур Смольянинов. Мне кажется, что он сыграл прекрасную роль – главного бандита Буца. Для него это совершенно новый и интересный образ. Сергей Поскупалис сыграл начальника ОМОНа. Ирина Пегова сыграла небольшую роль (кстати, вместе со своей дочкой). Среди молодых у нас актеры Алексей Манцыгин, Вильма Кутавичюте, Александр Новин и другие. Так что вот такое у нас получилось сочетание.

Для нового фильма Алексея Учителя «Восьмерка» выбран слоган «Любовь без тормозов» 61.jpg Фото: архив «Эксперт С-З»
Для нового фильма Алексея Учителя «Восьмерка» выбран слоган «Любовь без тормозов»
Фото: архив «Эксперт С-З»

– Где и когда происходит действие вашего фильма? И правда ли, что съемки шли в Сестрорецке и на Кировском заводе?

– Да, это правда. Финал фильма – 1 января 2000 года, порог нового тысячелетия. Порог новой жизни, да что там – новой эпохи! У Захара в повести действие тоже происходит в 1999 году. События разворачиваются в промышленном месте без названия с единственным градообразующим предприятием. Моногород. Прототипом такого города может быть почти каждый не очень крупный город России. А «восьмерка», или «Жигули», – символом ушедшего десятилетия. Герои фильма – обитатели этой машины. Для меня цифра восемь – это еще и символ бесконечности. В нашей картине открытый финал. Герои входят в новый век, XXI век, и каждый решает, что в новый век брать с собой. Это крайне философская вещь. Так и устроена вся наша жизнь. За рубежом идет следующий рубеж…

– Насколько я знаю, в ходе работы над картиной обсуждалась даже идея перенести действие в наши дни, но потом было решено этого не делать. Почему?

– Если вы выедете за пределы Петербурга, проедете по небольшим городам, то увидите много таких «восьмерок», таких ребят, как в фильме, в шапках и джинсах… Конечно, за эти годы про- изошло много изменений, но внутри нас сидит еще многое из тех самых 1990-х. А уж в маленьких городах – точно. Можно сказать, мы сделали фильм, чтобы каждый сидящий в зале мог сравнить, такие уж это были лихие годы или сейчас время не менее жестокое…     

Санкт-Петербург

Справка

Алексей Учитель родился 31 августа 1951 года в Ленинграде. Кинорежиссер и продюсер, обладатель многих призов международных и российских фестивалей, художественный руководитель киностудии «Рок». Народный артист России. С 2010 года является президентом международного кинофестиваля «Послание к человеку». Избранная фильмография: 2010 год – фильм «Край» (номинация «Золотой глобус» в категории «Лучший игровой фильм на иностранном языке», премия Национальной академии «Ника»: лучший игровой фильм, лучшая операторская работа, лучшая мужская роль), 2008 год – «Пленный» (43-й МКФ в Карловых Варах, приз за лучшую режиссуру), 2005 год – «Космос как предчувствие» (XXVII Московский международный кинофестиваль: главный приз «Золотой Георгий»), 2003 год – «Прогулка» (кинофестиваль «Окно в Европу»: главный приз за лучшую режиссуру, за лучшую женскую роль), 2000 год – «Дневник его жены» (премия Национальной академии «Ника»: лучший игровой фильм, лучшая операторская работа, лучшая мужская роль), 1995 год – «Мания Жизели» (кинофестиваль в Онфлере (Франция): Гран-при).     

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№21 (668) 19 мая 2014
ПМЭФ
Содержание:
Университет участвует в новой индустриализации

Игорь Максимцев, ректор Санкт­-Петербургского государственного экономического университета:

Международный бизнес
Реклама