Инвестиции в Крым

Мнение недели
Москва, 26.05.2014
«Эксперт Северо-Запад» №22 (669)
Несколько бизнесменов откликнулись на просьбу Агентства стратегических инициатив и поехали в Крым, чтобы помочь разобраться в нюансах российского законодательства крымским риэлторам. В Севастополе обсуждались тенденции и законы российского рынка – вопросы, ставшие актуальными после присоединения Крыма к России. Тема вызвала живой интерес аудитории, участие в семинаре приняли все ключевые игроки рынка недвижимости, а также представители местной администрации и специалисты правового центра «ГеоКрым»

Анализируя ситуацию в Крыму, сразу скажу: местному рынку придется пройти все этапы становления, прежде чем в регионе будут сформированы работающие механизмы купли-продажи объектов коммерческой и жилой недвижимости. Перевод регистрационной системы Крыма в российское правовое поле необходимо завершить до конца мая. Проще говоря, если мы хотим, чтобы недвижимость в Крыму участвовала в сделках, к началу туристического сезона нужно иметь техническую готовность совершать сделки. Сезон здесь начинается в июне – соответственно, к этому времени нужно определить необходимые юридические процедуры для оформления права собственности.

В числе наиболее проблемных сейчас – вопросы землеустройства и кадастрового учета: в России они до сих пор не решены должным образом, в Крыму же ими в принципе никто не занимался. В советской логике системы хозяйствования имущественные права имели третьестепенное значение: земля была народной. Поэтому советское наследие не оставило стройной системы правоустанавливающих документов с границами участков. Какой-то работы украинских властей по подъему кадастровых номеров не было вообще. Приведение этих процессов в соответствие с законодательством займет не один день. Поэтому в первую очередь внимание стоит обратить на полосу Южного берега Крыма как наиболее инвестиционно привлекательную территорию.

Характеризуя рынок недвижимости Крыма в целом, его можно назвать чрезвычайно разрозненным и фрагментарным. О сформированном и работающем рыночном механизме сегодня можно вести речь только в крупных населенных пунктах Крыма. Так, Симферополь и Севастополь представляют из себя то, что российский инвестор понимает под сформированным рынком. Однако на большинстве территорий мы пока фиксируем исключительно очаговую активность, где в связи с ажиотажным спросом разброс цен достигает трех-четырехкратного размера и зависит не от реалий рынка, а от фантазий продавца. В сложившейся ситуации неопытному инвестору пока будет весьма сложно определить, что дорого, а что дешево.

Если говорить о коммерческой недвижимости, то недешевыми, но интересными с точки зрения инвестиций обещают стать здравницы Крыма. Зачастую это просто огромные территории – в несколько десятков, иногда сотен гектар. Еще с советских времен Крым никогда не позиционировался как промышленный район. Крым – это всесоюзная здравница. Такой концепции будут придерживаться и сегодня, потому что она опирается на фундаментальные факторы – природные ресурсы, геолокацию и климат. Интересными для строителей могут стать проекты, связанные с реконструкцией существенной части туристической инфраструктуры Крыма. Это дома отдыха, пансионаты и гостиницы. По моим прогнозам, эти контракты могут стать крайне привлекательными.

Недвижимость Гурзуфа вливается в российский рынок 030_expertsz_22_2.jpg Фото: архив «Эксперт С-З»
Недвижимость Гурзуфа вливается в российский рынок
Фото: архив «Эксперт С-З»

Если говорить о так называемом портрете покупателя, позволю себе провести параллели с Болгарией, где для россиян пока сохраняются приемлемые цены на жилье. На мой взгляд, немало приобретений в Крыму будет осуществляться в нижнем ценовом диапазоне. Думаю, пока останется достаточно доступной по цене недвижимость Фороса, Большой Ялты, Симеиза и других малоизвестных уголков Крыма. Безусловно, часть сделок будет совершаться и в сегменте бизнес-класса.

В целом же, что касается инвестиций в Крым, на мой взгляд, сейчас в регионе крайне важна реконструкция дорог. Как уже было озвучено в правительстве России, в ближайшие месяцы в Крыму начнется масштабное восстановление автодорожной сети. Сегодня более 6 тыс. км крымских автодорог, две трети из которых – местного значения, требуют масштабных инвестиций. Ну и конечно, проект Керченского порта, который в перспективе должен стать одним из ключевых портов региона. Считаю, что это два наиболее приоритетных пункта, которые смогут максимально благоприятно воздействовать на экономику Крыма.

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №22 (669) 26 мая 2014
    Городская среда
    Содержание:
    Петербург: итоги и перспективы

    В апреле Георгий Полтавченко отрапортовал депутатам городского Законодательного собрания о росте социально-экономических показателей и поиронизировал над значением санкций Запада для Петербурга. Однако эксперты более сдержанны в оценках итогов и перспектив развития Северной столицы

    Реклама