Указ о сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации подписан 2 мая. Согласно документу, Мурманская область, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа полностью вошли в состав сухопутных территорий Арктической зоны. Однако эксперты считают, что нового документа недостаточно для полноценного развития Севера: необходимо определить не только сухопутные, но и морские границы России, а также права каждой страны, в той или иной форме претендующей на Арктику, будь то военное присутствие, ледокольные программы или реализация научных интересов.
На завершившемся Петербургском международном экономическом форуме развитию Арктики было уделено много внимания – программа обеспечения национальных интересов России в Арктике сейчас широко обсуждается экспертами, в том числе и в свете разговоров о новой холодной войне. «Соперничество вокруг огромных перспективных территорий будет только нарастать», – считает заместитель декана факультета международных отношений СПбГУ профессор Дмитрий Барышников. Все чаще высказываются мысли, что Северный морской путь по своей значимости, влиянию на транспортные проблемы – это своеобразный Панамский канал XXI века, центр геополитических проблем современности.
Зыбкие границы
Хотя вопросами Севера наконец стали заниматься чиновники на самом высоком уровне, есть мнение, что управлять Арктической зоной ведомства не должны: целесообразно применять арктическое пространственное планирование, принятое во всем мире. Кроме того, профессор Северного (Арктического) федерального университета, главный редактор журнала «Арктика и Север» Юрий Лукин считает, что «необходимо прийти к единому пониманию, что именно входит в национальные интересы России в Арктике, потому что встречаются самые разные версии».
Сегодня все перспективы Арктики связаны с решением ряда вопросов, и военные, безусловно, занимают первое место. Специалисты отводят примерно 20% проблем именно военным аспектам, так как очевидно, что при размещении на Севере военных сил НАТО любая часть нашей территории будет легкодостижима ракетами. «Усилия страны по реализации национальных интересов должны быть подкреплены не только экономическими, но и военными инструментами, и сегодня мы видим, какие убедительные меры принимаются в этом направлении», – утверждает советник губернатора Архангельской области Андрей Подоплекин. Действительно, Северный флот закрепил военное присутствие в Арктике в 2013 году. «В летний период 2014 года запланированы походы отрядов кораблей к архипелагам Земли Франца Иосифа, Северной Земли, Новосибирским островам и острову Врангеля», – говорит представитель командования штаба Северного флота Андрей Кораблев. Обсуждается создание военной инфраструктуры на архипелагах и островах Северного Ледовитого океана для формирования единой системы наблюдения за воздушной, надводной и подводной обстановкой. Также президент РФ Владимир Путин поручил создать межвидовое стратегическое объединение на основе Северного флота. «В задачах командования – не только непосредственно военная деятельность, но и координация деятельности всех организаций и ведомств с целью защиты национальных интересов в Арктике, а также обеспечение морской экономической деятельности», – комментирует Андрей Кораблев.
Степень ответственности за развитие Арктики сейчас такова, что при малейшем промедлении мы не догоним тех, кто осваивает ее более успешно. В Европе все больше говорят о том, что можно изучать и исследовать Арктику без России, и вот уже Фонд принца Монако финансирует исследования, польские ученые заявляют о своем интересе, Китай развивает ледокольную программу. «Россия, в свою очередь, уже к 2018-2020 годам рискует потерять возможность обеспечить даже провод собственных судов: если сорвется очередная программа, наступит так называемая ледовая пауза», – говорит Андрей Подоплекин.
Но границы Арктической зоны до сих пор не узаконены. На эту территорию так или иначе претендуют Дания, Норвегия, Канада, США, и позиция мирового сообщества заключается в том, что если ты имеешь возможность осваивать Север, значит, ты имеешь на него право. В то же время специалисты считают, что силами только РФ освоить Север и организовать там добычу полезных ископаемых невозможно – значит, иностранные инвестиции нужно привлекать таким образом, чтобы Россия не потеряла право на свои территории.
Человеческий фактор
При освоении Арктики следует учитывать интересы социально-политической общности, а именно – исследования и способы освоения. Нужно поддерживать правильный баланс между вахтовым способом освоения и социальной инфраструктурой Мурманска, Архангельска, Воркуты, Тикси, Салехарда, потому что население Севера – в основном городское, и это люди, которые живут там десятки лет. Третий аспект – это интересы жителей Севера, в том числе проблемы 42 коренных народов, чьи жизненные устои нужно сохранять.
В Северном (Арктическом) федеральном университете (САФУ), на который возложена миссия главной кузницы кадров для Арктики, сейчас учится порядка 19 тыс. студентов, однако эксперты не спешат радоваться: за последние 20 лет Север потерял 20% населения. «Для эффективного развития территории в первую очередь нужны люди, способные выполнять задачи, во вторую – люди должны быть мотивированы на выполнение этих задач. К сожалению, пока Север не может похвастаться ни одной из этих составляющих, и ни одна из этих задач на федеральном уровне не решается», – утверждает заведующий кафедрой государственного и муниципального управления САФУ профессор Александр Дрегало. И хотя еще в 1990-х годах поднималась проблема арктической организации России, и сегодня государство больше заинтересовано в развитии Дальнего Востока и Байкальского региона. Специалисты считают, что если бы подобная программа экономического и социального развития действовала на Севере, мы бы не только решили проблемы строительства ледоколов, но и сделали бы территорию более привлекательной как для работающих на вахте, так и для местного населения.