Форум больших надежд

Повестка дня
Москва, 02.06.2014
«Эксперт Северо-Запад» №23 (670)

Спустя неделю после окончания XVIII Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2014) эксперты главными его итогами называют «новые майские тезисы» президента РФ Владимира Путина, обозначающие государственную политику в отношении поддержки инвестиционного климата в России и укрепления ее внутреннего экономического потенциала.

Кстати, отдельные меморандумы и соглашения о партнерстве, подписанные на ПМЭФ-2014 между региональными властями СЗФО и конкретными бизнес-структурами, особого впечатления на экспертов не произвели. Во многом это произошло потому, что многомиллиардные цифры подобных соглашений, уже подписанных на предыдущих форумах и широко пропиаренных самими регионами, зачастую так и не превратились в реальные предприятия и проекты – остались на бумаге. Например, в этом году власти Санкт-Петербурга отрапортовали, что на форуме им удалось подписать с компаниями-инвесторами соглашения на сумму более 150 млрд долларов. Однако при этом ни слова не было сказано о судьбе тех 18 соглашений, подписанных год назад, инвестиции по которым заявлялись в размере 130 млрд рублей.

Рейтинг перемен

Куда более знаковым событием называют итоги пилотного Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах РФ, по интегральному индексу которого Санкт-Петербург оказался в пятой группе с худшими оценками (наряду со Свердловской областью, Ставропольским и Приморским краями). Из 21 региона, вошедшего в этот первый рейтинг, от СЗФО кроме Санкт-Петербурга в него попала лишь Ленинградская область, оказавшаяся в более высокой группе, третьей. Рейтинг инвестклимата – это совместный проект ведущих деловых ассоциаций и Агентства стратегических инициатив (АСИ), направленный на формирование объективной комплексной оценки деятельности органов власти по улучшению бизнес-климата в регионах. Однако Владимир Путин в своем выступлении на пленарном заседании особо подчеркнул, что данный рейтинг «должен стать реально работающим инструментом для проведения системных изменений как на федеральном уровне, так и на региональном, послужить распространению лучших управленческих практик». Это говорит о существенном росте роли АСИ как на федеральном уровне, так и на региональном. Эксперты не исключают, что именно АСИ станет ключевым институтом по построению инвестиционной среды в тех регионах, которые оказались на дне ее списка. И в итоге именно эта структура станет предлагать губернаторам на согласование персоны топ-чиновников, которые должны отвечать за улучшение инвестклимата в каждом из регионов. Сам же рейтинг определит судьбу отдельных губернаторов, чьи успехи и неудачи на ниве создания комфортной среды для инвесторов будет оценивать уже лично президент.

Список приоритетов

Возвращаясь к новой экономической стратегии, озвученной Владимиром Путиным, стоит коснуться ряда пунктов. Так, поставлена задача ежегодно увеличивать российский экспорт неэнергетических товаров не менее чем на 6%. Говоря об импортозамещении, президент отметил, что эта политика будет вестись «в соответствии с нормами ВТО и нашими обязательствами перед партнерами по формирующемуся Евразийскому экономическому союзу. Но заниматься поддержкой импортозамещения будем, разумеется, только там, где это перспективно, где мы можем и должны быть конкурентоспособными». Этим он дает понять, что Россия не стремится полностью отказаться от импорта. Более того, государства, которые войдут в будущий Евразийский экономический союз, получат особые условия. Однако по многим позициям национальным производителям помогут вернуть собственные рынки (в том числе программного обеспечения, радиоэлектронного и энергетического оборудования, текстильной промышленности и рынка продовольствия). Для этого будет создан специальный фонд развития отечественной промышленности.

Особое внимание государство уделит подготовке современных кадров и развитию рынка труда – к 2020 году доля высококвалифицированных работников должна составлять не менее трети от числа подготовленных специалистов. В ближайшее время будет решаться проблема повышения мобильности на рынке труда, создания возможностей для переезда людей к новому месту работы, включая предоставление арендного жилья. «Это принципиальный вопрос, и без его решения трудно рассчитывать на быстрое развертывание современных производств на новых индустриальных площадках и в перспективных регионах, – отметил президент. – России нужна настоящая технологическая революция, нам необходимо провести самое масштабное за последние полвека технологическое перевооружение наших предприятий». Для этого предполагается активно внедрять механизм проектного финансирования, прежде всего – в сфере промышленности. Причем конечная стоимость таких кредитов не должна превышать уровень инфляции плюс 1%. Будут созданы комфортные условия для открытия новых предприятий, для тех, кто строится с нуля на новых площадках, – им предоставят налоговые льготы в пределах общего объема осуществляемых ими капитальных вложений.

«Важнейшим приоритетом для нас остается снятие инфраструктурных ограничений для регионов и целых отраслей, – заявил Владимир Путин. – И в энергетике, и в развитии железнодорожной, автомобильной, телекоммуникационной инфраструктуры мы намерены существенно нарастить масштаб работ». Причем решать такие задачи президент призвал за счет активного использования как инструментов государственного и частного партнерства, так и других механизмов привлечения внебюджетных инвестиций в инфраструктуру.

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №23 (670) 2 июня 2014
    Специальный доклад «Рейтинг компаний-экспортеров»
    Содержание:
    Газификация по справедливости

    Газификация и газоснабжение регионов России остается одной из приоритетных задач для «Газпрома», однако просроченная задолженность ряда регионов может привести к сокращению инвестпрограммы по газификации этих субъектов

    Реклама