Монетизация экстрима

Один из петербургских стартапов нашел свою нишу на рынке мобильных приложений, объединив любителей экстремального спорта со всего мира в крупнейшее сообщество

Фото: архив «Эксперт С-З»
Идея проекта выросла из увлечения

Идея проекта RIDERS выросла из увлечения его создателей, Игоря Дебатура и Анатолия Чернякова, экстремальным спортом. Столкнувшись с недостатком обучающей информации по экстремальным дисциплинам, Игорь и Анатолий решили исправить сложившуюся ситуацию, создав для этого специальное мобильное приложение. «Сообщество райдеров – одно из наиболее активных, проблема в том, чтобы найти хороший обучающий контент. В Интернете его очень мало, и он плохо структурирован, а существующие комьюнити морально устарели: многие из них – это форумы, на которых неудобно общаться, и мало интерактивности, а некоторые дисциплины вообще не охвачены», – рассказывает о предпосылках создания проекта Игорь.

Запуск проекта

До начала совместного бизнеса основатели RIDERS занимались веб-проектами. Игорь работал над ними в Nestle и Digital Design, Анатолий – в компании Double click. Коммерческие веб-разработки начинались для Игоря и Анатолия как хобби – они уделяли им свободное от основной работы время, а их первыми клиентами стали друзья и знакомые. Впоследствии увеличение количества заказов позволило им оставить работу и основать собственную компанию Whitescape. На прибыль от ее деятельности в 2012 году и был запущен стартап. «Наша цель была изначально заниматься своими проектами. Сделав два-три проекта, мы понимали, как это делается, и хотели сделать что-то свое. Это и было основным двигателем с самого начала», – рассказывает Анатолий. Разработка прототипа приложения обошлась его создателям в миллион рублей. Затем у проекта появился инвестор – фонд Vaizra Capital (принадлежит Льву Левиеву и Вячеславу Мирилашвили), который вложил в него 250 тыс. долларов.

На первых порах наполняемость приложения основатели проекта обеспечивали собственными силами, занимаясь поиском профессионалов, готовых продемонстрировать на камеру механику совершения того или иного трюка. Затем к видеороликам было решено добавить социальную составляющую, в результате чего пользователи получили возможность делиться друг с другом достигнутым прогрессом, обмениваться рекомендациями, а также выкладывать собственные видео, конкурируя друг с другом за лучший вариант исполнения трюков.

Сейчас команда проекта состоит из девяти человек, а сервис содержит более 900 обучающих видео и объединяет в сообщество любителей десяток экстремальных дисциплин от очень популярных скейтборда и сноуборда до более экзотических вейкборда и лонгборда.

Источники доходов

Зарабатывать основатели RIDERS планируют на продаже брендам спецпроектов и продакт-плейсмента в обучающих видео. В числе их партнеров Casio, Polaroid, Quicksilver, Red Bull, Garmin. Пробное тестирование жизнеспособности данной модели проводилось в течение четырех месяцев, за которые было заключено несколько контрактов общей суммой 25 тыс. долларов. Решающим аргументом в переговорах с потенциальными партнерами стала большая аудитория проекта, консолидированная на одной площадке. На данный момент у приложения более 120 тыс. установок, а с учетом социальных сервисов охват аудитории находится в районе 200 тыс. 

Еще одним вариантом монетизации сервиса станет введение платы за его расширенный функционал и получение доступа к эксклюзивному контенту. В том, что пользователи приложения будут готовы платить, Игорь и Анатолий не сомневаются, ссылаясь на лояльность своей аудитории. По их словам, средняя сессия (время, которое пользователь проводит в приложении) длится больше пяти минут, а показатель просмотров видеороликов превышает 4 млн.

Нишу мобильных приложений в области экстремального спорта предприниматели считают низкоконкурентной. Единственным серьезным игроком они называют спортивные компании, которые прежде всего заинтересованы в раскрутке собственной продукции. «Nike SB – это промо-приложение, которое предлагает наблюдать за райдерами Nike, а заодно предлагает купить их кроссовки. Соответственно райдеры основного конкурента по продаже кед для скейтбордов Vans там никогда не появятся», – приводит пример Анатолий. «Мы создаем демократичную платформу, на которой все будут на одинаковых правах и где мы сможем сотрудничать с разными брендами», –  добавляет он.

Дальнейшее масштабирование

В ближайших планах создателей стартапа – захват мирового рынка. Уже сейчас на Россию приходится всего 30% пользователей приложения. Причем параллельно с западным направлением проект приобретает аудиторию из Китая и Японии, чему помогло попадание в раздел лучших новых приложений на iTunes в этих странах.

Для продвижения на мировом рынке в планах Игоря и Анатолия привлечь 2 млн долларов инвестиций из США или Европы. «В России экстремальный рынок только развивается, и до американского или европейского рынка ему очень далеко, поэтому нам нужен тот, кто понимает, как это устроено, и работает там или обладает ресурсами привлечь такую экспертизу», –  говорит Анатолий. Примерный срок окупаемости проекта его создатели оценивают в один год, но достижением этой цели в ближайшее время не задаются. Своим главным приоритетом они называют наращивание пользовательской базы. «В мире нам будут готовы платить больше. Сейчас лучше потратить время на прирост аудитории, и потом к нам за ней придут, как это происходило в России», – делится дальнейшими планами Игорь. Российские эксперты высоко оценивают потенциал проекта, присвоив ему наиболее высокий из возможных балл в Russian startup rating.

Санкт-Петербург