Стратегическое завещание Минрегионразвития

Русский бизнес
Москва, 15.09.2014
«Эксперт Северо-Запад» №38 (681)
Состоявшаяся на днях ликвидация Министерства по региональному развитию РФ поставила острый для Северо-Западного региона вопрос: кто теперь будет координировать и сводить в единый документ стратегии 11 субъектов СЗФО?

В начале прошлой недели стало известно о ликвидации Министерства регионального развития. Последние дни накануне упразднения его глава Игорь Слюняев провел в Санкт-Петербурге, где находился с рабочей поездкой. Ровно за день до этого события «Эксперт Северо-Запад» выслушал доклад Игоря Слюняева в Северо-Западном институте управления РАНХиГС (Академия госслужбы), ставший своего рода «завещанием» экс-министра.

Не исключено, что руководитель был осведомлен о предстоящем прекращении деятельности Минрегиона, однако держался молодцом, и в ходе его выступления в вузе такого впечатления не создавалось. Он оптимистично делился планами министерства по подготовке более 150 нормативно-правовых актов на федеральном и более 500 на региональном уровнях, а также высказывался о необходимости «каждой территории найти себя в системе национальных приоритетов». Обращает на себя внимание и тот факт, что вопросы долгосрочного планирования в принципе стали основной темой визита Игоря Слюняева в Северную столицу. Ровно те же проблемы обсуждались несколькими днями позже  на выездном заседании Минрегиона, которое проходило в Смольном в сам день роспуска правительственной единицы. Открывая мероприятие, Игорь Слюняев по этому поводу высказался кратко, сказав, что «решение состоялось», и выразил надежду, что  «в переходный период наработки и опыт министерства будут переданы коллегам», после чего предложил вернуться к повестке мероприятия.

По мнению заведующего кафедрой стратегии, территориального развития и качества жизни Северо-Западного института управления РАНХиГС Владимира Квинта, который является одним из авторов Стратегии развития Санкт-Петербурга до 2030 года, ликвидация Минрегиона скажется на ослаблении позиций регионов в отношении с центром. «Какая структура теперь будет защищать интересы регионов? – задается вопросом Владимир Квинт.  – Есть Совет Федерации, в котором сенаторы представляют в числе других функций и интересы субъектов федерации. Однако это коллективный орган, объединяющий отдельных личностей, которые представляют приоритеты различных регионов. То ведомство, которое защищало интересы регионов, исчезло с карты стратегического управления Россией».

Кстати, с точки зрения подведения итогов деятельности и планов по решению по-прежнему актуальных проблем, выступление Игоря Слюняева в Академии госслужбы было весьма содержательным. В докладе был четкий посыл: мы немало сделали, но проблем еще невпроворот! Действительно, с одной стороны, на текущий момент стратегиями развития обзавелись 79 из 85 регионов страны, а также большинство российских городов с населением, превышающим 100 тыс. человек. Но при этом экс-министр посетовал, что деятельность по стратегическому планированию в возглавляемом им министерстве была «не вполне востребованной». Рассуждая о существующих проблемах, Игорь Слюняев признал, что государственные и федеральные целевые программы в среднем выполнялись на 50-70% и далеко не всегда были обеспечены ресурсами для их реализации, а также упомянул о том, что стратегические документы регионов слабо согласованы между собой и ориентированы  на  разные временные горизонты.

Все те же проблемы остаются актуальными применительно к территориальному планированию на уровне Северо-Запада. До недавнего времени разговоры о необходимости более тесной кооперации и сотрудничества между соседними регионами если и были, то носили преимущественно декларативный характер. Формально данные вопросы затрагиваются в Стратегии социально-экономического развития СЗФО на период до 2020 года, однако с момента ее принятия ряд содержащихся там положений нуждается в актуализации. Более свежим документом, в котором идет речь о необходимости территориальной кооперации, является совместная концепция развития территорий Петербурга и Ленобласти до 2025 года, которая, впрочем,  ограничивается лишь прилегающими к Северной столице районами области. С другими территориями СЗФО ситуация еще хуже – применительно к ним такого рода документов пока нет.

В любом случае теперь  проблемы в сфере стратегического планирования от почившего министерства перейдут по наследству к Министерству экономического развития, которое примерит на себя эти задачи в соответствии с президентским указом. Тем не менее вопрос, в рамках какой структуры будет строиться координационная работа по отношению к федеральным округам, пока повис в воздухе. Для таких проблемных территорий, как Северный Кавказ, Дальний Восток и Крым были созданы отдельные министерства, однако появится ли Министерство по развитию Северо-Запада – большой вопрос. Эксперты видят такой вариант маловероятным. Не исключено, что для координации этой деятельности будет создан отдельный департамент при Минэкономразвития.  По мнению Владимира Квинта, в случае реализации такого варианта «очень важно, чтобы  приоритеты пространственной стратегии России не были подчинены отраслевым приоритетам, которые в центральном правительстве есть кому защищать». По мнению эксперта, принципиально, чтобы приоритеты стратегического развития территорий «защищало ведомство, напрямую подчиненное Правительству РФ».

Часть деятельности по подготовке стратегии развития СЗФО в том или ином виде, вероятно, отойдет  к полпредству округа, что, безусловно, усилит его влияние. По крайней мере, с такой идеей на последнем заседании Минрегиона выступил губернатор Архангельской области Игорь Орлов, предложивший  поручить обновление стратегии развития СЗФО Стратегическому партнерству «Северо-Запад», чей наблюдательный совет возглавляет полпред в СЗФО Владимир Булавин. А вернуться к волнующей всех проблематике стратегирования все равно придется – на XIII общероссийском форуме «Стратегическое планирование в регионах и городах России», который состоится на 27-28 октября 2014 года в Санкт-Петербурге.

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №38 (681) 15 сентября 2014
    Малые шаги к большому кластеру
    Содержание:
    Пришла пора поработать на государство

    Администрация Санкт-Петербурга объявила о тотальной поддержке местной промышленности, ориентируя ее на импортозамещение и горзаказ, что дает уникальный шанс для роста малым и средним производственным предприятиям

    Реклама