Площадки прогрессивного развития

Инфраструктура
Москва, 29.09.2014
«Эксперт Северо-Запад» №40 (683)
Инновационная инфраструктура Санкт-Петербурга представлена немалым количеством новых и привлекательных инвестиционных площадок, однако для формирования полноценной системы поддержки рискованных капиталовложений необходимо внедрить комплекс услуг по профессиональному сопровождению, информированию и оценке многочисленных проектов участников

ФОТО: АРХИВ «ЭКСПЕРТ С-З»

Санкт-Петербург по праву считается одним из ключевых инновационных центров страны. Базовой составляющей научной и экспериментальной бизнес-среды Северной столицы является широко распространенная инфраструктура. Как отмечает руководитель Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин, город занял

81-е место среди 445 инновационных городов мира согласно рейтингу Innovation Cities Global Rating, подготовленному Международным инновационным агентством 2thinkNow (Австралия). Аналогичное количество оценочных баллов (47) набрали такие города, как Женева, Ганновер и Рим.

По данным правительства Санкт-Петербурга, сегодня в городе насчитывается около 40 объектов инновационной инфраструктуры. Среди уже действующих есть немало профильных и универсальных площадок для развития инновационного предпринимательства на различных стадиях инвестиционного процесса (см. «К развитию промышленности – готовы», «Эксперт С-З» № 27 (674) от 30 июня 2014 года). Тем не менее, по словам губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко, город берет курс на открытие новых производств, главным образом в специально выделенных промышленных зонах. Так, в ближайшее время запланировано открытие 11 промышленных парков площадью 3,6 тыс. гектаров. Кроме того, в следующем году начинается эксплуатация технопарка на базе Обуховского завода и ускоряются темпы развития  промышленной площадки в Рыбацком. Также идет речь о создании специализированного технопарка непосредственно для нужд ОАО РЖД в рамках проекта «Трансъевразийский пояс развития».

Инфраструктурные составляющие

Исходя из мировой практики, под степенью обеспеченности инновационной инфраструктурой следует понимать как непосредственно наличие профессиональных площадок сосредоточения венчурных проектов, инжиниринговых компетенций, научно-исследовательских групп, бизнес-ангелов и государственных программ финансирования, так и информационной поддержки деятельности всех участников столь рискованной отрасли. Примерами качественной инновационной инфраструктуры, с одной стороны, являются институты развития, к примеру, бизнес-инкубатор «Ингрия», бизнес-инкубатор и технопарк ИТМО, технопарк ЛЭТИ, различные структуры РОСНАНО и многие другие. С другой стороны, эффективную работу отрасли обеспечивают также десятки организаций по профессиональному сопровождению, предоставляющие такие услуги, как консультирование, поиск инвестора, организация презентаций, экспертиза (в том числе due diligence), а также многочисленные инвестиционные фонды и фонды содействия развитию стартапов, банковские программы проектного финансирования и прочее. Вместе эти две группы образуют замкнутый инфраструктурный маршрут для инновационного предпринимательства.

Именно вторая составляющая общей инновационной инфраструктуры в Санкт-Петербурге, как и в большинстве других регионов страны, развита недостаточно. «Без сомнения, инновации играют одну из ключевых ролей в развитии предпринимательства в мире и в России в частности. Для более стремительного развития и качественного формирования рынка инновационного бизнеса в России необходимо тесное взаимодействие всех игроков, включая консалтинговые компании, бизнес-инкубаторы, технопарки, фонды поддержки, бизнес-ангелов,  бизнес- и государственные структуры и т.д. Совместные усилия позволят сформировать эффективную интегрированную систему, которая сможет  ускорить процесс развития инновационной составляющей в бизнесе и повысить привлекательность предпринимательства в целом», – говорит руководитель отдела маркетинговых коммуникаций Oracle Capital Group Антон Давиденко.

Потенциал для совершенства

В перспективе, по данным Ежегодного исследования рынка ангельских инвестиций 2013 года, составленного Национальной ассоциацией бизнес-ангелов (НАБА), силы участников рынка промышленной и инновационной инфраструктуры «должны быть направлены на лоббирование изменений в законодательстве, направленных, в свою очередь, на увеличение юридической защищенности инвесторов ранней стадии, а также разработку гайдлайнов и других информационных материалов для потенциальных участников рынка». Это означает, что участники рынка уже созрели для принятия необходимых инвестиционных решений, что сформирован минимальный пул проектов и свободных средств для рискованных капиталовложений и пришло время для совершенствования существующей инновационной инфраструктуры. Подобный вывод подтверждается и данными Oracle Capital Group. В рейтинге стран-лидеров по предпринимательской активности (см. The Global Entrepreneurial Report. Emerging wealth 2014), Россия заняла восьмое место. Наиболее сильные позиции были отмечены в категориях «неготовность отказаться от предпринимательства из-за страха неудачи» (второе место) и «готовность вести бизнес по принципу самоокупаемости» (пятое место).

Что касается непосредственных мер, то представители НАБА предлагают сосредоточиться на «создании механизмов предварительного скрининга и проработки проектов», «улучшении информационного обеспечения» и «ведении и совершенствовании баз данных проектов и компаний» на всех стадиях инвестирования, особенно ранней.

Кроме того, эксперты НАБА считают уместным и дальше работать над увеличением качественных инновационных площадок. По словам управляющего партнера FutureLabs, основателя VentureLabs, члена Национальной ассоциации бизнес-ангелов Александра Бородича, «в Санкт-Петербурге есть хорошие площадки для взращивания инноваций – это технопарки ИТМО и «Ингрия», на которых проходит достаточно много интересных мероприятий». Однако он уверен, что городу требуется гораздо больше объектов инновационной инфраструктуры: «Молодым предпринимателям нужны центры инноваций, городские и федеральные программы поддержки, новые технопарки и инкубаторы. Венчурной экосистеме Санкт-Петербурга необходимо больше акселераторов, клубов бизнес-ангелов, и это невозможно без государственной поддержки со стороны институтов развития, таких, как, например ОАО «РВК» (государственный фонд фондов и институт развития РФ. – «Эксперт С-З»).

Инициативы по расширению объема дополнительных услуг в системе взращивания инновационных проектов реализуются, однако, на уровне отдельных площадок. Так, в Первом городском бизнес-инкубаторе отмечают, что после внедрения программы диверсификации услуг бизнес-инкубатора стали доступными такие сервисы, как оценка проекта профильным экспертом, сопровождение проекта на всех стадиях инвестирования, в том числе разработка рекомендаций по развитию.

Денег всегда мало

Что касается участия государства в развитии инновационной инфраструктуры, то следует упомянуть недавно утвержденную новую госпрограмму «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге», рассчитанную на 2015-2020 годы. Согласно принятому документу, на развитие промышленного кластера на территории Санкт-Петербурга выделяется чуть более 10 млрд рублей. В то же время дополнительное финансирование инновационных проектов оценивается 875 млн рублей на шесть лет (в первой части подпрограммы при указании общего объема финансирования данный показатель меньше на 20 млн рублей, однако уже в самой подпрограмме сделана поправка: 855 млн рублей поступит из местного бюджета и еще 20 – из федерального), что означает выделение 146 млн рублей ежегодно в среднем.

Для количественной оценки выделяемого государственного финансирования стоит привести пример текущего инвестиционного проекта и необходимых капиталовложений. Так, для создания кластера энергетического машиностроения на базе завода ЗАО «Невский завод», по оценкам участников проекта, понадобится почти 12 млрд рублей, что, к примеру, превышает объем выделяемой помощи на весь сектор промышленности на 2015-2020 годы. В то же время строительство научно-производственного центра по выпуску инновационных высокотехнологичных специализированных устройств и компонентов систем управления в Санкт-Петербурге стоит порядка 700 млн рублей, что сопоставимо с общей суммой финансирования инновационного направления на весь период с 2015 по 2020 годы.

План по инновациям

Разумеется, выделяемая помощь будет распылена на множество проектов. В итоге Комитет по промышленной политике и инновациям ожидает почти двукратного увеличения объемов отгруженной инновационной продукции из Санкт-Петербурга в 2020 году по сравнению с 2014 годом, а также «повышения инновационной активности организаций Санкт-Петербурга (увеличения доли организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве обследованных организаций Санкт-Петербурга до 33%); развития изобретательской деятельности в Санкт-Петербурге (повышения коэффициента изобретательской активности в 2020 году до 8 единиц на 10 тыс. человек, в 2012 году этот показатель был равен 5,75 ед.); увеличения количества кластеров в Санкт-Петербурге до 8 единиц; развития производства композиционных материалов, конструкций и изделий из них в Санкт-Петербурге (количество предприятий, осуществляющих деятельность в этой сфере, составит не менее 30 единиц)».

Можно сказать, что в пределах экономики города – это грандиозные планы, которые нужно коррелировать с текущим состоянием экономики в целом (к примеру, индекс промышленного производства Санкт-Петербурга за первое полугодие 2014 года составил всего 92,1% к первому полугодию 2013 года при снижающейся эффективности каждой следующей единицы капитальных вложений). Тем не менее указанная выше программа далеко не единственная в своем роде. Ввиду планируемых экономических реформ новым механизмом реальной поддержки предпринимательства и промышленности, в первую очередь, именно инновационной, станет так называемое проектное финансирование, щедро субсидируемое государством. В частности, по словам директора департамента инновационного развития Минэкономразвития Артема Шадрина, текущая задача, поставленная перед действующими кластерами, – формирование потока интересных для финансирования проектов, а способствовать этому будет развитие системы заемного проекторного финансирования и грантовой системы поддержки.

При грамотном подходе к оценке инновационных инвестиционных проектов подобный инструмент может обеспечить 3-5-процентный рост объемов выпуска продукции в соответствующих кластерах города. Но повышение уровня «грамотности» может быть инициировано лишь самими предпринимателями и инвесторами, которые увидят в реализации своих проектов достойную экономическую выгоду.   

Санкт-Петербург

Организации инновационной инфраструктуры

У партнеров

    Реклама