Высокая чувствительность

Тема недели
Москва, 29.09.2014
«Эксперт Северо-Запад» №40 (683)
Индекс промышленного производства все еще положительный, но показатель новых инвестиций в основной капитал сокращается, а рыночных ниш для инвесторов становится все меньше – таковы итоги первого полугодия в экономике СЗФО

ФОТО: АРХИВ «ЭКСПЕРТ С-З»

В рамках ежегодного мониторинга ведущих инвестиционных проектов СЗФО аналитический центр журнала «Эксперт Северо-Запад» подводит промежуточный итог первого полугодия инвестиционного 2014 года. В центре внимания оказались, как и прежде, крупные и особо крупные, а также передовые проекты, находящиеся в стадии реализации по состоянию на третий квартал 2014, включая новые проекты, анонсированные на протяжении первого полугодия текущего года. Прежде чем обобщить результаты оценки отраслевого роста СЗФО по отдельным регионам, кратко подытожим текущее экономико-социальное положение макрорегиона.

Не впечатляет

Один из самых популярных вопросов, адресованных сегодня экспертному сообществу, касается вероятности начала рецессии уже по итогам текущего года. Прогнозы на этот счет колеблются в диапазоне от (+ 0,8%) до (– 0,8%) роста или падения экономики. Будущее 2015 года выглядит еще более туманным. Кроме того, рынок сомневается, что удастся удержать инфляцию на уровне хотя бы 8% в годовом измерении, что грозит сокращением спроса сверх приемлемого уровня. На фоне экономического и геополитического кризисов итоговые данные ВВП по первому полугодию 2014 года составили 100,8%. Наилучшим образом себя показали финансовый сектор (110,7%) и обрабатывающая промышленность (103,0%). Хуже всего чувствуют себя энергосети, строительство и торговля. Индекс промышленного производства, однако, все еще положительный и составляет 101,5% к первому полугодию 2013 года, в то время как годом ранее этот же показатель был отрицательным и составлял 99,8%. Этому способствовало то обстоятельство, что с конца 2013 года было введено в эксплуатацию значительное количество новых производственных мощностей. А вот показатель новых инвестиций в основной капитал сокращается. По итогам первого полугодия 2014 года он составил 97,2% к аналогичному периоду 2013-го. Наконец, ввиду намечающихся изменений в экономической политике можно ожидать прекращения массированного таргетирования монетарной инфляции, вследствие которого Центральный банк стремился повышать ставки. Однако инвестор все еще выглядит несколько растерянным. С одной стороны, ясно, что единственным приоритетным вложением теперь становится национальный капитал, притом с условием закрытия  несанкционированных финансовых схем. С другой  – стагфляционный российский рынок привлекателен лишь в тех секторах, где вынужденное и желаемое импортозамещение набирает высокие обороты и в той или иной мере оплачивается государством. Как показывает время, подобных рыночных ниш становится все меньше, по крайней мере, среди тех, которые считались перспективными в результате продовольственного эмбарго.

Экономика СЗФО на этом фоне не выделяется. Здесь немного компаний, представляющих топливно-энергетический комплекс, если не учитывать перспективы работ на шельфе Печорского моря, находящиеся на стадии подписания договоренностей (совместный проект «Роснефти» и PetroVietnam). Следовательно, в меньшей мере задет сектор добычи в результате запрета на импорт технологий и некоторых видов оборудования. Сельское хозяйство в сырьевой части отличается достаточной самостоятельностью. Это касается и мяса, и молочной продукции (к примеру, собственные производства мягких сыров европейского уровня). Хотя этого недостаточно, чтобы предотвратить рост потребительских цен. Здесь наиболее чувствительными оказались предприятия по рыбопереработке. Показательным примером стал Мурманский рыбокомбинат, который вместе с несколькими другими заводами рискует обанкротиться, так как был рассчитан исключительно на скандинавское сырье (прием живой рыбы при транспортировке танкерами класса RSW). В краткосрочной перспективе преференции по рыбному рынку, по оценке официальной прессы, покинут воды Северо-Запада и переместятся на Дальний Восток, преодолевая все транспортные издержки. Однако практика показывает, что поставлять рыбу в европейскую часть России с Фарерских островов (Королевство Дания) и Чили – выгоднее и быстрее.

Что касается кредитных ограничений и новых санкций в автомобильной промышленности, то предприятия и финансовые компании СЗФО находятся в положении, схожем с остальной частью России. Хотя не стоит отрицать, что в случае полномасштабного запрета на ввоз европейских автомобилей и комплектующих частично локализованные автопроизводители из петербургского кластера неизбежно столкнутся с убытками. Сейчас игроки рынка говорят, что «ситуация на сегодняшний день под контролем». По словам генерального директора исследовательской компании «Профессиональные комплексные решения» Даниила Новицкого, «драматически ничего не меняется.  Да, у автопроизводителей есть сложности, так как многие части к автомобилям поставляются из-за рубежа. Но у тех, кто локализовал свои производства, ситуация лучше».

В петербургском кластере производится около 20% всего автопарка и задействованы 9200 человек. Мультипликативный эффект в данной отрасли равен шести новым рабочим местам на одно место в автокластере. Следовательно, серьезные экономические проблемы могут одновременно коснуться более чем 55 тыс. человек или чуть менее 1,5% работоспособного населения конгломерации города и области. В текущем году уже наблюдалось сокращение производства и продаж автомобилей. В частности, по данным  Association of European Businesses, падение продаж легковых автомобилей в России за январь – август 2014 года составило 12,1% в сравнении с аналогичным периодом 2013 года, а также 25,8% за август 2014-го (к августу 2013 года). Объем производства, по данным Росстата, также сократился на 4,6% с начала 2014 года при уровне фактической локализации от 20 до 50%. Тем не менее компании планируют и дальше увеличивать степень локализации, чтобы уменьшить зависимость от внешних поставок, в том числе в условиях сокращающегося спроса. Перспективы рынка во многом будут зависеть от темпов сворачивания деловой активности, жесткости российских контрсанкций и имиджевых потерь страны.

Непростое полугодие

Из более подробного анализа капитальных инвестиций по регионам СЗФО следует, что разброс динамики их роста или падения очень велик. По данным региональных отделений Росстата, в Ненецком АО, Республике Коми и Санкт-Петербурге рост оценивается в 50, 25 и 25% соответственно, а вот в Архангельской, Псковской и Вологодской областях падение составило от 33 до 18% в сравнении с аналогичным периодом 2013 года. Эти данные следуют логике инвестиционной программы регионов (см. «Мониторинг устойчивости», «Эксперт С-З» № 15 (662) от 7 апреля 2014 года). В частности, Республика Коми занимала второе место в рейтинге инвестиционной активности всего Северо-Запада с общей суммой капитальной программы 800 млрд рублей преимущественно благодаря газовым проектам ОАО «Газпром» и ООО «Енисей», а также инфраструктурному проекту «Белкомур». Всего инвестиционная программа превысила объем ВРП региона в полтора раза. В то же время Вологодская и Псковская области демонстрировали самые скромные суммарные результаты.

По последним статданным по Санкт-Петербургу, за первые пять месяцев индекс капитального инвестирования (без учета субъектов малого и среднего предпринимательства) составлял 107,0%, но уже за шесть месяцев 2014 года – и при включении всех субъектов – рост оценен в 24,9%, что означает почти трехкратное увеличение показателя. Около 21% этих средств были направлены в обрабатывающие производства. Кроме того, базовым источником этих долгосрочных вложений являются собственные средства компаний (54%), а к примеру почти 60% капитальных инвестиций Ленинградской области пришлись на заемные средства. В итоге Ленинградская область показала падение инвестиционной активности почти 12%.

Динамика промышленного производства, второго ключевого индикатора экономической среды, далеко не всегда соответствует логике развития капитального инвестирования, говоря о невысокой и снижающейся эффективности капитальных вложений. Скажем, в Санкт-Петербурге индекс промышленного производства за первое полугодие 2014 года составил 92,1% (к первому полугодию 2013 года), притом что за этот же период в обрабатывающее производство было инвестировано около 32 млрд рублей (пятая часть всего объема). В прошлом периоде ИПП также сокращался, однако всего на 0,4% в годовом измерении. Противоречивыми остаются и данные по Ленинградской области, где наблюдается рост ИПП на 1,4%, и это притом что программа капитального инвестирования области в 2013 году составила всего 71,2% в сравнении с 2012 годом. Вероятно, дают о себе знать долгосрочные инвестиции прежних периодов, хотя рост промышленности наблюдается преимущественно в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, тогда как сектор обрабатывающих предприятий скорее стагнирует.

Небольшой толчок наблюдается в сельском хозяйстве Ленинградской области (+ 1,7%), обеспеченный ростом производства мяса птицы (7,5%) и молока (5%), хотя в первом полугодии 2013 года общий показатель составил + 7,3%. Кстати, как и в других регионах, рост предложения по мясу кур не помешал значительному росту цен на данный продукт (до 25%). Главные игроки рынка говорят, что розничная цена  200-280 рублей за килограмм является справедливой. Однако, по мнению экспертов, несмотря на естественный рыночный рост цен в результате продовольственного эмбарго, столь значительное подорожание продукта, практически полностью производимого на территории России, скорее стоит отнести на счет олигопольного положения главных производителей и розничных сетей. В свою очередь государство предоставляет свою версию ценового скачка. По словам помощника президента РФ Андрея Белоусова, она основана на «подорожании кормов в результате плохого урожая 2012-2013 годов».

Расстановка сил

Ключевые изменения в действующей инвестиционной программе СЗФО за май – август 2014 года связаны либо с завершением крупных проектов, либо с их приостановкой, либо со значительным повышением рисков в условиях отсутствия таких переменных, как, например, европейский спрос или внешнеэкономический оборот в технологическом секторе. При критическом рассмотрении действующих инвестпрограмм оказывается, что лидером в этой гонке остается Ленинградская область, но уже в компании с Санкт-Петербургом, преодолевшим за последние полгода две ступеньки. Суммы программ по капитальному инвестированию этих регионов составляют порядка 1220 и 840 млрд рублей соответственно, включая вновь анонсированные. Кроме того, в сегменте наиболее активных регионов в СЗФО остаются сырьевые регионы – Республика Коми и Ненецкий автономный округ с программами на сумму около 550 и 510 млрд рублей соответственно.

При более подробном рассмотрении долгосрочных проектов Ленинградской области видно, что сейчас программа в целом выполняется преимущественно в пределах заявленных временных рамок. Продолжается строительство крупнейшего инфраструктурного комплекса «Порт Усть-Луга». Ближайшее намерение по проекту заключается в обустройстве дополнительной промышленной зоны вблизи портовой акватории. Однако открытым остается вопрос с подъездной транспортной инфраструктурой. Около месяца назад стало известно, что ОАО «РЖД» не смогло увеличить пропускную способность железной дороги до заявленных 60 млн тонн (сегодня это менее 40 млн тонн). В компании «Морстройтехнологии», занимающейся исследованием и проектированием инфраструктуры порта, говорят, что значительно сложнее сейчас найти резидентов для сданных и строящихся терминалов, а сама по себе эксплуатация может производиться и при нынешней авто- и железнодорожной инфраструктуре. Риски по Усть-Луге возникают также из-за глобального сокращения спроса и ухудшения российских внешнеэкономических отношений, что наиболее актуально для крупных промышленных компаний, разместивших или планирующих разместить на территории порта свои терминалы. Среди них «ЕвроХим», ГК «ИСТ» и Объединенная металлургическая компания (ОМК).

Санкции, примененные к России, как известно, коснулись и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Однако, по информации из компании, ограничения будут практически неощутимы для Выборгского судостроительного завода и его планов по текущей модернизации. И если в части гражданского судостроения заводу придется искать новых поставщиков некоторых комплектующих, то военное кораблестроение абсолютно независимо от каких-либо иностранных партнеров.

В целом местное правительство проявляет высокую активность в вопросе сглаживания последствий экономических санкций и контрсанкций. Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко говорит о необходимости вводить налоговые льготы для предприятий, которые готовы инвестировать в импортозамещение. На региональном уровне возможны льготы по налогу на прибыль, на имущество и по земельному налогу, по крайней мере, до выхода проектов на самоокупаемость.

Что касается новых инвестиционных планов, то наиболее значимой является новость о строительстве ООО «Газпром СПГ Санкт-Петербург» – одного из крупнейших в мире заводов по сжижению природного газа («Балтийский СПГ») с перерегистрацией компании в Петербурге. Строительство продлится ориентировочно до 2019 года и обойдется в сумму порядка 200 млрд рублей.

Результаты инвестиционной работы Санкт-Петербурга не могут не радовать. Как уже отмечалось, несмотря на сокращение объемов промышленного производства (– 7,9%), рост капитального инвестирования за первое полугодие впечатляет (+ 24,9%). Инвестиционная программа не претерпевает глобальных изменений, однако на роль двигателя по восстановлению промышленного производства претендуют автопроизводители Nissan и Toyota (расширение действующих мощностей на территории Петербурга, в частности, за счет производства комплектующих), а также ОАО «Силовые машины», которое уже открыло совместное предприятие с Siemens (ООО «Сименс Технологии Газовых Турбин») и до 2018 года будет расширять производство на новой площадке в Колпинском районе. Общий объем оставшихся капитальных инвестиций оценивается примерно 6 млрд рублей. Кроме того, рост продолжается на предприятиях ОПК, главным образом за счет государственного заказа и девелоперских проектов.

В сегменте новых проектов  наблюдается активная работа по строительству промышленно-инновационного кластера на базе ОЭЗ «Санкт-Петербург». Новыми резидентами стали ООО «Норд Плас» (производство коллагена), ООО «Техноком Авиа» (единый центр проектирования и производства трубопроводов для всех типов летательных аппаратов) и ООО «Квадро Электрик Технолоджи». При этом пятерка крупнейших вновь запланированных инвестиционных проектов состоит из девелоперского проекта израильской компании «Моргал Инвестментс», строительства легкорельсового экспресса из международного аэропорта Пулково, логистического инновационного центра сельскохозяйственной продукции, выхода на рынок новой розничной дискаунт-сети и создания кластера энергетического машиностроения на базе ЗАО «Невский завод». Всего за май – август в Петербурге стартовали более десяти проектов на сумму от 160 млрд рублей.

Инвестиционные планы Республики Коми и Ненецкого АО по-прежнему основываются на добывающей и топливной промышленности (нефтедобыча и нефтепереработка, газовая и угольная промышленность), а также нескольких инфраструктурных проектах. В прошлом году на развитие транспорта и транспортных путей в этих регионах пришлось около половины всех капитальных вложений, а на добычу – до 40%. Как и полгода назад, одним из крупнейших проектов Республики Коми остается строительство системы магистральных газопроводов Бованенково – Ухта газотранспортной системы «Ямал – Европа». Большая часть инвестиций уже вложена в этот проект, однако строительство продолжится до 2016 года. Инвестиционная карта НАО так же стабильна, как и общий рейтинг платежеспособности региона, по данным «РИА Рейтинг» (АА+).  Помимо разработки нескольких континентальных нефтяных месторождений, в регионе начата добыча так называемой нефти ARCO (Arctic Oil) на Приразломном месторождении в Печорском море. Организатор проекта ОАО «Газпром нефть» уже в следующем году готовится добыть около 300 тыс. тонн нефти (0,1% от суммарно добытых в РФ объемов за восемь месяцев 2014 года или 1,3% от объемов добычи «Газпром нефть» за те же восемь месяцев текущего года)  и увеличить к 2021 году эти объемы до 5 млн тонн.

На фронтах

Группу «умеренно активных» регионов возглавляет Мурманская область, также в нее входят Новгородская и Вологодская области, которые перебрались из «отстающей группы». Суммарно их инвестиционная программа оценивается более чем в 550 млрд рублей.

С учетом новых инвестиционных проектов почти 60% капитальных вложений Мурманской области приходится на сектор транспортной инфраструктуры, 30% – на проекты по добыче полезных ископаемых и еще около 6% – на металлургию. Кроме этого, регион остается стратегическим в области продовольственной безопасности, а именно в направлении морского рыбного промысла для европейской части России. По-прежнему идет строительство завода полного цикла промышленного разведения атлантического лосося, что в условиях эмбарго позволяет говорить о развитии в среднесрочной перспективе собственной аквакультуры. Впрочем, эта тема остается весьма уязвимой, так как полноценная работа отрасли возможна лишь при условии строительства высокоэффективного промышленного флота, а также уверенности предпринимателей в стабильности протекционистских мер и защите рынка от различных альтернативных сбытовых схем, таких как «белорусский лосось». Внутренняя конкуренция со стороны Дальнего Востока, скорее всего, не будет углубляться, потому что представители отрасли с Тихоокеанского побережья говорят, что им выгоднее работать с азиатскими партнерами, нежели транспортировать продукт в западную часть страны даже при условии покрытия дополнительных транспортных издержек.

Новгородская и Вологодская области демонстрируют прежнюю инвестиционную картину. Наиболее крупными проектами регионы обязаны градообразующим корпорациям, в частности ОАО «Акрон», ГК «ФосАгро» и ОАО «Северсталь». Они же формируют и блок недавно стартовавших проектов, а именно программу дивизиона «Северсталь» – Российская сталь» на 11,3 млрд рублей и строительство нового агрегата карбамида с объектами производственной инфраструктуры от «ФосАгро» совместно с Chemoprojeсt Nitrogen a.s  на 7,8 млрд рублей.

В тылу

Наконец, третья группа – менее активных регионов – представлена Республикой Карелией, Архангельской, Калининградской и Псковской областями. В частности, в Карелии все еще около 50% инвестиционной программы приходится на энергетические проекты, еще 12% – на лесную и деревообрабатывающую промышленность. Однако перспективы по модернизации, к примеру, Сегежского ЦБК, вновь под вопросом, так как компания стала частью АФК «Системы» – корпорации, будущее которой не определено.

Положение Архангельской области оценивается как еще более рискованное. В связи с международными санкциями из уст высокопоставленных представителей ЕС звучали угрозы запретить продажу российских алмазов, что может повлиять на плановые объемы по добыче. Кроме того, ОАО «Роснефть» совместно с PetroVietnam (Vietnam Oil and Gas Group) начинают работу по освоению месторождения шельфа Печорского моря. Этот контракт, в случае успеха разведывательных работ, потребует покупки иностранного оборудования для добычи углеводородов, что гипотетически можно сделать только при участии вьетнамской стороны.

Еще одним рискованным регионом оказалась Калининградская область. Поводом для пересмотра инвестиционной программы стали намерения федеральных властей сократить издержки по глобальной программе развития, включая список спортивных объектов, необходимых для  чемпионата мира 2018 года. Так, наиболее проблемными оказались строительство Балтийской АЭС и развитие автокластера при участии канадской компании Magna Internatiional Europe AG. Запланированные мощности атомной электростанции значительно превышают потребности самого региона. Следовательно, излишки надо экспортировать. Однако власти стран Балтии, главным образом Литвы, – ключевого рынка сбыта, согласно действующему инвестплану, отказались от объединения своих энергетических систем с российской. В результате строительство решено заморозить. Что касается автокластера, то выход канадского партнера из проекта также может негативно сказаться на динамике финансовых показателей.

В Псковской области продолжается инвестиционная экспансия в мясной отрасли. На фоне введенных Россией экономических санкций регион планирует уже в скором времени выйти на третье место в стране по мясному скотоводству, для чего планируется выделить дополнительные средства на поддержание продовольственной безопасности.

Взгляд в будущее

Необходимо указать на корректность данного нами прогноза развития инвестиционной программы СЗФО на 2014 год (см. «Мониторинг устойчивости», «Эксперт С-З» № 15 (662) от 7 апреля 2014 года) – стабильный с понижательной тенденцией. Впрочем, экономические и геополитические события последних четырех-пяти месяцев показали, что уровень рискованности среды был недооценен. В результате ожидаемое сокращение планов по долгосрочным капиталовложениям в экономику Северо-Запада, исходя из текущего положения и линейной экстраполяции, оценивается сейчас 8-12%, или 300-500 млрд рублей, до 2020 года. Кроме того, ухудшение по среднесрочному  прогнозу макрорегиона во многом зависит и от общероссийского рецессионного тренда. Невзирая на попытки нащупать нитевидный экономический пульс в пределах нескольких десятых процента, все участники рынка в той или иной степени готовы к сокращению деловой активности. Экономические власти пытаются ответить на сегодняшние вызовы, в том числе при помощи инструментов удешевления проектного финансирования промышленности. Однако глобальным ответом на стагфляционную экономическую ситуацию являются именно качественные изменения в эффективности экономической системы и рынка так такового, что в свою очередь неизбежно приведет к инвестиционному скачку.

Санкт-Петербург – СЗФО

Санкт-Петербург

Псковская область

Архангельская область

Мурманская область

Ненецкий автономный округ

Новгородская область

Республика Коми

Калининградская область

Ленинградская область

Вологодская область

Республика Карелия

Инвестиционная программа СЗФО по состоянию на 15.09.2014

Методология

Все 11 регионов СЗФО были оценены по нашей методологии. Так, во внимание принимались проекты с объемом инвестиций от 1 млрд рублей (исключение составляют проекты градообразующих отраслей и инновационные предприятия, а также некоторые проекты, анонсированные во втором-третьем кварталах 2014 года, то есть новые), находящиеся на стадии реализации не ранее «подготовительной». Это предполагает наличие как технического, так и экономического обоснований, начало строительных работ с последующим графиком, наличие документации. Информационными  источниками стали профильные комитеты при региональных правительствах, данные компаний-инвесторов, информация от организации «Стратегическое партнерство Северо-Запад», портал государственных закупок, а также данные из открытых источников. Информация по социально-экономическому эффекту является фрагментарной, поэтому приведена в ограниченном количестве.

У партнеров

    Реклама