Коротко

Повестка дня
Москва, 06.10.2014
«Эксперт Северо-Запад» №41 (684)

Транспорт: пустить иностранные суда

Порты Мурманска, Архангельска и Калининграда примут иностранные суда без проволочек 006_expertsz_41_1.jpg Фото: Архив «Эксперт С-З»
Порты Мурманска, Архангельска и Калининграда примут иностранные суда без проволочек
Фото: Архив «Эксперт С-З»

Теперь официально иностранные суда могут входить в 51 морской порт России. Такое распоряжение подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. В число портов попали Мурманск, Архангельск и Калининград.

По словам заместителя председателя правительства РФ Аркадия Дворковича, в последние 25 лет российские порты де-юре находились в неопределенном статусе, при этом де-факто большинство из них были открыты для захода иностранных морских судов. «По ряду портов до сих пор не удавалось найти документов даже в архивах. Речь о таких портах, как Анадырь, Ванино, Калининград, – заявил он. – По ним просто документы были утеряны, это документы советских времен». Также часть документации оставалась под грифом «секретно», например, архангельского порта.

«Теперь и пограничные, и таможенные процедуры для прибывающих иностранных судов будут гораздо проще, не понадобятся дополнительные разрешения и согласования. И, естественно, сами порты смогут работать в полную силу», – отметил Дмитрий Медведев.

Энергетика: импорт из Суоми

Россия до конца года подпишет пакет документов для старта импорта электроэнергии из Финляндии. Об этом сообщили в «Интер РАО». Речь идет о соглашении о двунаправленной торговле, ряде технико-коммерческих документов, в том числе и о новой процедуре планирования. Финское электричество будет поставляться на российский оптовый рынок, конкурируя с другой электроэнергией и удешевляя предложение.

Россия технически уже готова к импорту электроэнергии из Финляндии. Сегодня Суоми остается основным импортером электроэнергии из нашей страны. В 2013 году «Интер РАО» нарастило экспорт в Финляндию на 8%, до 4,1 млрд кВт.ч. Коммерческий импорт электроэнергии из Финляндии в РФ ранее не осуществлялся, но решение перевести линии электропередачи Россия – Финляндия в реверсивный режим работы было принято при участии финской сетевой компанией Fingrid в декабре 2007 года.

 Кроме того, добыча углеводородов в регионе Баренцева моря может существенно интенсифицировать сотрудничество в области энергетики между Россией, Норвегией и Финляндией – появится необходимость расширения энергетической инфраструктуры, в том числе и сетевой, а также интеграции приграничной энергетики финнов, норвежцев и россиян. В перспективе расширение сотрудничества со скандинавскими странами поможет России обеспечить электроэнергией добычу углеводородов в Арктике.

Норвегия: Шенген охватил СЗФО

Пять визовых центров Королевства Норвегия откроются в Северо-Западном федеральном округе в октябре, сообщает Ассоциация туроператоров России (АТОР) со ссылкой на генерального консула Норвегии Хейди Олуфсен.

1 октября визовый центр открылся в Санкт-Петербурге, 2-го – в Выборге. Далее 6 октября – в Петрозаводске, 7-го – в Пскове и 9-го – в Великом Новгороде.

Податель заявления на визу, как и раньше, должен заполнить заявление на норвежском Визовом портале, оплатить визовый сбор банковской картой, после чего он может принести свой заграничный паспорт и другие необходимые документы в ближайший визовый центр.

Сейчас получить норвежскую визу можно только в Москве и Мурманске. За счет открытия дополнительных визовых центров Норвегия рассчитывает увеличить туристический поток. В этом году эксперты не исключают падение турпотока в королевство на 20% по сравнению с 2013 годом, когда в Норвегии побывали более 200 тыс. россиян.

НАО: порт ради нефти

Индига подтолкнет развитие нефтегазового комплекса НАО 006_expertsz_41_2.jpg Фото: Архив «Эксперт С-З»
Индига подтолкнет развитие нефтегазового комплекса НАО
Фото: Архив «Эксперт С-З»

Первый заместитель председателя Собрания депутатов Ненецкого автономного округа Анатолий Мяндин считает, что создание порта в поселке Индига поможет развиться всему нефтегазовому комплексу в регионе.

«Созданная в настоящее время в регионе трубопроводная система обеспечивает только транспортировку нефти, чего нельзя сказать о газоконденсатном комплексе. Строительство порта в Индиге станет толчком для развития всего нефтегазового комплекса НАО, в том числе транспортировки природного газа за пределы округа», – говорит Анатолий Мяндин.

Также Ненецкий АО в ближайшие годы планирует увеличить объемы добычи нефти и газа на шельфе Баренцева и Карского морей. При этом строительство нового порта обеспечит развитие инфраструктуры региона. В частности, завершение строительства автодороги Нарьян-Мар – Усинск, а также использование морского порта и аэродромов в Нарьян-Маре и поселке Амдерма для базирования спасательных подразделений.

Мурманск: посягательство на зону

На базе судоремонтного поселка Росляково в Мурманской области по инициативе «Роснефти» может появиться свободная экономическая зона. Об этом сообщил вице-губернатор региона Алексей Тюкавин. Нефтяная компания уже направила соответствующее обращение в правительство РФ с предложением создать на базе 82-го судоремонтного завода так называемый индустриальный кластер и свободную экономическую зону. «Роснефть» планирует разместить в Мурманской области заводы по производству подводной арматуры и бетонных блоков, а также построить в регионе вертодром на несколько десятков единиц авиатехники, логистическую, перевалочную и складскую базы. Опорная береговая база будет создана на мощностях 82-го судоремонтного завода в поселке Росляково. В течение ближайших пяти лет это позволит создать около 2 тыс. новых рабочих мест.

Санкции: Valio сокращает персонал

В Финляндии от российского эмбарго на импорт продуктов питания больше всего пострадала молочная отрасль, в частности, крупнейший экспортер молочной продукции Valio.

В компании Valio начинаются переговоры о сокращении персонала. Под сокращение могут попасть 140-210 человек из 780 предполагаемых кандидатур. Причины увольнений – российское эмбарго на ввоз продовольствия, снижение мировых цен на промышленную продукцию, а также падение платежеспособности финнов. Предусмотренные законом переговоры начнутся 8 октября.

Первой новость о новых сокращениях в Valio распространила газета Kauppalehti.

В компании уже происходили увольнения в августе, сразу после введения российских санкций. Тогда было решено не продлевать 126 временных трудовых договоров.

«Мадок» запустил безотходное производство

В строительство и технологическое оснащение цеха инвестировано 5 млн евро 007_expertsz_41.jpg Фото: Архив «Эксперт С-З»
В строительство и технологическое оснащение цеха инвестировано 5 млн евро
Фото: Архив «Эксперт С-З»

В Малой Вишере (Новгородская область) на предприятии «Мадок» (100% австрийский капитал) в рамках долгосрочной инвестиционной программы открыт цех по производству топливных гранул мощностью 500 тонн в год. В строительство и технологическое оснащение цеха пеллет собственник инвестировал 5 млн евро. Запуск  цеха завершил переход компании «Мадок» на безотходную технологию лесопереработки.

Компания «Мадок», меняя организационные, правовые формы и собственников, работает в Маловишерском районе с 1991 года и, конечно, накопила опыт развития лесоперерабатывающего бизнеса в условиях реальной российской экономики.  Поэтому нынешний собственник компании – австрийская Hasslacher Norika Timber Group – принял решение расширить производство пиломатериалов глубокой переработки по технологиям австрийского концерна. Теперь, кроме традиционных строганных пиломатериалов, «Мадок» будет выпускать сращенные материалы. А все отходы основного производства переработают в топливные гранулы – пеллеты, рынком сбыта которых, в соответствие с уже подписанными контрактами, станут потребители из Европы и Азии.

Объемный инвестиционный проект стоимостью 873,6 млн рублей, из которых 350,9 – заемные средства австрийского концерна, а 522,7 – кредит Сбербанка России, был начат три года назад, и, по расчетам, на полную проектную мощность новое производство пиломатериалов и пеллет выйдет в 2015 году. Под эти мощности подобраны сырьевые ресурсы – Маловишерский муниципалитет отдал ООО «Мадок» в долгосрочную аренду неиспользуемые лесные угодья с объемом лесозаготовки не менее 220 тыс. кубометров в год. Компания создаст на этих лесных массивах эффективную и экологически безопасную инфраструктуру. В том числе будут построены лесные дороги.

В первом полугодии 2014 года собственник компании инвестировал в приобретение лесозаготовительной техники, строительство дорог и тестовый запуск нового строгального производства 20,6 млн рублей. Капитальные вложение конвертировались в объемы производства: за полугодие выручка от реализации пиломатериалов выросла на 149% и составила 411,3 млн рублей против 276,6 млн в первом полугодии 2013 года.

По словам заместителя главы администрации Маловишерского муниципалитета Александра Зайцева, «Мадок» является градообразующим предприятием района с солидным вкладом в доходную часть муниципальной казны.

Точка роста – вытеснение импорта

Форум «Точки роста» стал площадкой для делового общения 008_expertsz_41.jpg Фото: Николай Малышев
Форум «Точки роста» стал площадкой для делового общения
Фото: Николай Малышев

Политика импортозамещения стала темой форума «Точки роста Санкт-Петербурга и Ленинградской области», организованного журналом «Эксперт Северо-Запад» совместно с Союзом промышленников и предпринимателей Ленинградской области и прошедшего 30 сентября в Петербурге. Мероприятие было посвящено перспективам развития промышленности Петербурга и Ленобласти в контексте поставленных государством задач по импортозамещению. Для обсуждения проблемы собрались представители органов государственной власти, бизнес-сообщества, а также ведущие эксперты.

Председатель Комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин в своем вступительном слове обозначил меры, которые способны минимизировать последствия санкций. Он предложил сосредоточиться на импортозамещении, стимулировании спроса на продукцию петербургских предприятий и ее продвижении на внутренних и внешних рынках. Содействовать стратегии импортозамещения, полагает Мейксин, должен госзаказ на продукцию промышленных предприятий, повышению спроса – реализация крупных инфраструктурных проектов, а также комплекс законодательных мер. «Необходимо  уйти от закупки продукции по минимальной цене, которая при этом неэффективна и неадекватна с точки зрения жизненного цикла и перейти к достижению максимального результата на сумму выделенных средств. Это прописано в Бюджетном кодексе, но не действует, так как закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в данном случае переходит в режим минимальной цены. Необходимы изменения в этом законе и принятие других нормативных актов, в том числе и стандартов по проектированию и изменению условию технических заданий», – пояснил Максим Мейксин.

«Многие варианты решения проблемы импортозамещения уже существуют», – подчеркнул первый заместитель председателя Комитета экономического развития и инвестиционной политики Ленинградской области Максим Кисельников. – Позитивное влияние на ситуацию окажет принятие закона «О промышленной политике», работа над которым идет очень давно. Также на федеральном уровне создается фонд развития промышленности, который предусматривает использование механизма возвратного финансирования по сниженным ставкам при реализации инвестиционных проектов субъектами среднего бизнеса. В федеральном бюджете на его финансирование с 2015 по 2017 год предусмотрено 19 млрд рублей». К числу наиболее перспективных отраслей для импортозамещения в Ленобласти Кисельников отнес станкостроение, тяжелое машиностроение, легкую промышленность, электронику, фармацевтику, медицинскую промышленность и машиностроение для пищевого производства.

Директор Санкт-Петербургского отделения ВШЭ Сергей Кадочников в своем докладе обратился к мировому опыту политики импортозамещения. В качестве успешных примеров такого перехода эксперт привел опыт Китая, Тайваня и Индонезии. По мнению Кадочникова, успешность проектов в этих странах была обусловлена несколькими факторами: размером национального рынка, акцентом на конкурентные преимущества регионов, наличием компаний-лидеров, развитостью цепочки поставщиков, государственной поддержкой научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, а также кооперацией с зарубежными производителями.  Для России импортозамещение может оказаться успешным в таких отраслях средних и низких технологий, как производство автокомплектующих, бытовая техника, деревообработка, теплоизоляция, металлопластик, полагает Сергей Кадочников. «Барьеры входа на эти рынки ниже, и резкий рост объемов производства более реален», – отметил он.

Советник председателя Северо-Западного банка Сбербанка России Татьяна Логинова согласилась с необходимостью создавать импортозамещающих производства, но при этом отметила, что такое решение не способно стать тем быстрым драйвером, который необходим экономике в сложившейся ситуации: «У государства есть шанс, используя в качестве перекладочных инструментов государственные и другие социально ответственные банки, вкладывать средства в те инфраструктурные проекты, которые действительно будут драйверами тех или иных регионов, обеспечивая тем самым экономический рост, который всем нам необходим».

Президент группы «Ладога» Вениамин Грабар обратил внимание, что для алкогольной отрасли вопрос импортозамещения пока не стоит, добавив, что в своем бизнес-плане и стратегии долгосрочного развития компания учитывает несколько возможных сценариев развития ситуации во внешнеторговых отношениях. «Если в ближайшем будущем расширение эмбарго затронет каким-то образом и импорт алкоголя, мы, понимая всю сложность геополитической ситуации, будем готовы взять на себя долю ответственности за непростое решение и продолжить работу в новых условиях независимо от того, как это отразится на нашем бизнесе в России», – уточнил он.

По мнению генерального директора компании «Теллус Групп» Николая Неповинных, курс на импортозамещение, взятый руководством страны, позволит промышленности подняться на новый уровень развития. «Чтобы это произошло, надо как можно скорее разработать меры по поддержке девелоперов, занимающихся развитием современных индустриальных парков. У нас есть и территории, и недвижимость, на которой могут появиться целые импортозамещающие кластеры, и мы готовы выстраивать государственно-частные партнерства, чтобы предприятия Санкт-Петербурга и Ленобласти обрели площадки для новых точек роста», – подчеркнул он. «Если человек входит в инвестиционный проект, то условия вхождения должны быть соблюдены до реализации проекта. А у нас правила игры за год меняются несколько раз, не говоря о том, что средняя реализация проекта составляет шесть лет. Принятие закона о государственно-частном партнерстве позволило бы урегулировать вопросы взаимоотношений бизнеса и власти, привлечения инвестиций под гарантии государством», – подвел итог дискуссии исполнительный вице-президент РСПП Виктор Черепов.

В материале «Без дефицита и ажиотажа» (см. «Эксперт Северо-Запад» № 40 от 1 октября 2014 года) допущена ошибка: неверно указано, что ретейлер «Дикси» относится к X5 Retail Group. В действительности основным владельцем ОАО «Дикси Групп» является ГК «Меркурий».

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№41 (684) 6 октября 2014
Превращение начинается
Содержание:
Ломать – не строить

От редакции. Почему россиянам всегда нужен гром, чтобы перекреститься?

Реклама