Круговорот бизнеса на рынке

Крупные производства – самые инвестиционно привлекательные объекты на рынке готового бизнеса в РФ

Объем рынка купли-продажи объектов среднего и крупного бизнеса в первом полугодии 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года вырос на 15% и составил 2 млрд долларов. По прогнозам экспертов аналитического центра бизнес-брокерской компании «Альтера Инвест», по итогам 2014 года прирост достигнет 20-25%, несмотря на введенные санкции со стороны Евросоюза, США и других стран.

Предложение на рынке среднего и крупного бизнеса в России (стоимостью более 1 млн долларов) распределилось следующим образом. Больше всего объектов продается в сфере производства – 26% от общего объема предложения. Вторую позицию занимают объекты арендного бизнеса и коммерческой недвижимости. Их присутствие на рынке равно 23%. Гостиницы, отели и базы отдыха – третьи по объему предложения – 21%.

Спрос на объекты готового бизнеса симметричен предложению. Высокий спрос среди инвесторов зафиксирован на производства разного профиля (26,5%), объекты гостиничного бизнеса (24,5%), а также на покупку компаний, владеющих арендным бизнесом и коммерческой недвижимостью (20,2%). Объекты этих отраслей занимают 75% объема всего рынка крупного и среднего бизнеса.

Когда речь идет о крупном бизнесе, инвесторам интересны реальные активы. Крупный гостиничный бизнес, офисные и другие коммерческие помещения являются материальным активом, это земельные участки и недвижимость. Если говорить о производстве, то к недвижимому имуществу прибавляются и другие активы (производственные мощности). Такие активы обладают коэффициентом высокой ликвидности по сравнению, например, с ИТ-бизнесом или венчурными инвестициями.

Данная тенденция может быть обусловлена также тем, что производство – это основа экономики Российской Федерации. Именно обрабатывающая промышленность и добыча полезных ископаемых составляют более 25% ВВП страны.

В сегменте среднего и крупного бизнеса меньше всего объектов присутствует на рынке из таких сфер, как сельское хозяйство (1,3%), медицинские центры (1,3%) и салоны красоты (1,7%). Соответственно распределилась статистика низкого спроса на рынке крупного и среднего бизнеса.

Низкие объемы спроса и предложения на салоны красоты и медицинские центры как на объекты готового бизнеса стоимостью более 1 млн долларов объясняяются большой долей нематериальных активов, заложенных в цене бизнеса. Это бизнес, который имеет хорошую рентабельность, большой доход, но при этом малое количество основных средств. Кроме того, подобных объектов очень мало на рынке. Такой бизнес имеет как высокую рентабельность – около 30%, так и большие риски, отсутствие большого количества материальных активов.

Что касается сельского хозяйства, то это бизнес, сложный в организации и управлении. Большая региональная привязанность, зависимость от погодных условий – риски, которые тяжело просчитать.

Тройка лидеров по неудовлетворенному спросу состоит из объектов сельского хозяйства (13,2%), автомоек и автосервисов (13%), карьеров и месторождений (11,7%), а также объектов гостиничного бизнеса (11%).

Неудовлетворенный спрос на объекты сельского хозяйства обусловлен как введенными санкциями, так и подъемом в сфере агропромышленности в России за последние два года. Сельское хозяйство занимает около 4% от ВВП страны. В целом бизнес-объектов в данной сфере мало. Те, что находятся на высоком уровне рентабельности, чаще всего не продаются. Отсюда высокий показатель неудовлетворенного спроса.

Высокий неудовлетворенный спрос покупателей на крупные автомойки и автосервисы можно охарактеризовать скорее общим интересом к подобным дорогим масштабным объектам, нежели желанием совершить покупку. Реальные покупатели на подобные объекты – это компании, имеющие необходимость в наличии и использовании крупных автомоек и СТО. Например, федеральные транспортные компании.

Рынок полезных ископаемых – самая закрытая сфера крупного бизнеса. Карьеры и месторождения имеют большой показатель неудовлетворенного спроса вследствие закрытого рынка. Покупателей-инвесторов много, но такие объекты продаются в большинстве случаев только внутри узкого, не публичного рынка. До рынка готового бизнеса доходит лишь малая их часть.

Санкт-Петербург

Соотношение спроса и предложения на рынке купли-продажи объектов среднего и крупного бизнеса

У партнеров

    Реклама