Предмет большого торга

1 декабря 2014, 00:00
  Северо-Запад

От редакции

Нововведения в налоговый кодекс, с легкой руки СМИ получившие обозначение «местные сборы с торговли», которые могут вступить в силу с 1 января 2015 года, должны коснуться не только малого и среднего бизнеса, но и крупных торговых ритейлеров. Информационный шум вокруг этого законопроекта, который был преподнесен прежде всего как угроза для малого и среднего торгового бизнеса, в окончательном своем варианте свелся к тому, что из 22 видов деятельности, обсуждавшихся в комитете Госдумы РФ изначально, в законопроекте остались только розничная торговля во всех ее видах и деятельность по организации розничных рынков.

Но за этой краткой формулировкой кроется ключевой посыл: мелкой торговлей государство вовсе не интересуется, для него куда как проще и эффективнее взимать этот сбор с крупных ритейлеров, поскольку у них и сами торговые комплексы, да и обороты практически полностью на виду. В отличие от ларечников (для которых в случае слишком тяжелого оброчного бремени сняться с места и раствориться в толпе неплательщиков не проблема) владельцам супергипермегамаркетов никуда не деться.

Понятно, что этот сегмент бизнеса был выбран неспроста. Если посмотреть статистику, то Санкт-Петербург имеет чуть ли не самую высокую степень охвата торговыми сетями – около 80% розничной торговли Северной столицы приходится на сетевые магазины. Это почти 1 млн всевозможных гипермаркетов, супермаркетов и дискаунтеров. Согласно исследованию компании Jones Lang LaSalle (JLL), в 2014 году общие торговые площади города на Неве превышают 2 млн кв. м. При этом на каждого жителя приходится более 400 кв. м торговых площадей. Это больше, чем в Лондоне, Гамбурге, Москве и Берлине, но меньше, чем в крупных городах Восточной Европы, таких как Франкфурт, Париж и Прага. Как же упустить такой Клондайк?

И хотя инициаторы этого сбора – от законодателей до министра финансов – уверяют, что больших проблем от ввода «местного сбора с торговли» не произойдет, он вроде как зачитывается в обычных налоговых платежах, тревога у торговцев и владельцев недвижимости остается, поскольку в этом законодательном ящике Пандоры скрывается множество опасностей. И главная из них – необратимость платежей вне зависимости от результата бизнес-деятельности. Платить придется, невзирая на то, пришел ли покупатель и потратил ли деньги в том или ином торговом объекте.

На фоне стремительно снижающегося среднего чека у покупателей Санкт-Петербурга (по данным Петростата, в августе 2014 года они тратили уже только 42% своих ежемесячных расходов, тогда как в том же периоде 2013 эта цифра составляла 47%) у ритейлеров могут наступить явно не лучшие времена.

Санкт-Петербург