Культурный «Давос»

В Санкт-Петербурге завершил свою работу Международный культурный форум СПбМКФ-2014 – уникальная международная площадка для открытого диалога и обмена опытом между специалистами в области культуры и культурной политики, представителями государственной власти и бизнеса

Фото: Архив «Эксперт С-З»

Третий по счету, Культурный форум 2014 года своим масштабом побил рекорды двух предыдущих. В его работе приняли участие более 7 тыс. специалистов – в три раза больше, чем годом ранее. Мероприятия в основном проходили в формате дискуссий. Под круглые столы, мастер-классы и семинары было отведено более 50 городских площадок, а для удобства участников форума даже курсировал специальный автобус.

В этом году количество секций с 11 увеличилось до 16, по традиции  каждую из них возглавил выдающийся деятель культуры и искусства, чей авторитет признан не только на российском, но и на международном уровне. Как и в прошлом году, дискуссионными направлениями стали: культурная политика, театр, музыка, музеи, язык и литература, библиотеки, кино, цирк, традиционная культура и народное творчество, хореография, изобразительное искусство.

Официально Культурный форум проводился только 7, 8 и 9 декабря, но по факту максимальная концентрация культурных событий в Петербурге, так или иначе связанных с СПбМКФ-2014, наблюдается в течение последнего месяца и продлится вплоть до Нового года. Так, торжественное открытие форума предваряло расширенное заседание коллегии Министерства культуры РФ, состоявшееся 6 декабря в Большом дворце Государственного музея-заповедника «Петергоф». Здесь обсуждалась концепция реконструкции и воссоздания «Нижней дачи» в парке Александрия (ГМЗ «Петергоф»), меры по сохранению объектов культурного наследия города Выборга Ленинградской области, концепция развития Государственного центрального музея современной истории России, модельный стандарт деятельности общедоступных библиотек. Также было принято решение о возрождении дворцового комплекса Романовых в Ропше (Ломоносовский район Ленинградской области). И в целом была утверждена подобная практика выездных коллегий Министерства.

На открытии форума председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентина Матвиенко отметила важность культуры в современном мире, поскольку именно культура является связующим звеном между нациями, странами, людьми, говорящими на разных языках. По словам заместителя председателя Правительства РФ, председателя оргкомитета форума Ольги Голодец, Санкт-Петербургский международный культурный форум превратился в событие масштаба Петербургского экономического форума, но в области культуры. Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко сказал, что форум зажил собственной жизнью: в этом году не нужно было прилагать особых усилий к  приглашению участников, поскольку мероприятие при- обрело международную известность.

Юбилейное время

III Санкт-Петербургский культурный форум был посвящен завершению Года культуры в России и 250-летию Государственного Эрмитажа, который 7 декабря отметил свой день рождения.

Помимо открытия уникальной экспозиции «Эрмитаж Ея Императорского Величества» и ряда других событий, в дни форума и юбилея музея после реставрации и ремонта открыли новые пространства. 7 декабря 2014 года в День святой Екатерины в Эрмитаже состоялось торжественное открытие постоянных экспозиций в Главном штабе. В отреставрированных залах восточного крыла здания разместился новый музейный комплекс, где представлены живопись XIX столетия, картины импрессионистов и постимпрессионистов из знаменитых собраний С.И. Щукина и И.А. Морозова, коллекции русского и европейского декоративно-прикладного искусства. Здание Запасного дома Эрмитажа отныне целиком займет античный отдел, реставрационные мастерские и хозяйственные помещения, а Малый Эрмитаж стал одним огромным выставочным пространством (теперь есть сквозной проход для посетителей от Дворцовой площади к набережной, ранее во внутренний дворик попасть могли лишь сотрудники музея). Также был проведен ремонт и реставрация  Большой церкви Зимнего дворца для постоянной экспозиции русского церковного искусства.

«Эрмитаж организует десятки различных программ, которые можно считать эталонными для современного музейного дела. Особо отмечу и великолепный интернет-сайт музея: это просто замечательная инициатива, которая позволяет миллионам людей во всем мире прикоснуться к шедеврам мирового искусства, не выходя из дома», – отметил президент России Владимир Путин на торжественном приеме. Глава государства обсудил с директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским проект создания сети филиалов музея в регионах – небольших отделений-спутников в Екатеринбурге, Омске, Владивостоке.

«Эрмитаж создал реставрационный центр – просто замечательный центр, в здании Биржи создается Музей геральдики – в общем, Эрмитаж развивается», – отметил Владимир Путин. Глава государства передал в дар музею два экспоната работы Карла Фаберже: часы, изготовленные к 25-летию бракосочетания императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны, и «ротшильдовское» яйцо-часы.

В день рождения Эрмитажа для горожан на Дворцовой площади было показано грандиозное световое 3D-шоу «Бал истории», посмотреть на которое собралось столько людей, что полиции пришлось перекрыть движение по Невскому проспекту. А на следующий день после завершения официальной программы Культурного форума в Эрмитаже прошел день открытых дверей – вход в музей в среду 10 декабря сделали бесплатным. Наплыв посетителей превзошел все ожидания: к вечеру очередь в музей не только не уменьшилась, но и вышла за пределы ворот Зимнего дворца. Несколько тысяч человек в среднем провели в ней по два часа (музей был открыт до 21 часа). Очевидцы говорят, что, когда из-за аншлага в гардеробе закончились свободные номерки, вход в Эрмитаж все-таки пришлось ограничить и пускать людей небольшими группами раз в полчаса.

Все флаги в гости будут к нам

Спецификой третьего Культурного форума стала его международная направленность. Граждан из 40 стран мира было много не только среди рядовых участников и специально приглашенных звезд, но и среди высокопоставленных гостей.

8 декабря состоялась встреча президента России Владимира Путина с генеральным директором Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) Ириной Боковой. В этот же день в музее Фаберже состоялся деловой завтрак «без галстуков», в котором приняли участие министры культуры Абхазии, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кубы, Лесото, Ливана, Сербии, ЮАР, Южной Осетии и Южного Судана, послы Брунея, Италии, Ирака, Португалии, Словении, Сирии, вице-генеральный консул КНР в Санкт-Петербурге, генеральный директор ЮНЕСКО.

Владимир Путин обсудил с директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским проект создания сети филиалов музея в регионах 026.jpg Фото: Архив «Эксперт С-З»
Владимир Путин обсудил с директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским проект создания сети филиалов музея в регионах
Фото: Архив «Эксперт С-З»

После завтрака министров состоялось подписание двух официальных соглашений о сотрудничестве. Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский и министр культуры Республики Армении Асмик Погосян подписали План сотрудничества между министерствами двух стран на 2015 год. В рамках плана о сотрудничестве в Москве состоятся Дни армянского кино, а в Ереване пройдут гастроли Театра наций и Театра им. Е. Вахтангова. На весну 2015 года запланировано открытие Электронного русского музея в Институте древних рукописей им. св. М. Маштоца «Матенадаран». 

Кроме того, заместитель министра культуры РФ Владимир Аристархов и заместитель министра культуры, информации и туризма Кыргызской Республики Айнура Темирбекова также подписали Программу сотрудничества между своими ведомствами на 2015–2017 годы.Страны-участники программы проведут обменные Дни культуры Российской Федерации в Кыргызской Республике и Дни культуры Кыргызской Республики в Российской Федерации в период 2015–2017 годов.

Также Владимир Мединский и министр культуры Казахстана Арыстанбек Мухамедиулы договорились о совместном финансировании съемок фильма «28 панфиловцев» – инициативы петербургских энтузиастов. Создатели картины начали сбор средств в 2013 году с помощью краундфандинговых платформ в Интернете, однако имеющихся на сегодня 24 млн рублей для завершения проекта недостаточно. Картину планируется завершить уже в 2015 году, в прокат она выйдет на русском языке, с фрагментами на казахском.

Кроме того, 7 декабря состоялась отдельная двухсторонняя встреча между министрами культуры России и Китая. Одним из центральных вопросов беседы стали взаимоотношения РФ и КНР в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в свете запланированной на 2015 год встречи министров культуры стран организации в Уфе. Министр культуры КНР Цай У назвал Россию и Китай «блестящими цивилизациями, перед которыми стоит много общих задач». Владимир Мединский выделил три наиболее актуальные направления российско-китайского культурного сотрудничества ближайшего будущего. Во-первых, это совместные мероприятия, посвященные 70-летию победы во Второй мировой войне. В частности, проект проведения в Китае российской интерактивной выставки на 1,5 тыс. кв. м. Во-вторых, работа в свете уже состоявшейся договоренности руководителей России и Китая о гастролях лучших коллективов русской народной песни и русского танца в КНР. И, в-третьих, взаимодействие между странами в области кинопроката. Было предложено отобрать по пять лучших картин для взаимных показов в кинотеатрах РФ и КНР, чтобы препятствовать доминированию голливудской продукции в иностранном кинопрокате двух стран.

Итоги года культуры

На Новой сцене Мариинского театра для всех кураторов и руководителей секций в ходе итогового пленарного заседания не хватило места – спикеры сменяли друг друга, выходя к микрофону из зала. Ведущим вечера выступил худрук Государственного академического театра драмы им. А.С. Пушкина Валерий Фокин, возглавивший на форуме секцию «Театр».

«Культурный форум – это огромное достижение для России», – отметил художественный руководитель, директор Мариинского театра Валерий Гергиев. – Безусловно, третий форум прошел с большим успехом, чем предыдущий. Это своеобразная платформа для общения мастеров культуры, и, я полагаю, мир сегодня нуждается в этом».

С докладами выступили: советник Президента РФ по культуре Владимир Толстой, (секция «Культурная политика»), директор Российского этнографического музея Владимир Грусман (секция «Музеи»), худрук Санкт-Петербургского академического театра балета Борис Эйфман (секция «Хореография»), директор НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук (секция «Наука и образование в пространстве культуры»), председатель совета директоров киностудии «Ленфильм» Федор Бондарчук (секция «Кино»), худрук Большого Санкт-Петербургского государственного цирка на Фонтанке Вячеслав Полунин (секция «Цирк и уличный театр»), скрипач и дирижер Сергей Стадлер (секция «Музыка»), генеральный директор книжной сети «Буквоед», заместитель председателя СПб филиала Российского книжного союза Денис Котов (секция «Язык и литература») и другие.

Упомянув о достижениях III Санкт-Петербургского культурного форума, символические итоги года культуры в России подвел министр культуры РФ. «Мы правильно сделали, что посвятили Год культуры регионам. На самом деле, как бы нам ни хотелось, Министерство культуры – это не Министерство Эрмитажа, Мариинского или Большого театров. Мы должны осуществлять культурную политику по всей стране, и, конечно, у нас огромный долг перед регионами», – сказал Владимир Мединский.

Министр культуры отметил, что за последний год удалось завершить восстановление огромного числа объектов культуры по всей России благодаря тому, что изменился сам государственный подход к реставрации. Если раньше средства из федерального бюджета «размазывали тонким слоем по тарелочке» и работы шли бесконечно, а расценки на работы росли в лучшем случае на 8-10% каждый год, то последние три года расценки были зафиксированы, а средства направлялись точечно на конкретные объекты для окончательного завершения реставрационных работ.

В рамках региональной политики возродилась всероссийская система театральных гастролей. В общей сложности столичные театры в этом году сыграли более 500 спектаклей в провинции, их посетили почти 350 тыс. человек. Был запущен проект «Всероссийский виртуальный концертный зал», который связал между собой 35 региональных филармоний. Теперь выступления великих музыкантов мира, выступающих в Москве или Петербурге, можно увидеть во время прямой трансляции, например, в Хабаровске, без задержки звука и видео. При этом за билеты платят только те, кто наблюдает игру музыкантов «вживую». С успехом в регионах прошли интерактивные выставки, в том числе выставку «Русские монархи. Династия Романовых» в этом году посмотрели более 1 млн человек по всей России. И эта практика будет продолжена. В регионах в 2014 году стали закладывать и строить новые культурные пространства – многофункциональные культурные комплексы, совмещающие выставочное пространство, театральную площадку, туристический центр и в некоторых случаях обеспечивают гостиничное размещение. Один из таких новый музейных центров появится в селе Рождествено, в Гатчинском районе Ленинградской области.

Закрыт Санкт-Петербургский культурный форум не был – в его работе объявили перерыв сроком на один год. Следующий, 2015 год, объявлен в России Годом русской литературы.