По губернаторскому счету

Тема недели
Москва, 26.01.2015
«Эксперт Северо-Запад» №5 (694)
«Эксперт Северо-Запад» опросил губернаторов регионов СЗФО о том, как они завершили 2014 год, какие меры будут предприняты для минимизации наступившего кризиса, а также какие отрасли и сферы региональной экономики могут остаться источниками стабильности и даже, возможно, стать точками роста

Мало кто сомневается, что наступление кризиса является определяющим трендом для развития регионов Ссеверо-Запада в 2015 году. Специалисты Центра развития Высшей школы экономики пришли к выводу, что 2015 год станет годом рецессии в экономике, которая может начаться через два-три месяца. Свободный опережающий индекс (рассчитывается на базе индексов New Orders и Quantity of Purchases для обрабатывающей промышленности и информации о ценах на московскую недвижимость от портала irn.ru), который ученые отслеживают ежемесячно, оказался наиболее низкими за последние пять с половиной лет.

Из опроса губернаторов становится понятным, что главным источником их развития будут государственные проекты, начало которым положено в 2014 году. Обязательства по ним субъекты уже на себя взяли и отказываться от них если и решат, то только в самом крайнем случае. Впрочем, и здесь многое будет зависеть от инвестиций из федерального бюджета. Так, например, в Карелии определенные ожидания связывают с утвержденной федеральной программой «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года», под реализацию которой регион сможет получить от государства 15 млрд рублей. Или Калининградская область, которой утверждение новой редакции государственной программы принесет 20 млрд на возведение инфраструктурных объектов к чемпионату мира по футболу 2018 года. Тем временем с запуском ряда намеченных на 2015 год инвестиционных проектов придется повременить. Исключение, пожалуй, составят кластерные проекты, которые, несмотря на неблагоприятную макроэкономическую конъюнктуру, могут все-таки увидеть свет. В Ленинградской области помимо существующих фармацевтического и автопромышленного кластера прозондируют почву на предмет возможности создания на своей территории кластеров  в сфере судостроения, строительных материалов и продуктов питания. В Псковской и Новгородской областях тоже приобщатся к кластерной парадигме. В первом субъекте имеют шанс появиться электротехнический кластер и кластеры легкой промышленности, во втором – в декабре подписали соглашение о формировании радиоэлектронного кластера. В Ненецком автономном округе если новые проекты и решат начинать, то структурировать их будут в рамках государственно-частного партнерства.

Заметно, что на первый план для регионов Северо-Запада сейчас выходит соблюдение бюджетной дисциплины. Под нож пойдет часть государственных программ, за счет чего будут сокращены расходы. Приоритет отдается выполнению социальных обязательств, в том числе тех, которые предусматривают «майские указы» президента. Тем временем привлечение кредитных источников затруднено существенным размером государственного долга, что является узким местом для всех субъектов СЗФО. Вместе с тем на долговой политике может сказаться повышение ключевой ставки Центробанком. Данному решению под силу повлечь за собой увеличение расходов на обслуживание государственного долга, что приведет к необходимости дополнительного сокращения расходов.

В то же время о секвестровании бюджета в субъектах Северо-Запада речь пока не идет. До него дело дойдет лишь при воплощении наиболее мрачных сценариев из возможных. Бросается в глаза, что источником развития в непростые экономические времена регионы в один голос называют сельское хозяйство. Эту направленность, несмотря на разную специализацию в региональном разделении труда, озвучили практически все опрошенные нами руководители регионов. Судя по всему, на такой ответ повлияло введение продуктового эмбарго, которое главы регионов восприняли как дополнительную возможность укрепить позиции на продовольственном рынке страны.

А вот меры по борьбе с кризисом регионы предлагают разные. В Псковской области создается региональный межведомственный оперативный штаб, который в регулярном режиме будет мониторить ситуацию и готовить точечные меры по поддержки различных отраслей. Специальная комиссия по обеспечению устойчивости развития экономики республики и разработке мероприятий по смягчению последствий международных санкций появилась в Карелии. В Республике Коми ставят перед собой задачу по созданию новых мощностей для переработки добываемых на территории региона ресурсов. В Вологодской области работают над усилением кооперации между предприятиями. Крупные компании региона стимулируют становиться заказчиками малых, отдавая часть функций на аутсорсинг. В Ленинградской области ставят на мобилизацию налоговых поступлений, пересмотр программы госзакупок, приватизацию или ликвидацию убыточных госпредприятий, а также инвентаризацию государственного имущества и оптимизацию штатной численности госучреждений.

Понятно, что до каких-то регионов кризис дойдет раньше, и воздействие его будет более глубоким, в то время как регионам с диверсифицированной экономикой, способными создавать добавленную стоимость, будет заметно проще. Показателей, характеризующих экономическую ситуацию в регионах на конец года, пока нет, но через несколько месяцев «Эксперт Северо-Запад» обещает вернуться к рассматриваемой тематике, проследив развитие ситуации в регионах СЗФО в динамике.

Александр Дрозденко, губернатор Ленинградской области

 015_1.jpg
– Минувший 2014 год для Ленинградской области был богат на события, но как руководитель исполнительной власти региона на первое место я бы поставил достижение из сферы финансов. Нам удалось закончить год с профицитом бюджета, собрав в его доходную часть без малого 120 млрд рублей. Это рекордная цифра для Ленинградской области. По бюджетной обеспеченности на одного жителя мы стали лидерами не только Северо-Западного региона, но и всей России. Нам было непросто этого добиться, поскольку нашему региону, как и всей стране, приходится преодолевать последствия падения мировых цен на нефть и западных санкций.

Чтобы задать определенный вектор работы в новых условиях, в канун Нового года я представил написанную мной Программу эффективного рубля, реализация которой позволит исполнительной власти 47-го региона стать более эффективной. В условиях инфляционных ожиданий бюджетные средства должны быстро оборачиваться. Перед сотрудниками администрации в 2015 году поставлена задача сократить сроки заключения контрактов и обеспечить выполнение расходной части бюджета к 1 июля не менее чем на  45%. Мы должны добиться мобилизации налоговых поступлений, пересмотра программы госзакупок, инвентаризации государственного имущества, приватизации или ликвидации убыточных госпредприятий, оптимизации штатной численности госучреждений. Ведь, в конечном счете, наша задача – не потратить бюджетные средства, а добиться, чтобы каждый рубль из бюджета был эффективным. Финансово-экономическому блоку правительства предстоит к началу марта этого года разработать план мероприятий по росту доходов и оптимизации расходов Ленинградской области на 2015 год. Бюджетные расходы будут условно разделены на три группы: не подлежащие сокращению при любых сценариях развития экономики, возможные к сокращению с 2015 года и возможные к сокращению в 2016 году. Уже в начале марта текущего года будет определено, каких направлений и когда коснется оптимизация.

Что касается возможных экономических трудностей, то могу не без гордости сказать, что сегодня экономика области диверсифицирована. У нас есть сектора, которые работают совершенно разнонаправленно. Очень высокую долю занимают строительство (в объеме валового регионального продукта более 20%) , транспорт и логистика, переработка нефтепродуктов и газа, ретейл. Но при этом у нас нет ни одного налогоплательщика, от которого Ленинградская область зависела бы более чем на 5%. То есть сегодня нет ни доминирующей отрасли, ни доминирующего налогоплательщика. В этом смысле мы находимся в более выигрышных позициях, чем многие другие регионы.

Но, безусловно, макроэкономические факторы влияют на развитие промышленности региона. И мы ожидаем, что определенные сложности возникнут в жилищном строительстве, производстве автомобилей. В том же автокластере в минувшем году объемы выпуска легковых автомобилей уже существенно снизились. С другой стороны, с учетом курса рубля машины, произведенные в России и имеющие высокую степень локализации, должны быть дешевле аналогов, производимых за рубежом. В этом я вижу перспективу российского автопрома.

Одной из точек роста станет агропромышленный комплекс, для которого введение санкций и ответных российских антисанкций – прекрасная возможность значительно упрочить свои позиции на рынке Северо-Западного федерального округа, где мы и так производили более 40% продукции. Кроме того, уже сегодня мы можем говорить о двух сформировавшихся в Ленинградской области кластерах: медицинской, фармацевтической промышленности и радиационных технологий и автопромышленном кластере. Наша задача – определить, какие комплектующие нужны производителям для их локализации или создания импортозамещающих предприятий. В частности, Комитетом экономического развития и инвестиционной деятельности в текущем году запланировано проведение научно-исследовательских работ по трем приоритетным направлениям кластерного развития: это судостроение, строительные материалы и продукты питания. В этих сферах мы видим существенный потенциал роста за счет более тесной кооперации между уже существующими предприятиями и создания нового производства.

Марина Ковтун, губернатор Мурманской области

 015_2.jpg
– Возможность получения региональными инвестиционными проектами новых форм поддержки отечественной промышленности, предусмотренных принятым в конце декабря 2014 года законом «О промышленной политике в Российской Федерации Мурманской области, нужно использовать по максимуму. Я уверена, что наши инвестиционные проекты могут и должны попасть в перечень получивших федеральную поддержку.

Новые перспективы открываются для Мурманской области в связи с готовящимися изменениями государственной программы по судостроению и судоремонту. Так, в новой редакции программы планируется выделение отдельного блока, который будет связан с производством морской техники для добычи и транспортировки нефти в рамках арктических шельфовых проектов. Предполагалось, что программа начнет действовать с 2017 года. Сейчас принято решение, что это произойдет раньше.

Недавно стало известно, что председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев утвердил перечень мероприятий для создания арктической базы «Роснефти» в поселке Росляково. На Минобороны России возложена обязанность предоставлять отчетность по выполнению мероприятий переходного периода. В соответствии с договоренностями правительство региона провело большую работу по выделению поселка Росляково из состава ЗАТО Североморск. Правительству Мурманской области рекомендовано утвердить перечень мероприятий, связанных с преобразованием ЗАТО Североморск, и нами это уже сделано. Как и планировалось, на территории Росляково планируется реализовать инвестиционный проект ОАО «НК Роснефть» по созданию современной арктической базы обеспечения, развертыванию строительства крупнотоннажной морской техники.

Игорь Кошин, губернатор Ненецкого автономного округа

 016_1.jpg
– Основой дальнейшего развития региона на ближайшую перспективу стало принятие закона об окружном бюджете на 2015 год и последующие периоды. В сложившейся экономической ситуации мы, безусловно, осознаем собственную ответственность за минимизацию неблагоприятных экономических тенденций конкретно в нашем регионе и имеем совершенно четкое понимание, в каком направлении двигаться. Формируя как доходную, так и расходную базы бюджета Ненецкого автономного округа на 2015 год, мы, естественно, оценивали ситуацию на финансовых рынках, тем более что половина доходной части бюджета региона связана напрямую с двумя показателями: цены на нефть и курса доллара по отношению к рублю. А именно эти две составляющие ведут себя на рынке крайне нестабильно. В так называемую зону риска в нынешней ситуации попадает налог на прибыль, доля которого в доходах регионального бюджета составляет порядка 30%. Но это не повод для паники, во-первых, потому что мы уверены в надежности партнеров округа среди нефтедобывающих компаний. Во-вторых, у нас довольно хорошие прогнозы по поступлению налога на имущество, который имеет наибольший удельный вес в доходной части бюджета – более 50%. Кроме того, надо учитывать, что даже при существующем бюджетном дефиците 19% у нас есть определенные преимущества. Это отсутствие у региона государственного долга, что в случае необходимости даст нам возможность абсолютно спокойно рассчитывать на привлечение кредитных средств.

Как раз кредитные организации являются сегодня частью совместных планов взаимодействия власти и бизнеса по выработке антикризисных мер. В настоящее время ведется работа по отработке такого механизма трехстороннего сотрудничества, как «власть – бизнес – банковская сфера»: в тесном сотрудничестве мы разрабатываем меры, которые позволят нам развивать производство и, как следствие, создавать новые рабочие места. Если говорить о крупном бизнесе, а в Ненецком автономном округе это нефтедобывающие компании, то здесь нами уже заключены соглашения о социально-экономическом развитии региона с основными недропользователями. Еще в мае прошлого года в рамках работы Международного экономического форума в Санкт-Петербурге было подписано соглашение между Ненецким автономным округом и крупнейшей нефтяной компанией «Роснефть». Этот масштабный документ призван обеспечить реализацию ряда самых серьезных инфраструктурных проектов на территории НАО.

Безусловно, мы берем сегодня курс на диверсификацию региональной экономики. Ненецкий округ долгое время жил, можно сказать, на «нефтяной игле», за последние годы произошла серьезная стагнация в сельском хозяйстве как в традиционном для региона оленеводстве, так и в животноводческой отрасли, в области рыбодобычи, растениеводства. В этой связи мы уже в середине прошлого года начали работу по повышению производства наших сельхозпредприятий. В ближайшие годы мы ставим для себя задачу путем развития производства в регионе закрыть 20% товарного рынка собственными товарами. Речь идет как о развитии уже существующих отраслей – оленеводства, животноводства, добычи водных биоресурсов, так и о создании нового производства: по разведению домашней птицы, выращиванию овощных культур, производству на территории региона отдельных видов строительных материалов. Эти мероприятия мы намерены осуществлять в рамках государственно-частного партнерства. С учетом реализации поставленных задач к 2020 году мы планируем создать в регионе порядка полутора тысяч новых рабочих мест как в городской, так и в сельской местности. Мы не говорим сегодня о резком повышении уровня безработицы, а работаем над тем, чтобы его избежать.

Сергей Митин, губернатор Новгородской области

 016_2.jpg
– В 2014 году в области достигнута положительная динамика по большинству показателей социально-экономического развития. Объем валового регионального продукта (ВРП) области в 2014 году по оценке составит 190,0 млрд рублей, темп роста – 100,4% к 2013 году в сопоставимых ценах. Объем ВРП на душу населения по оценке составит 306,8 тыс. рублей с темпом роста 106,6% к 2013 году. По предварительным данным за 2014 год индекс промышленного производства составит 108%. С 2013-го и по настоящее время область по индексу промышленного производства лидирует в СЗФО. Объем инвестиций в основной капитал составит 60,1 млрд рублей с темпом роста 108,0% к 2013 году в сопоставимых ценах.

За счет средств областного бюджета оказана прямая финансовая поддержка малому и среднему бизнесу в виде субсидий на возмещение части произведенных затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей, модернизацией производства, участием в выставочных мероприятиях, производством инновационной и ремесленной продукции. Общий объем субсидий 75 субъектам малого и среднего предпринимательства области составил 17,9 млн рублей.

Новой формой поддержки малого и среднего предпринимательства стало создание Центра кластерного развития. В рамках работы центра в 2014 году в Новгородской области создано четыре территориальных кластера: агропромышленный, туристский, промышленный и кластер информационных технологий, было подписано соглашение о формировании радиоэлектронного кластера Новгородской области. При содействии Центра кластерного развития пять участников кластеров осуществили вывод на рынок своих новых продуктов.

Кризисные явления в экономике, сопровождающееся ростом кредитных ставок, цен, естественно, оказывают негативное влияние на участников рынка. Наиболее подвержены влиянию негативных процессов такие отрасли, как пищевая промышленность, радиоэлектроника, машиностроение и другие (с учетом высокой доли импортных комплектующих и материалов в производимой продукции). Наименее подвержены – экспортно-ориентированные предприятия, работающие и получающие выручку в валюте. Ряд предприятий рыбопереработки (ЗАО «Рыбный двор», ООО «Сойма»), продукция которых востребована на рынке в связи с введением санкций на поставку аналогичной продукции, воспользовались своим преимуществом и увеличили объемы производства. Примером разработанных совместных антикризисных мер может служить опыт по восстановлению производства ОАО «ПФК» либо ООО «Завода химического машиностроения» в городе Старая Русса в предыдущий кризисный период, когда для каждого случая индивидуально был разработан план по выходу из сложившейся ситуации. Это позволило не только восстановить производство, но и выплатить работникам долги по заработной плате.

При формировании бюджета на 2015 год и плановый период мы учитывали ситуацию, складывающуюся в экономике области и в стране в целом. Поэтому, формируя бюджет, мы определили для себя некое бюджетное правило и строго его придерживались: прирост расходов равен приросту собственных доходов. Какие-либо дополнительные расходы предусматривались только за счет перераспределения и оптимизации внутри бюджета. Так что расходы, предусмотренные и утвержденные в бюджете, уже заложены с учетом оптимизации и фактической потребности. Мы будем отслеживать ситуацию ежемесячно и в случае необходимости рассматривать в том числе и секвестирование бюджета. В настоящее время вызывает опасение значительный рост процентных ставок по кредитам банков, возникший в связи с резким повышением ключевой ставки Банка России. Расходы на обслуживание государственного долга могут значительно увеличиться. В этом случае, возможно, нам придется пойти на сокращение расходов.

В настоящее время величина показателя «увеличение объема инвестиций», установленного указом Президента РФ № 596, составила в 2012 году 26,1% (доля объема инвестиций в объеме ВРП области), что превысило планируемый указом показатель 2015 года (25%). Точками роста станут следующие базовые отрасли: сельское хозяйство, торговля, сфера жилищного строительства, промышленность.

Андрей Турчак, губернатор Псковской области

 017_1.jpg
– Ушедший год был непростым для региона, но насыщенным событиями. В 2014 году мы сделали большой шаг в реализации нашего ключевого проекта – создание особой экономической зоны Моглино. Активно велись работы по строительству инфраструктуры. В настоящее время две компании являются резидентами ОЭЗ «Моглино», процедуру получения статуса резидента ОЭЗ проходят компании PontaroloEngineering SPA (Италия), ООО «Псковгеокабель» (Россия). Заключено также три соглашения о намерениях. Важным событием 2014 года стало начало функционирования Агентства инвестиционного развития Псковской области, которое сопровождает инвестиционные проекты по принципу «одного окна». На сопровождении агентства находится более 80 инвестиционных проектов, общий объем инвестиций по которым составляет 54,6 млрд рублей. В результате реализации предполагается создание 7000 рабочих мест. Преимущественно это проекты, реализуемые в сферах сельского хозяйства, туризма, промышленности, медицины и лесопереработки.

В этом году под моим председательством начал работу региональный межведомственный оперативный штаб. Этот координационный орган образован при администрации Псковской области с целью мониторинга текущей социально-экономической ситуации в регионе, которая на данный момент развивается достаточно динамично.

Высокие показатели прошлого года позволяют нам продолжать положительную динамику в сельскохозяйственном производстве, жилищном строительстве, объем инвестиций в основной капитал вырос на 12% к январю – сентябрю прошлого года. Относительно невысокий уровень безработицы – 1,1% к экономически активному населению. Таким образом, на начало 2015 года социально-экономическая ситуация в области некритична. Тем не менее, снижение спроса из-за роста инфляции, сокращения реальных доходов населения, скорее всего, приведет к сокращению оборота розничной торговли, некоторому снижению промышленного производства.

В рамках работы по оптимизации бюджетных расходов региона нам уже удалось найти 1 млрд 900 млн. Мы нашли их у себя внутри. Те резервы, включая секвестры госпрограмм. Все программы режутся на 26%. Мы не можем себе позволить резать программы, по которым обязательства были приняты в более ранний период и по которым уже идут работы. Это и газификация, проектирование новых объектов, часть объектов социальной сферы, сферы здравоохранения, тот же онкологический центр, перинатальный центр. Что касается новых проектов, которые планировалось реализовывать в рамках той бюджетной трехлетки, то они отложены теперь на более поздний период.

Конечно, ограниченность финансовых ресурсов при возникших сложностях на рынке кредитования организаций является весьма значимой проблемой для бизнеса. Тем не менее, реализация при поддержке администрации области начатых крупных инвестиционных проектов прежде всего в сельском хозяйстве, в сфере лесозаготовки и лесопереработки и туристической отрасли должна стать точкой роста экономики области. Кроме того, прорабатывается возможность реализации на территории области кластерных проектов (электротехнического кластера, кластера легкой промышленности) в целях структурирования внутрирегиональных связей промышленных предприятий, научных центров и потребителей.

Александр Худилайнен, губернатор Республики Карелия

 017_2.jpg
– Увеличение доли инвестиций в валовом региональном продукте мы, прежде всего, связываем с одним из главных итогов прошлого года – принятием решения о разработке федеральной целевой программы «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года». В конце прошлого года концепцию программы утвердило Правительство России. Концепция нацелена на решение системных проблем в республике, таких, как наличие моногородов, отсутствие развитой инфраструктуры: дорожной и энергетической. При подготовке к 100-летию Карелия будет использовать свои важнейшие конкурентные преимущества: развивать минерально-сырьевой, лесной комплексы, машиностроение, туризм, иные отрасли промышленности.

Постановлением Правительства определены параметры финансирования программы из федерального бюджета до 2020 года - 15 миллиардов рублей. В условиях жестких финансовых ограничений, непростой конъюнктуры мировых торговых, финансовых рынков, эта сумма представляется минимально достаточной для решения первоочередных задач развития республики. 

Большое внимание в ближайшие годы будет уделено социальной сфере Карелии. За 5 лет в республике предполагается построить 176 спортивных объектов. Среди них будут ледовые дворцы, бассейны, открытые площадки. Планируется масштабная реконструкция аэропорта, которая уже начата; строительство Президентского кадетского корпуса; Перинатального центра.

При очевидном замедлении темпов экономического роста формирование бюджета региона осуществлялось с учетом безусловного исполнения социально обязательств в первую очередь по выплате заработной платы бюджетникам, по социальному обеспечению, поддержке местных бюджетов. Важно также сохранить государственную поддержку агропромышленного сектора, пригородного транспорта, продолжить реализацию программ, направленных на обеспечение надлежащего теплоснабжения и газификации республики, переселения граждан из ветхого аварийного жилого фонда.

Учитывая некоторые уникальные факторы, определяющие место Карелии в экономике, можно предполагать формирование положительных тенденций тех самых «точек роста» в ряде направлений. Это относится к созданию инжинирингового центра на базе ООО «Онежский тракторный завод», возобновлению производственной деятельности ЗАО «Онежский судостроительный завод», организации новых производств в промпарке Надвоицы. Традиционно мы делаем ставку на развитие лесопромышленной и горнодобывающей отраслей, сельского хозяйства, туризма. В условиях санкций это сделать просто необходимо. Начало года нас порадовало. В Карелии отмечено значительное увеличение потока туристов в период новогодних праздников по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Для обеспечения комфорта жителей и гостей Карелии продолжим газификацию, дорожное строительство. В 2014 году на ремонт, содержание и реконструкцию дорог из федерального бюджета было потрачено 9,8 млрд рублей, на текущий год планируется 8,4 млрд. Такого объема поддержки от федерального центра Карелия не получала очень давно. В 2015 году продолжим ремонт дороги Медгора – Пудож – Вологда, которая была передана в федеральную собственность. На эти цели выделено 430 млн рублей. Будет продолжен ремонт трассы «Кола». Около 4 млрд рублей будет выделено на строительство новой дороги Санкт-Петербург – Сортавала – Пряжа.

С крупными инвесторами мы изначально строили долгосрочные отношения. Работа по заключению соглашений с организациями, включенными в государственную комиссию по подготовке к празднованию 100-летия образования Карелии, а также со стратегическими инвесторами продолжается. Уже подписаны и действуют соглашения о сотрудничестве между правительством Республики Карелия и ОАО «АФК «Система», ЗАО «ГК «Ренова», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Сбербанк России». Заключено соглашение о стратегическом партнерстве между правительством Республики Карелия и ОАО Банк ВТБ.

Вячеслав Гайзер, губернатор Республики Коми

 018_1.jpg
– Среди инвестиционных проектов, реализацию которых в 2014 году можно отметить: реализацию ключевых этапов строительства магистрального газопровода Бованенково – Ухта – Торжок; работу над второй очередью самого северного в мире завода по переработке нефти в Усинске компании «Енисей»; запуск новой сушильной машины стоимостью 30 млн евро на предприятии Монди СЛПК, которая дает возможность по году выйти на производства 105 тыс. тонн современной хвойной целлюлозы высшего качества. В сентябре этот проект признан лучшим инвестпроектом лесной отрасли в РФ.

На данный момент перед правительством Республики Коми стоит задача развития новых направлений в традиционных отраслях, и наши программы поддержки направлены на то, чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов не только добывать, но и перерабатывать ресурсы на территории республики. Традиционные недропользователи в отношении полезных ископаемых, к сожалению, поступают традиционно. К примеру, если это уголь, то работают два направления: из угля или производят кокс или используют его для генерации тепла. Мы считаем, что линейка продуктов, которые можно производить из полезных ископаемых, должна быть гораздо шире. Речь идет о биохимии и, в частности, углехимии. Это даст выход на продукты, которые имеют совершенно другую добавочную стоимость и, как следствие, интенсифицируют добычу сырья. Как один из примеров нового направления развития промышленности – соглашение, которое мы заключили с Росгеоологией, где договорились отработать проект по добыче и переработке на территории региона горючих сланцев.

Еще одно направление, от которого мы не собираемся отказываться – программа развития агрокомплекса, направленная на глубокую модернизацию. Это и строительство новых ферм (в том числе роботизированных), и техперевооружение действующих, и развитие госпредприятий, продукция которых сегодня занимает большую долю рынка и является основой ценовой стабильности – крупнейший в регионе хлебокомбинат, молокозавод. Речь идет об обеспечении продовольственной безопасности региона с помощью инструментов импортозамещения. Даже учитывая, что Республика Коми относится к зоне так называемого рискованного земледелия, практика показала, что благодаря новым технологиям мы можем повысить уровень собственного обеспечения продовольственными товарами.

Одним из наиболее важных решений, которые были приняты в 2014 году, стало включение Воркуты в Арктическую зону России. Воркута – это и центр кадрового резерва, и научный центр, и возможности развития новых направлений развития промышленности. На Арктическом форуме России мы предложили наиболее эффективный вариант развития региона с помощью ключевых опорных точек. В первую очередь Воркута удобна с точки зрения логистики. Это удобная точка захода в Арктическую кладовую, открывающая несколько направлений. Во-первых, это и существующий железнодорожный хаб, который предполагается сделать одним из ключевых в работе Северного широтного хода. Во-вторых, мы продолжаем строить автомобильную дорогу Сыктывкар – Ухта – Нарьян-Мар с подъездами к Воркуте и Салехарду – с ее открытием будет развернуто круглогодичное автомобильное сообщение целого ряда арктических регионов с большой землей. Кроме того, мы развиваем авиационное сообщение не только внутри региона, но и уже вышли на межрегиональные полеты. Благодаря такому развитию нашего авиапарка мы сможем не только полностью обеспечить внутрирегиональные перевозки пассажиров, но и создать устойчивую авиасвязь с другими регионами страны.

Игорь Орлов, губернатор Архангельской области

 018_2.jpg
– В 2014 году мы достигли тех показателей, которые ставили перед собой: в первую очередь это сокращение объемов государственного долга. И при этом мы обеспечили безусловное выполнение всех наших обязательств – и социальных и инвестиционных – в рамках областного бюджета.

В прошлом году мы также проводили очень большую работу по формированию благоприятного инвестиционного климата в регионе, по снижению административных барьеров, по развитию дорожной и энергетической инфраструктуры. Архангельская область имеет очень хорошие показатели с точки зрения внутренней самодостаточности. Этот факт позволяет следовать государственному курсу на импортозамещение с пользой для региона и развития бизнеса. Самый яркий пример – отказ от использования дорогостоящих завозных видов топлива в энергетике. За последние годы в ходе реализации областной программы топливозамещения были реконструированы 43 котельные. Построены десять новых, закрыты 22 старых, неэффективных . Благодаря принятым мерам удалось достигнуть замещения 51 тыс. тонн каменного угля и 21 тыс. тонн мазута и дизельного топлива. В развитие биоэнергетики только федеральных денег за полтора года вложено 400 млн, а общий объем инвестиций – под миллиард. Нам нужна собственная энергетика, современная, эффективная, защищенная. Это база развития региона, и мы будем этим заниматься.

Хороший потенциал есть у сельского хозяйства, особенно в картофелеводстве, мясном и молочном животноводстве. Еще два перспективных направления, способствующих созданию новых рабочих мест и увеличению налоговой базы, – развитие деревянного домостроения и добыча полезных ископаемых. Кроме того, на территории области активно развиваются те отрасли, которые находятся на особом положении и призваны решать задачу импортозамещения на государственном уровне, – это судостроение, космонавтика и лесопромышленный комплекс.

У меня нет сомнений, что будет продолжен проект строительства новых энергомощностей на Северодвинской ТЭЦ-1, модернизации Северодвинской ТЭЦ-2 и Архангельской ТЭЦ. Средства в эти проекты намерен вкладывать китайский инвестор, один из лидеров в мировой энергетической отрасли – корпорация «Хуадянь». Кроме того, к проекту проявил интерес «Газпром», на этой неделе я встречусь с представителями этой корпорации. У меня нет сомнений, что наши договоренности будет реализованы. Мы договорились, что ТГК-2, как управляющая компания, создаст в Архангельске свое подразделение, которое будет налогоплательщиком в городе Архангельске. Этим мы расширяем налоговую базу.

Вопрос об увеличении ряда инвестиционных проектов в Архангельской области сегодня рассматривает трехсторонняя парламентская комиссия. В результате мы рассчитываем в этом году получить 900 млн федеральных рублей на дорогу Брин- – Наволок – Плесецк, это позволит начать строительные работы. Второй проект, на который рассчитывает область, – привлечение дополнительных инвестиций в развитие дошкольного и дополнительного образования.

Олег Кувшинников, губернатор Вологодской области

 019_1.jpg
– Несмотря на то что 2014 год для Вологодской области был сложным, он был, прежде всего, рабочим и достаточно эффективным. Прошедший год еще раз доказал нам, что наша область является индустриально развитой. Несмотря на ухудшение потребительских настроений и снижение инвестиционной активности, в принципе характерных для всей России в настоящий период, на финишную прямую года мы вышли с ростом промышленности порядка 4%, в то время как в среднем по стране он составляет менее 2%. В областном бюджете по итогам 2014 года уровень собственных доходов области вышел на докризисный. Впервые за шесть лет сформирован бездефицитный областной бюджет. Конечно, размер нашего госдолга еще велик, и его обслуживание достаточно дорого обходится области, однако в 2014 году темпы роста были снижены, и нам удалось вплотную подойти к проблеме его реструктуризации с последующим приведением до экономически безопасного уровня.

Вологодская область вошла в Сборник успешных практик, подготовленный Агентством стратегических инициатив по результатам внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти по созданию благоприятного инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Теперь мы можем и с другими регионами поделиться опытом повышения инвестиционной привлекательности региона. Сейчас линейка инструментов региональной господдержки включает налоговые льготы, государственные гарантии, залоговое обеспечение, инвестиционный налоговый кредит. Разработана и внедрена система гарантийного обеспечения посредством муниципальных залоговых фондов. Для сопровождения инвестиционных проектов и поиска новых инвесторов образована Корпорация развития области, в разработке и на контроле которой уже более 100 инвестиционных проектов.

2014 год охарактеризован для области реализацией ряда крупных инвестиционных проектов. Среди них в химическом комплексе – реализация инвестиционных проектов компании «ФосАгро» по созданию энергоэффективного агрегата по производству аммиака, гранулированного карбамида, техническому перевооружению производства фторида алюминия. В металлургическом – начало строительства ПАО «Северсталь» комплекса покрытий металла, а также техническое перевооружение непрерывного четырехклетевого стана холодной прокатки. В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды введены в эксплуатацию новые генерирующие объекты на Череповецкой ГРЭС. Одобрен и уже включен в инвестиционную программу ОАО «Газпрома» проект по строительству на территории области газопровода-отвода на Карелию, который позволит газифицировать четыре вологодских районных центра. Прорабатывался вопрос с первыми лицами правительства России, Минпромторгом, Минэкономразвития о подготовке к реализации проекта по строительству на территории региона крупнейшего в Европе целлюлозного завода и создания лесопромышленного кластера. Реализация данных проектов позволит области обновить до 2018 года основной капитал предприятий на сумму порядка 150 млрд рублей.

В 2014 году мы приступили к реализации проекта под названием «Синергия роста». Его суть заключается в том, чтобы на базе региональной бизнес-кооперации вологодских предприятий моноструктурность экономики сделать конкурентным преимуществом. При этом крупное предприятие региона превращается в ядро системы, которую обсуживают другие местные компании. Это позволит удержать перекачку добавленной стоимости за пределы области, улучшить деловой климат и минимизировать импортные закупки крупных заказчиков. Проект обеспечивает три схемы взаимодействия малого и крупного бизнеса. Первая цепочка связей предполагает, что крупное предприятие передает малому свою продукцию для дальнейших переделов. Это удержит добавленную стоимость внутри региона. Вторая схема – это аутсорсинг. Когда крупное предприятие выступает заказчиком товаров и услуг малого. Третья схема – технология инноваций. Она предполагает использование крупным предприятием новых решений и опытного внедрения инновационных разработок малого бизнеса. Наш проект уже поддержали многие федеральные структуры: АСИ, Минэкономразвития России, МСП Банк, инновационный центр «Сколково».

Николай Цуканов, губернатор Калининградской области

 019_2.jpg
– Положительную динамику в экономике региона в прошлом году поддерживали рост обрабатывающих производств, строительства, в том числе жилищного, сельского хозяйства, торговли. Индекс промышленного производства в январе – ноябре 2014 года составил 107,7%. В течение года сохранялась стабильная ситуация на рынке труда. В целом, по моим оценкам, достигнуты все принципиальные цели. Однако с учетом непростой внешней конъюнктуры не удалось сдержать инфляцию на запланированном уровне, особенно продовольственную, что непосредственно влияет на уровень цен в регионе и соответственно на снижение покупательской способности граждан. Контроль цен совместно с УФАС – наша приоритетная задача на 2015 год.

Областной бюджет был сформирован на 2015-2017 годы в условиях, отличных от нынешней экономической ситуации. Рост по плану налоговых и неналоговых доходов на 2015 год к предварительной оценке исполнения областного бюджета в 2014 году составляет около 4%. В текущих экономических условиях это, очевидно, очень напряженный план. Поэтому мы усиливаем меры по мобилизации доходов, намерены оперативно регулировать расходные обязательства с учетом приоритетов бюджета. Безусловным приоритетом бюджетных расходов по-прежнему остаются социальные обязательства.

В то же время тщательно анализируем эффективность бюджетных расходов. Будем рассматривать возможность переноса на следующий финансовый год тех расходов, которые в настоящее время менее социально значимы. А по ряду составляющих в связи с колебаниями курсов валют расходы нужно будет увеличивать. В условиях завершения переходного периода в режиме особой экономической зоны постараемся сохранить необходимый уровень финансовой поддержки отраслей – локомотивов экономического роста региона: сельского хозяйства и рыболовства, малого и среднего предпринимательства, дорожного хозяйства.

С учетом эксклавного положения это особенно важно для региона с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности и развития гибкой диверсификации экономики. В 2014 году на поддержку сельского хозяйства направлено 3,6 млрд рублей. Капитальные расходы составили 14,8 млрд, из них в рамках дорожной деятельности – 2,7 млрд рублей. В значительной степени они базируются на федеральных субсидиях в рамках государственной программы развития Калининградской области на период до 2020 года. Мы планомерно наращиваем продовольственную безопасность: местные производители полностью закрывают потребность региона по основным видам овощной продукции, практически с нуля создана новая для области отрасль – мясное скотоводство, заложены несколько промышленных садов.

Планируем «перехватить» у Юрмалы один-два фестиваля и готовим для них достойную площадку – Театр эстрады, рассчитанный на две тысячи мест, откроется этим летом в курортном Светлогорске. Ну, и конечно, продолжаем работы по строительству стадиона и другой инфраструктуры к чемпионату мира по футболу 2018 года. Сейчас у нас ситуация, когда, что называется, день год кормит. Калининград должен достойно встретить участников и гостей предстоящего чемпионата.

Санкт-Петербург

Полные версии интервью с губернаторами читайте на www.expertnw.ru

Новости партнеров

Реклама