Коротко

9 февраля 2015, 00:00
  Северо-Запад

Сбербанк продолжит кредитовать бизнес

Внутренний рынок кредитования не закрыт для бизнеса 004_1.jpg Фото: Архив «Эксперт С-З»
Внутренний рынок кредитования не закрыт для бизнеса
Фото: Архив «Эксперт С-З»

Северо-Западный банк Сбербанк России продолжит кредитовать реальный сектор экономики. В целом же по итогам 2014 года кредитный портфель банка (включая кредиты физлицам) вырос на 27% – до 895 млрд рублей.

В том числе кредитный портфель корпоративных клиентов вырос на 28,5% и составил 600 млрд рублей. На долю крупнейших предприятий пришлось 39% кредитного портфеля, на втором месте – компании среднего бизнеса (21%), крупный и оборонно-промышленный комплекс заняли 16 и 12% соответственно, малый бизнес и региональный госсектор – по 6%.

«2014 год был достаточно сложным в плане диверсификации кредитных рисков, однако грамотно выстроенная кредитная политика, востребованность продуктов, гибкий и индивидуальный подход к каждому клиенту позволили нам показать впечатляющий результат», – отмечает  председатель Северо-Западного банка ОАО «Сбербанк России» Дмитрий Курдюков.

Среди крупных проектов, реализованных Северо-Западным Сбербанком в прошлом году, открытие кредитных линий корпорации  «Аэрокосмическое оборудование» (лимит 31,5 млн долларов), «Балтийскому берегу» (2 млрд рублей), «Ленстройтресту» (1,1 млрд рублей), выдача банковской  гарантии Балтийскому заводу (25,3 млрд рублей). При участии кредитных средств Сбербанка было также восстановлено производство на Псковской птицефабрике, где образовано 400 рабочих мест.

«Сегодня мы продолжаем кредитовать по всей продуктовой линейке. Более тщательно анализируем финансовую устойчивость клиентов, с каждым предприятием обсуждаем целесообразность увеличения кредитной нагрузки в текущих условиях», – отмечает Дмитрий Курдюков.

Очистные сооружения в Калининграде достроят в этом году

Комплекс очистных сооружений в Калининграде должны были ввести в эксплуатацию еще в 2011 году. На прошлой неделе счетная палата РФ опубликовала отчет, в котором говорилось, что деньги на строительство объекта расходуются неэффективно. Счетная палата подсчитала, что на строительство очистных сооружений было затрачено 1,15 млрд рублей по программе развития Калининградской области до 2020 года, 105,24 млн шведских крон – грант правительства Швеции, 6,5 млн евро и 30,4 млн рублей – гранты Европейского банка реконструкции и развития. Но «результат использования средств отсутствует, и цель проекта по очистке сточных вод, сливающихся в Балтийское море, не достигнута», – подчеркнула аудитор счетной палаты Татьяна Мануйлова.

Глава региона Николай Цуканов заявил, что обратится к прокурору области с просьбой провести проверку всех обстоятельств хода проектирования, строительства, фактов бездействия тех или иных структур. «Идет манипулирование документами, – отметил он. – Каждый раз подрядчик (компания «Мостострой № 6») предоставлял в суд документы о том, что обязуется достроить объект в рамках действующего контракта и установленной в нем суммы. Сегодня они предъявляют претензии, что необоснованно низкая цена, хотя сами ее снизили в ходе торгов более чем на 600 млн рублей. А сейчас они пересчитали смету и предлагают найти для них дополнительные средства. Здесь возникает масса вопросов, которым должна быть дана правовая оценка», – подчеркнул Николай Цуканов.

В любом случае очистные сооружения в столице региона будут достроены в этом году, пообещал губернатор Калининградской области.

Комплекс очистных сооружений строится с 2009 года с участием средств международных кредитов и грантов (особенно озабочена проблемой была Швеция, обвинявшая российский регион в усиленном загрязнении акватории Балтики). Кстати, если объект не будет введен в эксплуатацию до конца 2015 года, Международное агентство Швеции по сотрудничеству и развитию и природоохранное партнерство «Северное измерение» инициируют процедуру расторжения соглашений о предоставлении кредита и гранта на их строительство. Об этом также говорится в отчете Счетной палаты.

Псковская область может снизить налоги для бизнеса

Бизнес-сообщество Псковской области согласно пойти «по амнистии» 004_2.jpg Фото: Архив «Эксперт С-З»
Бизнес-сообщество Псковской области согласно пойти «по амнистии»
Фото: Архив «Эксперт С-З»

«У нас есть возможность снижать налоги с 6 до 1%. Безусловно, этим правом будем пользоваться и мы, и наши соседи, например, Новгородская область. Мы будем стараться максимально снизить планку», – заявил губернатор Псковской области Андрей Турчак.

Также речь идет и о введении в области двухлетних налоговых каникул для начинающих предпринимателей. Сейчас этот вопрос прорабатывается в администрации региона.

Андрей Турчак признал, что в области «есть проблема с излишним давлением на бизнес со стороны контролирующих органов». Он напомнил, что в Псковской области действует рабочая группа, которая проводит отраслевые встречи с представителями бизнес-сообщества. Такие встречи уже состоялись с участием представителей строительной отрасли и сектора агропромышленного комплекса.

«Вы нам должны подсказать в рамках правительственного плана, какие конкретно шаги мы должны предпринять. Мы ориентируемся, в том числе, и на обращения, поступающие в региональную Торгово-промышленную палату и к бизнес-уполномоченному области, – добавил губернатор. – Вы должны сохранить свой бизнес и развиваться далее».

Крупные предприятия Санкт-Петербурга получили новых руководителей

Хакан Мандалы брошен на борьбу с кризисом 005_1.jpg Фото: Архив «Эксперт С-З»
Хакан Мандалы брошен на борьбу с кризисом
Фото: Архив «Эксперт С-З»

Так, санкт-петербургский завод БСХ (Bosch und Siemens) возглавил Хакан Мандалы. Генеральным директором судостроительного завода «Северная верфь» стал Алексей Селезнев.

Под руководством Симона Хаузера, руководившего БСХ в течение последних трех лет, это предприятие (подразделение BSH Bosch und Siemens Hausgeräte GmbH) к концу 2014 года вышло на общий показатель в 3 млн приборов (2 млн холодильников + 1 млн стиральных машин). Как отмечается, Хаузер ушел на повышение: теперь он занимает руководящую позицию на макрорегиональном уровне.

Новый глава петербургского подразделения Хакан Мандалы пришел в концерн BSH почти 20 лет назад со студенческой скамьи, прошел путь от рядового инженера-разработчика до директора завода.

ООО «БСХ Бытовые Приборы» – российское производственное подразделение немецкого концерна BSH Bosch und Siemens Hausgeräte GmbH – было основано в Санкт-Петербурге в 2005 году. Штат предприятия – 1 тыс. человек. Общие инвестиции в производство превысили 150 млн евро. Второе предприятие (ООО «БСХ Бытовая техника») зарегистрировано в Москве.

Генеральным директором судостроительного завода «Северная верфь» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) стал бывший руководитель астраханского филиала ОАО «ЦС «Звездочка» (также входит в ОСК) Алексей Селезнев.

Предприятие осталось без директора еще в январе 2014 года, когда был задержан Александр Ушаков, возглавлявший завод с 2012 года (а он в свою очередь сменил на посту главы «Северной верфи» Андрея Фомичева).

«Северная верфь» – одно из крупнейших российских судостроительных предприятий, чей портфель заказов – около 200 млрд рублей. Чистый убыток верфи в 2013 году составил 1,2 млрд рублей, а по итогам третьего квартала 2014 года сократился до 575 млн. В 2012 году основным акционером компании стала ОСК, купившая 75,82% акций компании за 12,45 млрд рублей и аккумулировавшая в своем управлении 96,78% акций. Известно, что в последние годы предприятие переживало серьезные финансовые и юридические проблемы.

Север России получит 16 млн евро от Норвегии

Губернатор Мурманской области Марина Ковтун лично налаживает межрегиональные контакты 005_2.jpg Фото: Архив «Эксперт С-З»
Губернатор Мурманской области Марина Ковтун лично налаживает межрегиональные контакты
Фото: Архив «Эксперт С-З»

Это – своеобразный грант от МИД Норвегии «на приграничное сотрудничество», и выплачиваться он будет в течение трех лет. «Мы хотим нормальных отношений с нашим соседом на востоке, – заявил министр иностранных дел Норвегии Берге Бренде на международной конференции в норвежском  Киркенесе. – Желание сотрудничать есть с обеих сторон, и мы ценим это».

В центре внимания участников Киркенесской конференции, которая началась 4 февраля, – приграничное сотрудничество с учетом влияния на внешнеэкономические связи политической обстановки, уровень инвестиционной активности, развитие нефтегазовой отрасли, проблемы и перспективы горнодобывающего сектора, вопросы воздействия на окружающую среду в процессе развития северных территорий.  Кроме министра иностранных дел Норвегии Берге Бренде, в обсуждении принимали участие посол Финляндии в Норвегии Эрик Лундберг, экс-премьер-министр и экс-министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт, торговый представитель при посольстве РФ в Норвегии Тамара Чернышева, руководители и специалисты крупных промышленных предприятий, малого и среднего бизнеса, представители ведущих учебных заведений Норвегии. Темы конференции освещаются с разных точек зрения, в том числе многие проблемы рассматриваются с перспективой взаимодействия с Северо-Западом России в целом и Мурманской областью, в частности.

Опыт правительства Мурманской области в развитии северных территорий представила  глава региона Марина Ковтун.

«У нас очень прочные связи со странами Евро-Арктического региона, – подчеркнула она. – Мы очень внимательно и бережно относимся к контактам, нашим договорам, нашим совместным проектам. 2014 год был годом подписания многих новых соглашений. Безусловно, внешнеполитическая ситуация не может не оказывать влияния на межрегиональные связи и контакты, что сегодня особенно остро чувствует бизнес, который страдает от санкций по обе стороны границы едва ли не в равной мере».

Обновленный аэровокзал Пулково примет больше внутренних рейсов

Советский аэровокзал пережил очередную перестройку 006_1.jpg Фото: Архив «Эксперт С-З»
Советский аэровокзал пережил очередную перестройку
Фото: Архив «Эксперт С-З»

После 11-месячной реконструкции открыт первый терминал аэропорта Пулково. Теперь он объединен с новым комплексом, и формального разделения на Пулково-1 и Пулково-2 больше нет.

Аэровокзал советских времен со знаменитыми стеклянными «фонарями» на крыше («пять стаканов»), построенный по смелому проекту Александра Жука, теперь освобожден от результатов многолетних перестроек, а заодно и от лишних функций: в нем больше не проводится ни контроль, ни выдача багажа. Зато, как и предусматривал советский проект, теперь в нем разместились просторные залы ожидания для пассажиров внутренних рейсов, причем сквозь прозрачные стены видно летное поле.

Кстати, внутренних рейсов теперь будет больше, причем руководство аэропорта считает это своеобразной компенсацией убытков от явного сокращения международного трафика. 

Проект реконструкции терминала обошелся в 60 млн евро, ею занималась турецко-итальянская фирма «Идж Ичташ-Асталди Иншаат Аноним Ширкети» – эта же компания строила и новый терминал аэропорта.

В обширном зале ожидания будет открыто девять магазинов и шесть кафе, баров и ресторанов.

В терминале заработает новый VIP-зал, который до сих пор временно размещался в здании «старого» терминала Пулково-2. В VIP-зале будет открыт и второй в городе PMI-бар (интервью с главой компании PMI Евгением Финкельштейном «Эксперт С-З» опубликует в ближайшем номере).

Проект аэровокзала Пулково был в 1974 году удостоен Государственной премии СССР (авторский коллектив: архитекторы Ж.М. Вержбицкий, А.В. Жук, В.Н. Семеновская, Л.К. Модзалевская, О.А. Угрюмова, Г.М. Вланин).

Власти Великого Новгорода планируют продать акции автобусного парка

Продажа акций включена в программу приватизации муниципального имущества Великого Новгорода в 2015 году. 100% акций предприятия, находящиеся в муниципальной собственности Великого Новгорода, предварительно оцениваются в 300 млн рублей.

В свое время городская дума приняла решение о безвозмездной передаче автобусного парка в собственность Новгородской области, в то время как и администрация города, и лично мэр были против. «Это не политика, а чистая экономика», – тем не менее заявил мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев.

По мнению мэра, безвозмездное отчуждение дорогостоящего имущества из собственности Великого Новгорода «значительно осложнит и без того напряженное в финансовом плане исполнение обязательств, возложенных на администрацию города». Поэтому администрация Великого Новгорода через суд добивается признания недействительным решения о безвозмездной передаче акций автобусного парка «в область». По мнению городских властей, на момент принятия решения дума Великого Новгорода не обладала соответствующими полномочиями.

Предварительное судебное заседание по делу назначено на 11 февраля. Вопрос о приватизации, в свою очередь, будет вынесен на заседание городской думы, намеченное на конец февраля.

Кстати: на протяжении нескольких лет ОАО «Автобусный парк» (до 2014 года — МУП «ПАТП-2») выпадающие доходы от перевозки льготных категорий граждан не компенсировались из областного бюджета. Есть и решения арбитражного суда Новгородской области о взыскании с Новгородской области убытков в размере около 198 млн рублей (44,3 млн за 2008 год, около 117,5 млн за 2009-2011 годы и около 36 млн рублей за 2012 год).

Новый двухэтажный экспресс Москва – Санкт-Петербург укомплектован российскими вагонами

Новый экспресс стал почти вдвое вместительнее 006_2.jpg Фото: Архив «Эксперт С-З»
Новый экспресс стал почти вдвое вместительнее
Фото: Архив «Эксперт С-З»

Вагоны построены Тверским вагоностроительным заводом (ТВЗ, входит в состав ЗАО «Трансмашхолдинг»). В каждом – четырехместные или двухместные изолированные купе, расположенные на двух этажах. Таким образом, число спальных мест в вагоне становится больше – 64 вместо 36. В двухместных купе (СВ) каждое посадочное место оборудовано ЖК-дисплеем для просмотра видеопрограмм. Доступ в купе осуществляется на основе индивидуальных магнитных ключ-карт. Вагон-ресторан рассчитан на 50 человек, также имеется штабной вагон, оборудованный в том числе и купе для пассажира с ограниченными возможностями и сопровождающего.

Рейс обслуживает «Федеральная пассажирская компания» (ФПК, дочерняя компания РЖД по перевозкам дальнего следования). Первые рейсы обойдутся пассажирам в сумму от 1 299 рублей. Из одного города в другой состав будет следовать восемь часов. В свой первый рейс двухэтажный поезд отправился из Санкт-Петербурга 1 февраля 2015 года.

Маршрут включен в систему динамического ценообразования, которая предусматривает изменение цены билета в зависимости от сезона, дней недели, спроса и количества проданных мест. По данным РЖД, в первые дни продаж стоимость проезда в двухэтажном вагоне составит от 1,299 тыс. рублей.

Также ранее Федеральная пассажирская компания сообщала о планах запустить двухэтажные поезда Казань – Москва (спальные вагоны), а также Москва – Воронеж (с местами для сидения). Первые двухэтажные вагоны начали курсировать по российским железным дорогам с 30 октября 2013 года по маршруту Москва — Адлер.

Напомним, еще 29 декабря 2010 года Тверской вагоностроительный завод получил контракт на поставку для нужд ФПК 50 двухэтажных вагонов: 38 купейных, 4 спальных, 4 штабных и 4 вагонов-ресторанов. 1 ноября 2013 года первый двухэтажный поезд с вагонами российского производства отправился с Казанского вокзала Москвы в Адлер.

Вологда войдет в Серебряное кольцо России и в немецкий бизнес-справочник

Вологда надеется привлечь не только туристов, но и инвесторов 007_1.jpg Фото: Архив «Эксперт С-З»
Вологда надеется привлечь не только туристов, но и инвесторов
Фото: Архив «Эксперт С-З»

Новый маршрут для туристов реализует Министерство культуры РФ. Серебряное кольцо пройдет по Северо-Западному федеральному округу и объединит самые интересные историко-культурные центры СЗФО.

Так, в Вологде среди важных туристических объектов называют местный музей-заповедник, Музей вологодского кружева и музей «Семенково».

Между тем Вологда включена и в справочник для инвесторов, выпущенный Российско-Германской внешнеторговой палатой. По мнению авторов, Вологодская область является транспортным коридором, который позволяет развивать торговлю и ускоряет исполнение контрактов межрегионального и международного уровней. К тому же Германия – один из главных стратегических партнеров Вологодской области. Немецкие бизнесмены регулярно участвуют в  выставках-ярмарках «Российский лес» и «Российский лен»; прочные связи налажены в металлургической, химической, деревообрабатывающей, легкой и пищевой отраслях промышленности.

«В нынешних экономических условиях иностранные инвесторы готовы открывать производственные площадки на местах, и Вологда становится объектом притяжения, в том числе для уникальных производств, – надеется мэр города  Евгений Шулепов. – В 2014 году в Вологде было налажено производство приборов электрооборудования фирмы SATEC. Это первая в России линия по выпуску израильских многофункциональных цифровых преобразователей. Компания Nestle открыла у нас самую крупную в Европе фабрику по производству детских каш. Финские переработчики молока проявляют интерес к нашим производственным площадкам, поскольку им нужен рынок сбыта и сырье, а в Вологде они получат и то, и другое».

В Ленинградской области выведут сверхпродуктивных коров

Племенные коровы рассчитывают на господдержку 007_2.jpg Фото: Архив «Эксперт С-З»
Племенные коровы рассчитывают на господдержку
Фото: Архив «Эксперт С-З»

47-й регион создаст собственный  селекционно-генетический центр молочного скотоводства.  Возможно, проект получит особую поддержку  Министерства сельского хозяйства.

«Ленинградская область как регион с наиболее высоким генетическим потенциалом продуктивности коров, занимающий лидирующие позиции по надоям, приступила к созданию современного селекционно-генетического центра в молочном скотоводстве, – объявил вице-губернатор Ленинградской области Сергей Яхнюк на совещании у министра сельского хозяйства РФ Николая Федорова. – Он будет создан на базе одного из  ведущих племенных заводов для обеспечения регионов России высококачественным племенным материалом».

Создание в  Российской Федерации  центров селекции необходимо для снижения зависимости отечественного молочного скотоводства от импорта племенного материала –  высокоценных быков американской, канадской селекции и  племенного маточного поголовья, используемых для повышения генетического потенциала.

В работе по организации селекционно-генетического центра в Ленинградской области принимают участие представители ведущих российских научных школ, селекционеры-практики лучших  племенных и товарных хозяйств.  Сергей Яхнюк выразил надежду, что проект будет включен Минсельхозом в список пилотных в новой программе: речь идет о компенсации части понесенных затрат при строительстве и модернизации селекционно-генетических и селекционно-семеноводческих центров.

Молочное животноводство занимает ведущее место в АПК Ленинградской области. Здесь же находятся лучшие племенные хозяйства России. За последние 10¬–12 лет выведены два высокопродуктивных типа коров с генетическим потенциалом 9 – 10 тыс. кг молока: «Ленинградский», созданный в 2003 году и  «Новоладожский» (2005 год).

Рекорды по надою на корову в крупных специализированных хозяйствах также принадлежат Ленинградской области. В 2014 году свыше 10 тыс. кг молока от коровы получено в 6 племенных заводах. В племзаводе «Рабитицы» в течение 2 лет удои на корову превышают 11 тыс. кг молока (11406 кг молока в 2014 г.). За племенным ядром стада племзавода закрепляются быки – производители, входящие в топ-10 лучших голштинских быков мира.

Ежегодно растут объемы продажи племенного молодняка. Так, в 2014 году реализовано 4344 головы высокоценного поголовья, в том числе 1,6 тыс. голов – за пределы региона. Племенные бычки востребованы племстанциями Санкт-Петербурга, Чувашии, Татарстана, Карелии, Курской, Воронежской, Псковской областей России, Витебской, Гомельской, Гродненской и Могилевской областей Беларуси.