Телеком: мобилизация замедляется

Русский бизнес
Москва, 16.02.2015
«Эксперт Северо-Запад» №8-9 (697)
Замедляя темпы роста, петербургский рынок телекоммуникаций движется в русле мировых тенденций. И дело здесь не столько в кризисе, сколько в отсутствии того драйвера, который смог бы вывести отрасль из ступора

Фото: Архив «Эксперт С-З»

Рынок телекоммуникаций не исчерпывается одной мобильной связью, но именно этот сегмент задает тон развитию всей отрасли. Не будет преувеличением сказать, что динамика на данном рынке описывается формулой: куда будет двигаться сфера мобильной связи, туда пойдет и телеком в целом. Как только сегмент мобильной связи в 2014 году снизил темпы роста с 5 до 3% по отношению к предыдущему году, рынок телекоммуникаций отреагировал без промедлений – его темпы роста за тот же период оказались ниже 3%, следует из отчета «ТМТ Консалтинг». Зато в 2015 году, несмотря на падение экономики, аналитики консалтингового агентства предрекают телекоммуникационному рынку рост на уровне 1%. Фокус в том, что снижение покупательной способности населения и вероятное уменьшение сетевого строительства может быть смягчено расширением покрытия сетей 3G и 4G и последующим ростом потребления услуг мобильного Интернета и пакетных приложений. При ARPU (средней выручки в расчете на одного абонента) в районе 334 рублей сотовая связь не станет приоритетной статьей для экономии, подытоживают в «ТМТ Консалтинг».

Замедление темпов роста на рынке мобильной связи – глобальная тенденция. Мировой рынок сотовой связи практически достиг насыщения. Остался условный «последний миллиард» жителей Африки, Южной Азии и Индии, которые не удовлетворили спрос на такие базовые услуги, как голосовая связь и СМС-сообщения. В остальных странах выручка от голосовых звонков и СМС-сообщений падает. Зарубежные эксперты в этом контексте говорят об эффекте каннибализации, имея в виду ситуацию, когда недавно выведенный на рынок продукт начинает отнимать долю рынка у существующего вместо того, чтобы работать на новую нишу. Так и происходит – мессенджеры вроде WhatsApp и Viber начинают «отъедать» долю у традиционных услуг, предоставляемых мобильными операторами. По прогнозам позиции операторов будут «подтачиваться» мессенджерами и дальше. В том же WhatsApp сейчас начали тестировать функцию звонков. Пытаясь наверстать упущенное, МТС и ВымпелКом (бренд «Билайн») прошлой весной поделились планами создания собственных мессенджеров.

Генератор выручки

Добавила сложностей сотовым операторам и девальвация рубля. В санкт-петербургском филиале ВымпелКома отметили, что из-за изменений валютного курса произошло повышение цен на абонентские устройства со стороны некоторых поставщиков. Кроме того, колебания на валютном рынке повлияли на роуминговые расчеты оператора с партнерами, которые ведутся в зарубежной валюте, сообщили в пресс-службе компании. В «МТС Северо-Запад» отмечают негативное влияние конъюнктуры на финансовые и капитальные затраты: вслед за ростом банковских ставок растет обслуживание долга, повышаются цены вендоров на оборудование и обслуживание сетей.

Прямым следствием слабого рубля стало повышение цен на мобильную связь. «Мегафон» с 20 февраля поднимает стоимость звонков и Интернета в роуминге, а Tele2 на прошлой неделе повысил цены на междугородние звонки и СМС за пределы региона подключения. Согласно Content-review 57% от цены услуг приходится на расчеты оплату роуминговому партнеру (расчеты между операторами производятся в долларах).

Генератором доходов на рынке телекоммуникаций в кризисные времена будет мобильная передача данных. В этом мобильные операторы единодушны. В санкт-петербургском филиале ВымпелКома пояснили, что ожидают от сегмента мобильного Интернета роста всех ключевых показателей – абонентской базы, трафика, выручки. А в «Tele2 Санкт-Петербург», помимо роста трафика от передачи данных, прогнозируют увеличение популярности сервисов мобильной коммерции. Во главу угла для операторов встают услуги мобильного и фиксированного доступа в Интернет и разнообразные сервисы на их основе – все те же облачные технологии, М2М, разнообразные решения для обеспечения мобильности сотрудников, комментируют в «МТС Северо-Запад». По словам представителя компании, опыт предыдущих лет показывает, что даже в условиях жесткого сокращения расходов потребление услуг связи существенно не снижается ни на розничном, ни на бизнес-рынке, а у корпоративных клиентов усиливается интерес к решениям, позволяющим оптимизировать операционную деятельность и сократить расходы.

Специалисты Cisco предполагают, что к 2019 году мобильный трафик способен вырасти почти в десять раз. В телекоммуникационной компании увязывают этот тренд с увеличением мощности мобильных устройств, расширением доступа к высокоскоростным сетям (3G, 4G) и развитием M2M- коммуникаций или, как их еще называют, межмашинного взаимодействия (обмен информацией между устройствами или передача ее в одностороннем порядке). M2M-решения наиболее востребованы в сфере ЖКХ, промышленности, коммерческом автотранспорте, системах безопасности. Допустим, компании необходимо оптимизировать процесс передачи данных от пожарных сигнализаций. Сделать это можно с помощью установки в сигнализацию сим-карт, что позволит отладить процесс оперативного поступления данных на центральный пульт. Или охрана автотранспорта. В противоугонную систему встраивается сим-карта. По GSM вышкам можно определять местоположение автомобиля в любой момент времени, а при попытке угона диспетчерский центр и владелец получают соответствующее уведомление. МТС в своем аналитическом материале рапортует, что в январе – сентябре 2014 года по отношению к аналогичному периоду 2013 года сегмент M2M вырос на 14% и насчитывает 5,5 млн сим-карт. На долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится 1,02 млн сим-карт.

Вложения в сети

Инвестиционные планы мобильные операторы менять не собираются. И это понятно. Как подсчитали аналитики UBS, темпы роста выручки «большой тройки» на 80% определяются долей доходов, инвестируемой в развитие. Капитальные вложения компаний будут идти на расширение зоны покрытия. ВымпелКом в прошлом году запустил в Санкт-Петербурге в коммерческую эксплуатацию сеть 4G и начал строительство базовых станций четвертого поколения. Количество базовых станций компании в городе за 2014 год выросло на 20%, а доступ к 3G-сети появился на всех станциях петербургского метро. В Tele2 рассказали, что в 2015 году в Санкт-Петербурге компания продолжит расширение зоны покрытия сети третьего поколения, а также введет в эксплуатацию сеть 4G. В МТС рассчитывают расширить число абонентов, пользующихся сетями четвертого поколения, за счет внедрения технологии LTE 1800, а также продолжат увеличение емкости и скоростных характеристик сетей 3G за счет внедрения новых технологий.

Сети стандарта 4G хоть и строятся быстрее, чем сети третьего поколения, но замахнуться на лидерство пока не готовы. Еще несколько лет основные доходы сотовым операторам будут обеспечивать технологии 3G. J'son & Partners Consulting приводят данные, что под конец 2012 года по количеству базовых станций третьего поколения МТС и «Мегафон» шли вровень (28,4 тыс. у МТС, 28,1 тыс. у «Мегафона»). ВымпелКом на тот момент отставал от них примерно на 10 тыс. базовых станций 3G, а сеть Ростелекома состояла их 2,3 тыс. К третьему кварталу 2013 года МТС имел 34 тыс. станций, ВымпелКом свыше 24 тыс., Ростелеком – 5,3 тыс. По «Мегафону» эксперты статистическую информацию не приводят. По количеству базовых станций 4G, согласно J'son & Partners Consulting, впереди всех находится «Мегафон». Вместе с дочкой «Скартел» мобильный оператор развернул в стране 15 тыс. базовых станций четвертого поколения (41%). У МТС – 13,6 тыс. базовых станций 4G (37%), у ВымпелКома – 7 тыс. (19%). Всего в Петербурге сосредоточено 2,7 тыс. базовых станций 4G. Больше только у Москвы – 6,8 тыс.

Четвертый федеральный сотовый оператор – «Т2 РТК Холдинг», созданный как совместное предприятие Ростелекома и Tele2 (работает под брендом Tele2), заметно отстает от «большой тройки». На него и других игроков приходится порядка 3% от общего числа базовых станций 4G. Тем не менее, после закрытия сделки по интеграции мобильных активов Ростелекома и Tele2, он упрочил свое положение. В ходе сделки Tele2 были переданы семь дочерних сотовых компаний Ростелекома: «СкайЛинк», «Нижегородская сотовая связь», Байкалвестком, БИТ, «Волгоград GSM», Енисейтелеком и АКОС. Благодаря этому, оператор сотовой связи увеличил количество регионов присутствия с 34 до 61, а также наконец получил долгожданный доступ к сетям 3G и 4G, лицензии на которые были у Ростелекома.

Подземная жизнь

В Санкт-Петербурге дополнительным полем конкурентной борьбы мобильных операторов стала петербургская подземка. В вестибюлях и станциях метро связь обеспечивают все операторы, тогда как в перегонах покрытие сетей второго и третьего поколения на большей части пути обеспечивает только «Мегафон». Объясняется это тем, что в 2010 году мобильный оператор приобрел ЗАО «Метроком», обладающий волоконно-оптическим кабелем в тоннелях метро, обеспечивающим сигнал в подземке. Другие операторы провести под землей собственный кабель не могли в силу технических причин. В июле на эту тему высказался председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Иван Павлов, который предложил «большой тройке» разработать метод коллективной эксплуатации кабеля. ВымпелКом и МТС тогда выказали желание участвовать в проекте.

Но, похоже, предпосылки для сближения позиций операторов сотовой связи не сложилось. В ноябре МТС обратился с жалобой на необоснованное препятствие доступу к инфраструктуре в управление Федеральной антимонопольной службы России (УФАС) по Санкт-Петербургу. 19 января по заявлению МТС антимонопольщики возбудили уголовное дело против Северо-Западного филиала «Мегафона», СПб ГУП «АТС Смольного» и ГУП «Петербургский метрополитен» по статье 11 закона о защите конкуренции. Согласно данной статье, запрещены соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. В пресс-службе «Мегафона» в январе говорили, что действия компании по допуску к инфраструктуре не нарушают антимонопольного законодательства и выразили готовность к сотрудничеству с другими операторами. 

И все же одного роста мобильных данных может не хватить, чтобы продвинуть телекоммуникационную отрасль вперед, предостерегают консультанты PwC. По их оценкам, облачные технологии смогут принести отрасли 35 млрд долларов, мобильная реклама – 30 млрд, M2M – 13 млрд, что не так уж много для отрасли с выручкой в 2 трлн долларов.

Динамика сегментов телеком-рынка

Новости партнеров

Реклама