Меньше и дешевле

Русский бизнес
Москва, 06.04.2015
«Эксперт Северо-Запад» №15 (702)
В условиях экономического кризиса представители рынка автомобильных дилеров активно ищут альтернативные пути спасения, а некоторые – и развития своего бизнеса

Еще в конце прошлого года среди автодилеров активно рассматривалась возможность консолидации дилерского бизнеса и роста числа сделок по реструктуризации, поскольку количество дилерских центров избыточно. В итоге более трети компаний рассматривают возможность слияний и поглощений, а о продаже отдельных дилерских центров уже задумывается более двух третей респондентов. По данным аналитического агентства «Автостат», участники петербургского авторынка анонимно признают, что сейчас многие готовы продать бизнес полностью или частично. Правда, интересантов найти непросто – ожидания продавцов и покупателей не сходятся. Просить о помощи участники рынка вновь отправились к государству.

Упасть так низко

По данным компании Ernst&Young и Ассоциации российских автомобильных дилеров, падение авторынка России в 2015 году может превысить 20%, тогда как, по мнению экспертов PricewaterhouseCoopers, эта цифра может достичь и 35%, что совпадает с пессимистическим сценарием The Boston Consulting Group, озвученным руководителем проектов «Автомобильная практика» The Boston Consulting Group Юрием Трощенко на международной автоконференции AutoInvest®. Кроме того, по подсчетам Ассоциации европейского бизнеса, в феврале 2015-го автомобильный рынок уже потерял почти 38% в годовом выражении. И эти данные точь-в-точь сопоставимы с сократившимся количеством случаев первичной регистрации ГИБДД.

Что касается Санкт-Петербурга, то, как отмечают специалисты «Auto-Dealer-СПб», в январе-феврале продажи сократились на 32% в сравнении с аналогичным периодом 2014 года, что означает увеличение падения еще на 9% относительно показателей января 2015 года к тому же месяцу 2014 года. В итоге было продано всего 17 875 машин – рекордно низкие показатели. Лидером рынка остался французский Renault, сокративший при этом объемы реализации на 28%. В то же время рост продаж в Топ-10 продаваемых марок показали два бренда – KIA и Mercedes-Benz, тогда как в прошлом месяце таких наименований было четыре (в отрицательную зону по итогу февраля ушли Hyundai и Nissan). «Структура рынка меняется в пользу брендов, имеющих не только локальное производство, но и способных в разумных для сегодняшнего дня пределах повышать стоимость на автомобили», – считает генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин.

Впрочем, в ответ на повышение цен многие автодилеры стремятся пересмотреть свои портфели. В частности, первыми под ударом оказались автомобили GM и Ford. Продажи этих компаний сократились в Петербурге по итогу января текущего года на 70 (Chevrolet и Opel) и почти 55% соответственно. В результате крупные продавцы принимают решения по запуску отдельных дисконтных акций либо задумываются о том, чтобы отказаться от отдельных моделей. По мнению генерального директора «Auto-Dealer-СПб» Михаила Чаплыгина, среди европейских машин, скорее всего, аналогичные проблемы последуют у бренда Volkswagen, чьи продажи по Петербургу в январе сократились на 33%.

Что же касается самого GM, то именно они стали ньюсмейкерами мартовского авторынка. Компания приняла решение законсервировать свое автосборочное предприятие под Петербургом ввиду стремительного сокращения показателей конечного спроса. С рынка уходит марка Opel, остаются только премиальные Chevrolet Tahoe, Camaro и Corvette, а также Cadillac. Глава Минпромторга России Денис Мантуров считает, что решение об уходе с российского рынка американского автоконцерна General Motors связано с недостаточным уровнем локализации, что в значительной степени усугубляет и до того значительную потерю конкурентоспособности иномарок. В ответ на недовольство местных автодилеров (по стране в дилерских сетях компании заняты около 25 000 человек) GM также предложила автодилерам распродать складские запасы модельного ряда 2014 года с дисконтом 25% в рамках акции «Расстаемся друзьями», рассчитанной до 1 мая 2015 года. Тем не менее, концерн продолжит работу в России в качестве сети авторизованных сервисных центров (гарантийное и постгарантийное обслуживание машин), выполняя взятые обязательства по обслуживанию на протяжении ближайших 10 лет.

Есть, однако, и такие производители, чьи дела идут значительно лучше и доля на рынке растет. К примеру, Hyundai несколько скорректировали конечные цены еще до начала обвальной фазы цикла автомобильного рынка, кроме того, его продажи растут (+11% к январю 2015 года по Петербургу). И это, вероятно, не предел, так как, по данным издания «АвтоРевю», загрузка мощностей российского сборочного производства составила 103% по итогу прошлого года. Кстати, с похожими результатами закончили 2014 год и в Nissan (101%).

Рокировка

Как же чувствуют себя сами автодилеры? Агентство «Автостат», ссылаясь на данные «Auto-Dealer-СПб», отмечает, что Топ-20 автомобильных дилеров в секторе иномарок в Петербурге за 2014 год заметно увеличили свою долю на рынке, а именно – до 76,6%. На первом месте продолжает оставаться ГК «Рольф» – на группу приходится каждая седьмая иномарка, проданная в городе. По результатам года, продажи выросли почти на 10%, что составляет более 25 тыс. единиц. Исключением является лишь Ford, продемонстрировав небольшое падение.

Кроме того, ГК «Рольф» – единственная компания, сохранившая позицию в Топ-3, тогда как ГК «Лаура» (-25,8%) и «Мега-Авто» (-25,1%) заняли уже четвертое и пятое места соответственно. На их место в тройке пришли «Автопродикс» (+18,2%) и «Wagner» (+6,9%), которые год назад были пятым и шестым соответственно.

Спасательный круг

Изменить тренд по сжатию рынка пытаются сегодня все участники, и в первую очередь речь идет о масштабной государственной поддержке. С конца прошлого года участники рынка говорят о том, что так называемая программа льготного автокредитования показала свою эффективность по итогам 2013 года, а в едином пакете с так называемой программой по утилизации могла бы спасти рынок от полного разорения.

Аналогичную точку зрения высказывает и Минпромторг. В частности, госпрограмма льготного автолизинга стоимостью 2,5 млрд рублей рассчитана на увеличение выпуска автомобилей в 2015 году: 10 тыс. легковых автомобилей; 5,4 тыс. грузовиков и 600 автобусов, что означает падение рынка всего на 24, а не на прогнозируемые 50%. Для потребителя льготное автокредитование, скорее всего, будет означать 30%-ный дисконт от ключевой ставки ЦБ; при этом речь идет как о легковых автомобилях, так и о легко-коммерческом транспорте, грузовиках, автобусах и т.д. Средняя же цена покупки автомобиля, кредитование которого поддерживается государством, составит порядка 700 тыс. руб.

С точки зрения тактических или стратегических решений, эксперты говорят о необходимости внедрения адаптивного мышления и обязательного хеджирования (страховка от ценовых рисков – неблагоприятных скачков). По словам Юрия Трощенко, ключевыми направлениями поддержки рынка становятся вторичные продажи, послепродажное обслуживание и различные финансовые услуги, составляющие порядка 1/5 итоговой выручки автомобильных дилеров.  

Именно вторичный рынок открывает наибольшие возможности по быстрому увеличению доли продаж для автодилеров, так сегодня они обеспечивают лишь чуть более 10% от этого оборота, тогда как остальные сделки заключаются частным образом. Наиболее выгодными для подобного бизнеса являются автомобили модельного ряда Toyota, которые, по последним исследованиям «Автостата» сохраняют наивысший процент (более 80%) от первоначальной стоимости за счет традиционно высоких потребительских свойств (вывод сделан относительно сопоставления первичной стоимости машин в 2011 году и продажной стоимости в 2014-ом).

Наконец, сейчас, на фоне снижения стоимости отдельных брендов, потребитель будет ожидать дальнейшей корректировки цен импортеров, заключает Михаил Чаплыгин. С учетом старта различных программ поддержки можно надеяться на постепенное восстановление, хоть и по-прежнему в отрицательной зоне; и это только при условии, что российский рубль не возобновит движение по девальвационной спирали.

«Я настроен не слишком пессимистично»

 021.jpg
Ахим Заурер, глава компании Ауди Россия, российского подразделения концерна Audi AG

Российский рынок сейчас находится под большим давлением, однако премиальный его сегмент, к которому относится Audi, всегда был более стабильным и оставался таким на протяжении всех предыдущих российских кризисов. Поэтому я мое настроение – «не слишком пессимистичное».

Да, сегодня из-за падения курса рубля мы зарабатываем на каждом автомобиле меньше, чем раньше. Курс рубля упал примерно вдвое, при этом мы подняли цены не более чем на 25%. Мы могли бы поднять эту цену еще на 25% – но тогда потеряли бы клиента: очевидно, что платежеспособность российских граждан все же упала.

Ввиду этого мы продолжим развивать корпоративный сегмент рынка. До сих пор в России корпоративные продажи составляли около 10%, но ведь в то же время в Великобритании или Германии эта доля составляла до 50%, а значит, и в России нам есть куда развиваться. Мы считаем, что даже несмотря на заявленный переход к «импортозамещению» наша продукция останется востребованной. Тем не менее, в этом году мы не будем преследовать какие-то определенные цели по объемам продаж. Мы будем решать другие задачи. Для нас сегодня наиболее важно сохранить нашу дилерскую сеть, при этом мы должны учитывать экономическое положение у каждого нашего партнера. В сущности, это и есть антикризисное управление.

Динамика продаж легковых автомобилей в Санкт-Петербурге в январе-феврале 2015 года, Топ-10, шт., %

У партнеров

    Реклама