Евроазиатская интеграция от Лиссабона до Владивостока

Тема недели
Москва, 20.04.2015
«Эксперт Северо-Запад» №17 (704)

Охлаждение отношений России с рядом стран – вовсе не повод замыкаться в своих границах и работать только на внутренний рынок. В этой связи транспортные нити, сшивающие национальные экономики друг с другом, бесспорно, дают России тот запас прочности, который позволяет пройти период политических разногласий с минимальными потерями.

Сообразуясь с этой логикой, перенос внимания на азиатские рынки и закономерный интерес к развитию Дальнего Востока не должен означать ухода с европейских рынков и закрытия смежных транспортных коридоров. Говорим Россия – держим в уме Северо-Запад, который без преувеличения является воротами в Европу и связан с соседними странами длительными партнерскими отношениями.

Географическое местоположение страны на пресечении линий север-юг, запад-восток – колоссальный ресурс, который нужно успеть использовать. Появление новых портовых сооружений и модернизация железнодорожной сети на Северо-Западе в этом ключе не местечковый, а глобальный вопрос правильного использования транзитных ресурсов, которые вполне могут быть доходной статьей региональных бюджетов. Без фиксации данного обстоятельства Северо-Запад рискует оказаться на периферии государственного внимания и продолжить с грустью наблюдать за проходящими в стороне железнодорожными составами и пролетающими самолетами, вместо того чтобы привлекать дополнительный грузопоток на территорию страны.

В этом же ряду – обсуждавшееся неделю назад на форуме «Евразийская экономическая перспектива» предложение сделать единым не только Евразийский экономический союз (ЕАЭС, со 2 января 2015 года объединивший Россию, Белоруссию, Казахстан и Армению), но и более широкое, пока еще не приобретшее конкретных очертаний евроазиатское объединение «от Владивостока до Лиссабона» (термин, предложенный Владимиром Путиным еще в 2010 году).

Возможно, то, что к этому решению пришли постепенно и загодя начали осмысливать детали проекта, даже хорошо, поскольку дает возможность аргументированно взвесить все «за» и «против» и определиться с источниками финансирования. Тем более в свете формирования новых финансовых институтов – Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Банка развития БРИКС. В этом случае Северо-Запад, пролегающий на пути этих маршрутов, сможет стать глобальным регионом не только на словах, но и на деле.

У партнеров

    Реклама