Скрипка, оркестр, альт…

Культура
Москва, 20.04.2015
«Эксперт Северо-Запад» №17 (704)
Максим Венгеров: «Не нужно торопиться. Просто нужно делать качественные вещи на уровне 100%»

ФОТО: isrageo.com

Недавно в Большом зале Филармонии Петербурга состоялась российская премьера скрипичного концерта ре минор Яна Сибелиуса в первой редакции. Солировал обладатель двух «Грэмми» скрипач Максим Венгеров. Знаменитый скрипичный концерт Сибелиуса – одно из самых исполняемых произведений в мире, хотя мало кто знает, что играют всегда вторую редакцию этого концерта, которую композитор создал в 1905 году. А первая отличалась большей сложностью в техническом плане. Она стала известна миру только в 1991 году, когда наследники Сибелиуса позволили один раз сыграть концерт и сделать только одну его запись. Потом на долгие годы разрешение на исполнение было под запретом. И вот теперь произведение прозвучало вновь. Корреспондент «Эксперта С-З» присутствовала на встрече с известным скрипачом, который кроме всего прочего выступает еще и в роли дирижера и педагога.

Непостоянный Сибелиус

 – Максим, почему именно в Петербурге намечено было премьерное исполнение скрипичного концерта Сибелиуса?

 – Во-первых, отмечается Год Сибелиуса. Связи Петербурга и Финляндии очень тесные. Об этом и не приходится спорить. Во-вторых, выступление в Северной столице для меня – всегда волнительное событие. Вероятно, из-за одного из самых сокровенных поводов, признаюсь, я в браке с петербурженкой, историком-искусствоведом, сестрой скрипача Ильи Грингольца Ольгой Грингольц. У нас две девочки. Здесь проживает много членов нашей семьи.

 – Среди музыкантов бытует мнение, что Ян Сибелиус – самый «скрипичный» из всех композиторов. Вы разделяете эту точку зрения?

 – Да, для меня, как для скрипача и музыканта, каждый год – это год Сибелиуса. А концерт ре минор Сибелиуса является эталоном в репертуаре для всех скрипачей. И могу для убедительности рассказать один факт. В прошлом году в Познани на Международном конкурсе скрипачей имени Генрика Венявского было предложено на выбор исполнять около пятнадцати или двадцати концертов. Тем не менее, было шесть финалистов, которые исполняли именно Сибелиуса. Это золотой стандарт.

 – Насколько я знаю, у концерта ре минор было несколько редакций. Расскажите немного предысторию?

 – Да, конечно. Немного о первой версии этого концерта. Первая редакция была написана в 1903 году. А исполнена в 1904-м Новачиком (знаменитым венгерским скрипачом и композитором. – «Эксперт С-З»). Так как Сибелиус, как и любой гений, долго готовил свои произведения, он дал Новачику ноты только за три-четыре дня до исполнения! И, к сожалению, даже такой мастер, как Новачек, не смог представить произведение в полной мере и объеме. Премьера не увенчалась успехом. После премьеры первой версии Сибелиус понял, что ему нужно переделать свое произведение, чтобы это был не просто концерт для скрипки с оркестром, а нечто большее. Так и вышло. Тогда же композитор запретил исполнять первую версию концерта, так как она, по его мнению, не отражала полноты всего замысла. Такой вот непостоянный Сибелиус… Первая версия стала известна миру только в 1991 году, когда наследники Сибелиуса позволили Леонидасу Кавакосу (всемирно известному греческому скрипачу. – «Эксперт С-З») сделать запись концерта в первоначальной версии. И эта первая версия, как вы понимаете, не менее потрясающая, чем вторая. Но, к сожалению, мало исполняемая. Раскрою факт, что тринадцать лет назад я все же сделал попытку и связался с семьей Сибелиуса. Смог получить ноты, но играть по ним все-таки было невозможно. Требовалась доработка. Прошло время. И вот уже премьера в петербургской Филармонии.

Максим Венгеров получил мировое признание в 20 лет 029.jpg Фото: peoples.ru
Максим Венгеров получил мировое признание в 20 лет
Фото: peoples.ru

Страдивари Крейцера

 – Давайте немного поговорим о вашем пути в музыке. В 20 лет вы стали скрипачом с мировой известностью. Вы ведь обладатель уникальной скрипки?

 – Основной инструмент – это скрипка Антонио Страдивари 1727 года. Прежде на ней играл французский скрипач и композитор Рудольф Крейцер. Скрипкой я начал заниматься, когда мне было четыре года. Впервые выступил на публике в пять лет. Исполнил концерт Мендельсона в семь лет. С тех пор другой судьбы у меня нет.

 – Но ведь вы же еще пробуете себя и как педагог, и как дирижер…

 – Будет ошибочно думать, что я взялся за дирижерскую палочку, потому что мне стало скучно играть на скрипке. Это просто совершенно разные эмоции. Когда в моих руках инструмент, в данном случае скрипка, у меня всего четыре струны и один смычок. Скрипка в идеале должна быть продолжением тела. А когда я стою перед оркестром, то представляю его как невероятный инструмент. Сколько в нем красок! Еще у меня перед глазами пример моего гениального учителя Мстислава Ростроповича. Ведь я посещал все репетиции, когда он дирижировал произведениями своих друзей и учителей: Шостаковича, Прокофьева, Бриттена. Мне хотелось бы передать этот опыт, который я приобрел от маэстро. Первые уроки дирижирования дал мне Вага Папян (ученик теоретика дирижирования Ильи Мусина), затем я консультировался у Валерия Гергиева. С 2009 года занимаюсь под руководством профессора Юрия Симонова. Первыми опытами как дирижера были контакты с камерными коллективами, в том числе и с Фестивальным оркестром Вербье, с которым я выступал в городах Европы и Японии, а также совершил турне по Северной Америке. Затем началось сотрудничество с симфоническими оркестрами. В 2011 году я возобновил концертную деятельность как скрипач и теперь выступаю в двух своих ипостасях – как дирижер и солист. Кроме того, я взялся за изучение альта и даже записал концерт Уолтона с Ростроповичем (Ростропович-дирижер и скрипач Максим Венгеров осуществили вместе с Лондонским симфоническим оркестром запись концертов Бриттена и Уолтона, за что получили премию «Грэмми» в номинации «Лучшее исполнение инструментального соло в сопровождении оркестра». Сам Ростропович неоднократно называл этот диск лучшим. – «Эксперт С-З»). Потом с 26 лет начал заниматься педагогикой.

 – Сложно совмещать все это и быть примерным отцом и мужем?

 – Сложно. Но я – зажигательная натура, мне очень нравятся многие вещи. Однако не нужно торопиться. Просто нужно делать качественные вещи на уровне 100%. Я по своей натуре максималист. Меня ведь и назвали Максим. Такая у меня карма.

 – Ваши дети уже проявляют интерес к музыке?

 – Они еще маленькие. Детям у нас пока три года и полтора.

 – Может, немного провокационный вопрос. Для вас скрипка – проявление мужского или женского начала? Даже сам Мстислав Ростропович удивился, когда ему во Франции сказали, что виолончель – мужского рода…

 – Хорошо, что здесь нет моей супруги. (Смеется.) Скрипка, безусловно, женского рода.

Досье

Максим Венгеров родился в Челябинске в 1974 году. Один из наиболее динамичных и разносторонних артистов современности. В качестве солиста он неоднократно выступал на легендарных сценах мира с лучшими оркестрами под управлением прославленных дирижеров, сотрудничал с великими музыкантами прошлых лет: М. Ростроповичем, Дж. Шолти, И. Менухиным, К. Джулини. Победив в нескольких престижных скрипичных конкурсах, Венгеров записал обширнейший скрипичный репертуар и получил целый ряд престижнейших наград в области звукозаписи, включая две «Грэмми». За достижения в исполнительском искусстве Венгеров был удостоен премии GLORIA, учрежденной М. Ростроповичем, и Премии имени Д.Д. Шостаковича, вручаемой Благотворительным фондом Ю. Башмета. На сегодняшний день Максим Венгеров постоянно сотрудничает с симфоническими оркестрами разных стран мира, а также возглавил новый Фестивальный симфонический оркестр им. Менухина в Гштааде (Швейцария).

У партнеров

    Реклама