Согласованное будущее Санкт-Петербурга и Ленобласти

Руководитель проекта «Концептуальная стратегия развития мегаполиса «Большой Петербург. XXI век» считает, что эффективное развитие и трансформация Санкт-Петербурга в современный европейский мегаполис невозможны без единой схемы градостроительного планирования для двух субъектов федерации – Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

– В 2018 году должен быть принят новый генеральный план Санкт-Петербурга – документ, определяющий развитие города. Однако есть все основания полагать, что эффективное развитие, трансформация Петербурга в современный европейский мегаполис невозможно без единой схемы градостроительного планирования Санкт-Петербурга и Ленинградской области. С одной стороны, область активно развивает строительство у границ города, с другой – развитие города ограничено его существующей территорией. И потому в основу долгосрочного проекта развития агломерации «Большого Петербурга», на наш взгляд, должно лечь согласование позиций по основным вопросам градостроительного развития между двумя регионами.

Конечно, согласование позиций необходимо не только между властями регионов, но непременно вместе с решающим участием общества и бизнеса – чего сегодня, очевидно, нет. Нужна общая экономическая стратегия двух субъектов Федерации – также отсутствующая на данный момент. Нужно, чтобы существующие стратегии развития в Петербурге и в области включали в себя задачи пространственного и градостроительного проектирования.

Иначе говоря, необходим проработанный единый документ стратегического планирования агломерации – основу для обсуждения которого мы предлагаем в форме проекта «Концептуальная стратегия развития мегаполиса «Большой Петербург. XXI век» (руководитель проекта – Григорий Явлинский, руководитель группы разработчиков проекта – Евгения Колесова. – Прим. «Эксперт Северо-Запад»).

Это – попытка создания общей модели планирования и развития, основанной на комплексном подходе к проблеме для большой «живой» системы, каковой является  город вместе с областью.

Основные принципы, на которые мы опирались при разработке концептуального  проекта долгосрочного развития города и области, следующие.

Во-первых, это сочетание экономики, времени и пространства. Все стратегии развития последних лет не имели пространственных решений, а просто декларировали лозунги о светлом будущем.

Во-вторых, объектом развития является единая социально-экономическая и градостроительная система – «Большой Петербург», и потому решения в рамках общего развития не связаны рамками административных границ и формальных зон ответственности властей Петербурга и Ленинградской области.

В-третьих, стратегия разрабатывается независимо от властей, у нее нет жесткого заказчика, и потому она защищена от роли очередного обоснования правильности текущей деятельности заказчика.

В-четвертых, должны быть честно и открыто обозначены объективные проблемы развития города и области, в том числе управленческие, и предложены их решения.

В-пятых, проектные предложения Стратегии фокусируются не на достижении формальных отчетных показателей, а на всесторонней демонстрации принципов развития. Упор делается не на перечне «жестких» проектов, а на максимально понятном описании характера решений по развитию в разных сферах городской жизни в виде карт, схем, рисунков.

Для того, чтобы все это можно было реализовать, необходимо выстроить систему взаимодействия городских и областных властей по вопросам развития «Большого Петербурга». Мы не ставим задачу механического объединения города и области – мы ставим задачу максимального создания «горизонтальных связей», общих рабочих групп, совместной разработки проектов законов, общих для города и области. Необходимо создание межрегионального «Фонда развития Санкт-Петербургской агломерации», целью которого будет конструирование и сопровождение сложных проектов частно-государственного партнерства в приоритетных отраслях развития агломерации: создание общественно-деловых подцентров на периферии, развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, утилизация твердых бытовых отходов, реконструкция территории садоводств, создание современного и экологически устойчивого пригородного рекреационного каркаса.

Сейчас в Петербурге «на выходе» находится проект закона о стратегическом планировании. Согласно ему, другим законом Санкт-Петербурга осенью будет утверждаться Стратегия социально-экономического развития Петербурга. Предполагается, что в этот закон (а также и в другие нормативные акты города и области, включая государственные программы) после тщательного обсуждения и согласования могли бы войти основные положения Концептуальной стратегии, став его ключевой частью. Тогда это будут уже не благие пожелания, а четкие руководства к действию.

Принятие в той или иной форме такой Стратегии именно в этом году поможет существенно эффективнее расходовать городские ресурсы в ситуации их серьезной нехватки и чувствительных экономических проблем.

У партнеров

    Реклама