Гармония многогранности

Эксперт Estate
Москва, 18.05.2015
«Эксперт Северо-Запад» №20-21 (706)
Южное направление может стать одним из драйверов развития Cеверной столицы (что предусматривал и довоенный Генплан). Но для того чтобы реализуемые здесь проекты находились в синергии и формировали полноценную городскую (и пригородную) среду, необходимо всестороннее взаимодействие власти, бизнеса и горожан.

ФОТО: ifmo.ru

В рамках Петербургского Форума пространственного развития «Гармония многогранности» спикеры и участники пленарного заседания «Долгосрочные стратегии согласованного городского развития» обсуждают вопросы вовлечения общественности и бизнеса в процесс стратегического планирования и адаптацию существующей стратегии развития Санкт-Петербурга к новым вызовам. Один из инициаторов форума и его ключевой информационный партнер – издание  «Эксперт Северо-Запад».

Как отметил на конференции первый заместитель председателя Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Михаил Пензиев, юг города начал развиваться во многом стихийно: еще десять лет назад  большую часть территории занимали пустыри. «Мы даже не заметили, как на бывших пустующих полях появились жилые комплексы, развились промышленные кластеры, разросся аэропорт, открылся крупнейший конгрессно-выставочный центр «Экспофорум», – отметил Михаил Пензиев. – Сейчас этот процесс уже не остановить: мы перешли Рубикон. Теперь развитие этого района осложнено тем, что большое количество территории уже куплено под строительство. Поэтому мы должны взвешивать каждый шаг и разработать комплекс мер, направленных на повышение качество жизни. В этом процессе должны участвовать представители и государственной власти, и бизнеса, и общественности».

Председатель Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга Владимир Григорьев также отметил значительные темпы роста «глобального юга». По его словам, сейчас там проживает около 800 тыс. человек, и уже в этом году цифра поднимется до 900 тыс. «Вызовом времени сейчас, мне кажется, является следующее. Во-первых, это необходимость определения места и значения города Санкт-Петербурга в стране, в локальной системе. Второй момент – это удовлетворение потребностей жителей города. Третье – некий дисбаланс между коммерческим и жилищным строительством и требуемой инфраструктурой. Четвертое – сдерживание произвольного разрастания территорий южного направления. Пятое – урегулирование проблем территориального развития субъектов РФ – Петербурга и Ленобласти. Шестое – разработка качественных административных документов территориального развития. И как результат – создание комфортной среды для улучшения качества жизни», – пояснил Владимир Григорьев.

Владимир Григорьев, председатель Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга: «Вызов времени – это необходимость определения места и
значения Санкт-Петербурга и в стране, и в локальной системе» 042_1.jpg Фото: Архив «Эксперт С-З»
Владимир Григорьев, председатель Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга: «Вызов времени – это необходимость определения места и значения Санкт-Петербурга и в стране, и в локальной системе»
Фото: Архив «Эксперт С-З»

Энергия противостояния

Как говорят эксперты, основные плюсы развития территорий в южной части города (и прилегающих районов) – наличие территориального резерва для осуществления бизнес-проектов с привлечение инвестиций, близость мегаполиса, потенциал решения жилищных и социальных проблем, возможность создания среды нового качества. Следует заметить, что сегодня вопрос развития южной части города является предметом своеобразного противостояния строительного бизнеса, городской администрации и градозащитных организаций.

Одна из проблем развития юга – недостаточное развитие транспортной инфраструктуры. Но, по мнению руководителя проектов по транспорту Systematica MLab (Италия) Луки Гуала, это проблема любого крупного развивающегося мегаполиса. «Мы отдаем больше пространства для транспорта, мы больше не можем ходить по проезжей части. И, кажется, совершенно не осталось места для парковки, для совершения маневров. Что-то здесь не так. Почему транспорт занимает столько пространства? Вот простой пример: давайте представим, что 50% населения ездит на автобусах и 50 на автомобилях. Как тогда нужно развивать пространство? Сколько места должен занимать автомобиль и сколько автобус? Одно из последствий улучшения мобильности – то, что город разрастается. Это происходит потому, что нужно в отдельных местах работать, учиться, отдыхать. Расползание города ведет к тому, что все больше людей используют общественный транспорт, что ведет к увеличению дорожного движения и, в конце концов, к пробкам. И все знают, что эта проблема повсюду. Строительство новых дорог улучшает мобильность, а это снова расползание города, увеличение транспортных потоков и т.д. Этот порочный круг надо остановить. При строительстве нового города девелопмент и строительство дорог должны быть скоординированы», – уверен Лука Гуала.

Совершенно очевидно, что нужно развивать транспортную инфраструктуру разного уровня, на территории нужно развивать внутренние транспортные связи между городом и окраиной, окраинами и областью. Уже потом возникнет вопрос о местном транспорте, о перемещении людей в кластерах, которые там должны появиться, – и это обещает широкое поле для работы архитекторов-проектировщиков.

Специалисты по урбанистике называют ключевым условием гармоничного развития юга многофункциональность проектов. «Реорганизация монофункциональных зон в качественную городскую среду, где присутствует сразу несколько составляющих, – основная тенденция развития современных мегаполисов во всем мире», – рассказала директор MLA+ в России и Восточной Европе Яна Голубева. По ее мнению, у южных районов есть возможность перескочить этапы негативного развития, уже пройденные мировыми агломерациями, и сразу развиваться в духе современных тенденций.

Туризм и не только

Одно из перспективных направлений развития юга – деловой туризм. Тем более что именно на юге расположился один из крупнейших конгрессно-выставочных комплексов «Экспофорум». По словам генерального директора «ЭкспоФорум-Интернэйшнл» Сергея Воронкова, с момента открытия комплекса 7 октября прошло уже 17 мероприятий, которые посетили больше 300 тыс. человек. «И 90% оценивают этот проект, как соответствующий лучшим мировым стандартам. Это дает городу определенные возможности, но и диктует определенные вызовы, поскольку мы открыли только выставочный центр, в этом году открываем конгрессный центр. В перспективе там может быть логистический терминал. Комплекс будет принимать порядка 2 млн посетителей в год. От 5 до 150 тыс. на одно мероприятие за несколько дней», – рассказал Сергей Воронков. По его мнению, туристический сектор становится стратегическим сектором для развития города, поскольку имеет колоссальный потенциал.

«Деловой и событийный туризм является, на наш взгляд, одним из важнейших направлений развития туризма в Петербурге. Почему? Потому что известно, что деловой турист приносит в два-три раза больше денег, чем обычный. Плюс он пребывает на территории на несколько дней дольше, чем обычный турист. Он привозит с собой подчас еще дополнительных партнеров. Те, кто продвигает город, привозят сюда специалистов, инвесторов, бизнесменов. Так же, как и событийный туризм. На концерт звезд мировой величины 50% посетителей приезжают из запредельных территорий, включая Москву и Северо-Западный регион. То есть это такой важнейший фактор, который позволяет решать очень важную для Петербурга проблему сезонности. Потому что туризм в Петербурге в основном сконцентрирован в летний период, в период белых ночей. Деловой и событийный туризм позволяют выравнивать эту ситуацию, выравнивать нагрузку», – полагает Сергей Воронков.

В дальнейшем, по словам эксперта, развитие кластера делового и событийного туризма может пойти по обе стороны от Пулковского шоссе. «Рядом с уже функционирующим конгрессно-выставочным центром может появиться этно-исторический парк», – считает он.

В контакте с государством

Уже сейчас реализуемые на юге проекты открывают широкие возможности для появления у осваиваемых территорий уникальных функций. Так, заместитель генерального директора УК «СТАРТ Девелопмент» Семен Смушкин рассказал о строительстве в рамках города-спутника Южный кампуса для студентов Университета ИТМО. Он станет первым в Петербурге современным студенческим городком. Площадка под названием Инноград соединит в себе все этапы – от получения образования до устройства на работу в одном месте. Пока такие проекты существуют только за рубежом. «С точки зрения экстенсивного роста, которого нам, безусловно, не избежать, город должен искать те направления, где он может развиваться, и те направления, которые ему дадут достаточные в дальнейшем доходы как с точки зрении ответственности, так и налоговых поступлений, – считает Семен Смушкин. – И в этом отношении юг как зона стратегического развития имеет наибольший потенциал. Там сосредоточено все, о чем мы уже сказали на первой сессии нашей конференции: и новый аэропорт, в котором развивается деловая зона, и «Экспофорум», который тоже перетягивает на себя большую часть экономической активности, и транспортная ситуация, которая значительно лучше той, что находится на севере». Но, по мнению Семена Смушкина, такие крупные проекты нельзя развивать без участия городской администрации. «От города, мне кажется, в основном требуется определение тех направлений, относительно которых нужно двигаться: это развитие города, координация неких точек, которых невозможно сделать при отсутствии участия города, например, координация других крупных игроков, которые есть на этой территории», – полагает эксперт.

Семен Смушкин, заместитель генерального директора УК «СТАРТ Девелопмент»: «Город должен искать те направления, где он может развиваться, и те направления, которые ему дадут в дальнейшем достаточные
доходы» 042_2.jpg Фото: Архив «Эксперт С-З»
Семен Смушкин, заместитель генерального директора УК «СТАРТ Девелопмент»: «Город должен искать те направления, где он может развиваться, и те направления, которые ему дадут в дальнейшем достаточные доходы»
Фото: Архив «Эксперт С-З»

Судя по всему, городская администрация готова оценить по достоинству предложения девелоперов – причем эта оценка вовсе не обязательно будет заранее позитивной. Так, советник главы Московского района Евгений Чистяков заметил на конференции: «Разговоры о расширении границ Санкт-Петербурга на юг ведутся уже давно. Но если девелоперы при застройке пустых участков выберут путь наименьшего сопротивления и прибыль вновь будет поставлена во главу угла, мы получим множество дешевых проектов самого низкого качества, а главное – недовольство тысяч жителей, которые хотят видеть вокруг себя красивые и полезные территории, а не однотипные пространства. Поэтому, на мой взгляд, подход к развитию новых территорий должен перестать быть формальным. Современное градостроительное планирование может и должно привлекать экспертов-урбанистов, у которых есть знания и опыт в сфере плейсмейкинга – нового европейского подхода по созданию общественных пространств. Администрация Московского района в данном случае готова стать площадкой для открытого диалога между бизнесом, властью и обществом», – заверил Евгений Чистяков.

Готовы вкладываться в развитие принадлежащих им земельных участков в Пулково и иностранные компании – опять-таки при условии сотрудничества с государством. Как говорит генеральный директор «Авиелен А.Г.» Андрей Канивец, австрийские инвесторы готовы построить здесь еще 120 тыс. кв. м недвижимости, но ее функциональное назначение пока не определено, поскольку инвесторам неизвестны планы властей по развитию сопредельных территорий и инфраструктуры. «Мы рассчитываем на содействие города в решении вопроса о новой функции терминала «Пулково-2». Анонсирование его использования может стать хорошим стимулом для новых инвестиций. Одна из идей – создание там центра беспошлинной торговли», – сообщил он.

Общее мнение было повторено не раз: в реализации всех перечисленных проектов немаловажно содействие со стороны администрации. Все девелоперы единодушны в том, что наиболее остро для юга стоит проблема развития транспортной инфраструктуры. По их мнению, перспективы южной агломерации напрямую связаны с появлением здесь станций метро или линий легкорельсового трамвая. По словам Семена Смушкина, не менее важна роль города в координации действий крупных игроков, не только девелоперов, работающих на территории, но и монополистов, в чьих руках находится решение проблем инженерной и транспортной инфраструктуры.

Идею консолидации усилий поддержала в свою очередь заместитель председателя Комитета по экономической политике и стратегическому развитию Санкт-Петербурга Анна Егорова. По ее словам, город готов привлекать к работе над схемами отраслевого развития территорий интересантов, взаимодействовать с пулом инвесторов. В этой связи была высказана идея создания в Петербурге, по аналогии с уже существующими отраслевыми ассоциациями, объединений по территориальному признаку. Первой такой организацией могло бы стать «южное» объединение с участием представителей администрации, бизнеса и общественности. Конкретный план действий по улучшению ситуации на юге Санкт-Петербурга, собственно, и начали разрабатывать на форуме «Гармония многогранности». Для справки: форум был организован правительством Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Советом ректоров вузов Санкт-Петербурга и Институтом дизайна и урбанистики Университета ИТМО. Как ожидают эксперты, форум станет не просто площадкой для объединения рабочих групп по обсуждению насущных вопросов жизни Петербурга, но в первую очередь «рабочим инструментом» изменения городской среды.

Форум – это постоянная работа

 041.jpg
Александр Говорунов, вице-губернатор Санкт-Петербурга и сопредседатель оргкомитета Форума «Гармония многогранности»:

В Северной столице существует проблема внедрения инноваций таким образом, чтобы они не выбивались из общего историко-архитектурного фона города. Поэтому для создания комфортной городской среды необходимо опираться на опыт специалистов. Безусловно, мы рассчитываем, что в ходе совместной работы в рамках Форума могут появиться перспективные модели для развития нашего города, которые будут впоследствии реализованы. Хочу особо отметить, что жители Санкт-Петербурга тоже смогут оценить эти проекты, принять участие в их обсуждении, высказать свои замечания и предложения, поскольку одной из основных задач мы видим активную роль петербуржцев в принятии решений о развитии городских территорий. Я бы подчеркнул также, что Форум пространственного развития задуман не просто как ежегодное мероприятие, рассчитанное на несколько дней –  это будет постоянная работа, которая продолжится и после завершения Форума.

У партнеров

    Реклама