Легпрому шьют свое дело

Тема недели
Москва, 18.05.2015
«Эксперт Северо-Запад» №20-21 (706)
Российская легкая промышленность сегодня производит лишь 25% продаваемой продукции, остальные 75% импортируются. Сейчас в России и на Северо-Западе сложились максимально благоприятные условия для ускоренного развития отрасли, которыми должны воспользоваться как государство, так и сами производители

Павел Лисицын/ РИА Новости

Экономический кризис привел к падению спроса на товары легкой промышленности как со стороны населения, так и в секторе B2B. Следствием стало снижение объемов производства предприятий текстильной и легкой промышленности. По данным Министерства промышленности и торговли РФ, падение производства по итогам работы за первый квартал 2015 года в текстильной подотрасли составило 6,4%, в швейной – 31,7; кожевенной – 6,6; обувной – 19,1% к аналогичному периоду прошлого года. При этом практически удалось стабилизировать производство тканей (100% к аналогичному периоду прошлого года), на 19% увеличить производство ковров, на 35,4 – трикотажных полотен, на 48,4% возросло производство замши. Больше всего от кризиса пострадала швейная подотрасль – по итогам работы за первый квартал падение производства к аналогичному периоду прошлого года по разным видам продукции составило от 10-20% (костюмы, пальто, плащи) до 50-70% (куртки, платья, брюки).

«Отрицательная динамика пока сохраняется в секторах производства, которые напрямую ориентированы на потребительский рынок. В первом квартале ощущалась сильная конкуренция со стороны импорта из стран Юго-Восточной Азии, завезенных в 2014 году по докризисным ценам, – оценивает ситуацию на рынке заместитель Министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. – Но есть и положительный момент – возобновляется инвестиционная активность бизнеса и интерес к реализации проектов по техническому перевооружению и локализации производств на территории России».

Эксперты от бизнеса также видят в кризисе не только угрозы, но и возможности для развития отечественной легкой промышленности. С одной стороны, снижение курса рубля повлияло на себестоимость готовой продукции, при производстве которой используются иностранные материалы и комплектующие. С другой стороны, Россия стала конкурентной по уровню зарплат в швейном сегменте в сравнении со странами Юго-Восточной Азии, где зарплата, начиная с 2006 года, ежегодно растет на 20% и в среднем превышает $650 в месяц. Немаловажную роль здесь играет и близость российских производителей к рынкам сбыта – странам СНГ, Европе, Англии.

«Сегодня ряд иностранных брендов и крупных российских ретейлеров с портфелем собственных брендов, которые раньше размещали заказы на пошив в Китае, Вьетнаме, Бангладеш и других странах, активно изучают российский рынок и ведут переговоры с производителями готовой продукции. Таким образом, снижение курса рубля открывает новые возможности перед российскими предприятиями легпрома», – уверены в компании «БТК групп». Один из крупнейший игроков отрасли в России, петербургское предприятие «БТК групп», специализируется на разработке, производстве и реализации спецодежды и обуви, форменной одежды, включая обмундирование силовых ведомств, униформу медучреждений, рабочей и профессиональной повседневной одежды, а также средств индивидуальной защиты.

Сейчас из-за падения рубля у российского легпрома появилась исключительная возможность для развития контрактного производства, в том числе с крупными мировыми брендами. А в долгосрочной перспективе у России есть огромный потенциал занять серьезную нишу в производстве высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью, такой как, например, технический текстиль и одежные синтетические ткани с большим количеством защитных функций, на которые уже сегодня есть колоссальный спрос. Для производства высокотехнологичных тканей сырьем является нефть и лес, что обеспечивает нас ресурсной базой.

Примером такого проекта является комплекс импортозамещающих производств, который «БТК текстиль» создает в Ростовской области. В апреле 2015 года в режиме пусконаладки здесь запущено производство высокотехнологичного текстиля из синтетических волокон, в создание которого за 1,5 года было инвестировано более 2,5 млрд рублей – это одна из крупнейших инвестиций в легкую промышленность не только в России, но и странах Евросоюза за последние пять лет. Предприятие сможет выпускать до 12 млн погонных метров ткани, что позволит «БТК групп» не только полностью удовлетворить потребности Минобороны РФ в современных материалах для производства обмундирования, но и выйти на другие рынки – например, технического текстиля для автомобиле- и авиастроения, строительства и т.д. Компанией запланировано дальнейшее развитие комплекса. Как говорят представители предприятия, сейчас здесь изучают возможности для создания производств утеплителя, трикотажа, красителей для тканей.

Как сообщили в Минпромторге, многие иностранные производители следуют примеру «БТК групп» и проявляют интерес к созданию своих производств на территории Российской Федерации. Например, такую возможность рассматривает компания YKK (крупнейший в мире разработчик и производитель молний и фурнитуры для одежды). Компания «В.Л. Гор унд Ассошиейтс ГмбХ» (мировой лидер в сфере разработок для профессиональной обуви по технологии GORE-TEX) также выразила заинтересованность в локализации производства высокотехнологичных текстильных композитов GORE-TEX в России.

Работа под заказ

Но таких примеров, как «БТК групп», специализирующихся на выполнении госзаказов, что позволяет им чувствовать себя уверенно и смело инвестировать в развитие, в отечественной легкой промышленности считанное число. Не секрет, что швейная промышленность как отрасль в последние годы находилась в очень серьезном кризисе. А в новых экономических условиях большинство руководителей предприятий в открытую говорят, что им приходится попросту выживать на рынке и перспективы банкротства не кажутся им маловероятными.

Одним из выходов для средних и малых производственных предприятий и компаний модного бизнеса является поиск если и не масштабных государственных заказов, таких как широко обсуждаемый прошлым летом конкурс на пошив костюмов для водителей СПб ГУП «Пассажиравтотранс» на 17 млн рублей, то более-менее крупных заказов на пошив от частных компаний.

«Наш швейный бизнес нельзя назвать очень прибыльным. Деньги зарабатываются на объемах, которые по ряду причин не всегда возможно произвести в России. А те марки, которые мы создаем в рамках Модного дома, не подразумевают большого тиражирования, ведь это лимитированные выпуски. На сегодняшний день именно работа с корпоративными клиентами и обеспечивает гарантированный доход нашего производства. Ведь вкладывая деньги в производство таких заказов, всегда получаешь оплату. В отличие от собственных коллекций, которые нужно произвести и потом продать. А гарантий, что все они успешно продадутся, никто не даст», – говорит петербургский дизайнер-модельер Наталья Солдатова. Модный дом Soldatova Natalia Fashion House существует с 1999 года. Дизайнер ежегодно создает сезонные коллекции под марками BODY BOY, BODY GIRL, SoldatovaNatalia, SOLDANATA и BABY, принимает участвует в различных мероприятиях в рамках недели моды Санкт-Петербурга, Москвы, Милана, стран Балтии, Украины. Помимо работы над собственными коллекциями, Наталья Солдатова является дизайнером униформы и корпоративной одежды компании «МегаФон», сети ресторанов «Две палочки» и других крупных компаний Северо-Запада. «Мы производим партии для корпоративных заказчиков от одной до 500 и более единиц, все зависит от желания и возможностей. Цена тоже зависит от комплектности и качества ткани, но примерная стоимость комплекта для официанта, например, начинается от 1 тыс. рублей», – поясняет Наталья Солдатова.

По мнению модельера, даже на фоне снижения потребительской активности, возможности для роста в легкопроме сохраняются: «Несомненно, спрос уменьшился, но это касается больше эксклюзивных моделей. Что же касается массового сегмента, то здесь наш производитель получил очень хороший шанс на развитие. Но нужно успеть перестроить все свои мощности и быть готовыми к новомодному слову «импортозамещение». Конечно, интерес к отечественным дизайнерам сейчас возрос, но, к сожалению, не потому, что они стали краше и лучше. А лишь потому, что рынок диктует свои правила и витрины не могут быть пустыми, ведь недостаток товара приведет к закрытию торговых точек».

Социально важно

Легкая промышленность обладает очень высокой социальной значимостью не только потому, что вырабатывает различные виды продукции для личного пользования граждан и тем самым формирует один из важнейших компонентов материального благосостояния населения. И даже налоговые поступления в бюджет не являются здесь решающими. Главное, что это отрасль, обеспечивающая высокую занятость населения. Специфика работы такова, что здесь могут найти вакансии не только молодые успешные профессионалы, но и граждане пред- и пенсионного возраста, инвалиды и представители других социально незащищенных слоев населения. Важен и полицентричный принцип создания точек приложения труда, когда размещение производств вне мегаполисов не только позволяет предприятиям сокращать издержки, но одновременно с этим небольшие региональные центры получают новый градообразующий стимул для развития. И подобных социально и стратегически значимых аспектов у отрасли множество.

Безусловно, здесь необходимо копировать и масштабировать положительные примеры компаний, обеспечивающих рабочие места в некрупных региональных центрах, что способствует повышению занятости, развитию местных рынков, межрегиональной кооперации и т.д. Все в той же петербургской «БТК групп» создана разветвленная собственная высокотехнологичная производственная база, включающая предприятия не только в Санкт-Петербурге, но и в Ленинградской области: Всеволожске, Бокситогорске, Подпорожье. В Ростовской (Шахты, Сальск), Брянской (Клинцы), Белгородской областях (Старый Оскол), Ульяновске, Тульской (Киреевск, Дубна) и Курской (Железногорск) областях, а также в Республике Кабардино-Балкария (Терек), Алтайском крае (Барнаул). Подразделения работают в Республике Южная Осетия (Цхинвал) и Республике Беларусь (Брест).

«Модель формирования широкого географического контура появилась не вчера. Мы не приобретаем то, что плохо лежит, а масштабируем, по сути, единую производственную цепочку. Важную роль здесь играет наличие квалифицированного производственного персонала. Благодаря тому что наши производственные предприятия находятся в десяти регионах России, Южной Осетии, Республике Беларусь, мы экономим на логистических издержках при доставке готовой продукции клиентам», – рассуждают в компании.

Решение «БТК» как единственного поставщика вещевого имущества для нужд Вооруженных сил РФ локализовать производства инновационного высокотехнологичного текстиля из синтетических волокон в городе Шахты Ростовской области высоко оценили и в Минпромторге. «В свете глобальных вопросов по импортозамещению, стоящих перед российской промышленностью, это уникальный по своим возможностям комплекс для инвестиционного развития Донского региона. Создание производств легпрома по выпуску высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью (для спортивной и аутдор-одежды, а также технический текстиль для таких отраслей, как автопром, авиация, медицина, строительство, сельское хозяйство), которая составит достойную конкуренцию мировым аналогам на международном рынке, создаст задел развитию всей отрасли и придаст импульс для экономики как отдельно взятого региона, так и всей страны в целом», – считает Виктор Евтухов.

Отрасль требует мер

Экономические условия для начала новой эры российской легкой промышленности действительно сложились благоприятные. Но их надо максимально эффективно использовать, и делать это здесь и сейчас.

«Да, в Китае сейчас стали работать сами на себя, а не на наш рынок. Но минимум половина всех изделий, поступающих на российский рынок, производятся в Белоруссии, Вьетнаме, Монголии, Индии, Бангладеш . У нас есть возможности, есть ниша, но мы опять просто открываем рынок, но теперь уже не для Китая, а для других стран. Нестабильная обстановка в отрасли вынуждает даже российские бренды продолжать отшивать свои коллекции за рубежом. Они боятся вкладываться в производства здесь, так как не знают, что будет завтра. Вопрос, решат ли они все-таки размещать свои коллекции на производствах в России, остается открытым», – говорит директор Союза производителей легкой промышленности Санкт-Петербурга Светлана Молчанова. 

Прежде всего необходимо обеспечить отрасль современной и доступной инфраструктурой. Еще в 2013 году Союз производителей швейных изделий представил в органы федеральной и региональной власти проект создания инновационной зоны «Технопарк легкой промышленности». Планируется, что технопарк будет включать в себя офисный центр, бизнес-парк, бизнес-инкубатор, центр технической компетенции, информационный центр, лабораторный центр, опытно-производственный центр, выставочный центр для проведения презентаций и показов новых коллекций. Якорными резидентами должны стать не только предприятия легкой промышленности Северо-Западного округа, но и НИИ, вузы и колледжи и другие отраслевые учреждения.

Месторасположение будущего технопарка – город Пикалево, Бокситогорского муниципального района Ленинградской области. Площадь парка составит 15 га. Открытие планируется на первый квартал 2017 года, в феврале 2015-го на сайте госзакупок был объявлен конкурс стоимостью 227,8 млн рублей на строительство объекта.

Одним из примеров инфраструктурной поддержки является создаваемый в Северной столице на базе Большого Гостиного Двора «шоу-рум коллекций» петербургских дизайнеров «с целью развития Санкт-Петербурга как российского интеллектуального центра моды и закрепления этого статуса за городом в среднесрочной перспективе». По словам председателя Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Эльгиза Качаева, цель проекта – объединение наиболее талантливых, активных и перспективных дизайнеров и деятелей модной индустрии, поддержка и обеспечение конкурентоспособных позиций малого бизнеса и молодежных инициатив, занятых в отрасли дизайна легкой промышленности. На текущий момент подготовлена концепция создания шоу-рума и 3D- макет выставочного пространства. Сейчас на официальном сайте Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка СПб осуществляется прием заявок на участие в этом проекте, из числа которых и отберут 25 счастливчиков. 

Также для поддержки отрасли необходимо создание доступных для малого и среднего бизнеса отраслевых коворкингов и центров коллективного пользования. Мест, куда начинающие предприниматели могут прийти, получить за небольшую аренду помещение и разместить свое оборудование или за приемлемую плату воспользоваться общей для всех площадкой со стандартным оборудованием. Эти центры будут, с одной стороны, способствовать кооперации молодых предприятий, а с другой – развивать конкуренцию между ними, что в результате поможет постоянно повышать качество продукции и уровень компетенции начинающих дизайнеров и производителей.

По мнению самих производителей, помимо решения инфраструктурных вопросов на пути к импортозамещению и поддержке нашего производителя нужно рассмотреть и попытаться преодолеть три серьезных барьера. Во-первых, предприятия, которые минимум 30-50% одежды изготавливают в России, просят предусмотреть для себя льготы на импорт тканей. Сейчас расценки на ввоз 1 кг готовой одежды, уже сшитой за рубежом, и 1 кг ткани для пошива изделий в России одинаковы. Обнуление пошлин на ввоз тканей для швейной подотрасли может повысить коэффициент выживаемости предприятий, однако в то же время будет способствовать снижению конкурентоспособности отечественных тканей. Эта мера может быть временной, говорят швейники, например на два-три года, с условием поддержки в будущем текстильной отрасли, которая в Санкт-Петербурге и сейчас фактически разрушена.

«На этот запрос нам в Минпромторге отвечают, что при таможне есть единый центр, куда по кодам ТН ВЭД сходится вся информация. Собрать аналитическую справку по каждому коду стоит 100 тыс. рублей, а информация необходима минимум по 17 кодам. Получается, что сами производители должны скинуться и заплатить 1,7 млн рублей таможенному центру, который подготовит аналитическую записку и направит ее в ту же таможню. И потом еще потребуется два-три года, чтобы официально закрепить эти льготы, – сетует Светлана Молчанова. – Для обсуждения столь острого вопроса и оценки развития рисков надо предусмотреть финансовую поддержку из федерального или регионального бюджета, а не требовать у предприятий предоставить эту информацию и оплатить исследования за собственный счет. Так как покупательская способность населения снизилась почти на 40%, то предприятиям тяжело в данных условиях заниматься аналитикой».

Во-вторых, необходимо изменить стандарты по маркировке обуви. Сегодня они распространяются только на отечественного производителя, но не на зарубежную продукцию. И, в-третьих, нужны специальные программы по направлению производства школьной формы. «В конце апреля 2015 года по результатам общего обсуждения и электронного голосования родителей в рамках конкурса «Наша школьная форма», Комитетом по образованию Санкт-Петербурга были утверждены единые требования одежды для школьников. Они должны быть согласованы с производителями школьной одежды Санкт-Петербурга, но комитет поместил информацию на своем сайте самостоятельно. На сегодняшний день мы имеем учебные заведения, заключающие соглашения с производителями, не имеющих производственных площадей в Санкт-Петербурге. Как покупалась одежда для школьников у неизвестных производителей и ненадлежащего качества, так и покупается», – говорит Светлана Молчанова.

Но нельзя говорить, что государство, в том числе федеральный центр, совсем не оказывает поддержку отрасли. В 2014 году из бюджета РФ на легкую промышленность было выделено почти 1,7 млрд рублей, в 2015 году – еще около 1,5 млрд. Предприятия также получают субсидии по кредитам на техническое перевооружение, закупку сырья и создание новых производств. В настоящее время разрабатываются и дополнительные меры поддержки, в том числе распространение на легкую промышленность механизма госгарантий и поддержка проектов в этой сфере из Фонда развития промышленности.

Новые надежды легкопромышленники Санкт-Петербурга связывают и с антикризисным планом городского правительства на 2015-2017 годы. А также с новым Федеральным законом «О промышленной политике в РФ», вступающим в силу с 30 июня 2015 года.

Кроме того, главной темой повестки совещания по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, которое провел 12 мая председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, стали именно меры поддержки легкой промышленности. Встречу предложено считать лишь первой частью работы, обсуждение наиболее острых вопросов будет продолжено в расширенном составе и, возможно, «в поле» – в реалиях одного из конкретных производств.

Российское – значит отличное!

Одна из важных задача для швейников, которая должна быть рассмотрена на государственном уровне, – работа с мнением конечных потребителей, чтобы в обществе стало принято мнение «российское – это стильно и достойного качества». Общеизвестно, что грамотная реклама одежды как раз и создает ее добавленную стоимость. То есть тот материальный и нематериальный капитал, который и нужен для подъема отрасли. Весь маркетинг построен на том, что сила бренда в десятки раз повышает спрос, и особенно в модной индустрии, даже если речь идет о простых базовых моделях одежды.

«Нужно на государственном уровне рассмотреть возможность продвижения отечественных брендов одежды и особое внимание уделить работе с телеканалами и интернет-площадками, – считает Светлана Молчанова. – Необходимо знакомить телезрителей и интернет-пользователей с современными российскими дизайнерами, а также восходящими звездами модной индустрии и их коллекциями, нацеленными преимущественно на массового покупателя». Также, по мнению эксперта, нужно изменить отношение населения к школьной форме отечественного производства, которая у многих до сих пор не ассоциируется ни с качеством, ни с дизайном.

Может быть, запущенный в продолжение темы #КрымНаш патриотический тренд #НосиРоссийское сможет развернуть отечественного покупателя к национальным брендам после десятилетий моды на все американское и западное. И, может быть, тогда российским предприятиям не придется больше регистрировать написанные латиницей торговые марки на территории Италии и Франции, чтобы на тех же русских коробках с туфлями или ярлыках футболок смело писать «Made in Italy» и «Made in France», что сейчас позволяет взвинчивать цену и увеличивать продажи. «Made in Russia» – «Сделано в России» – должно стать престижным.

Санкт-Петербург

Главная проблема – отсутствие «длинных» денег

 010.jpg
Виктор Евтухов, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации:

Минпромторгом России сформирован перечень предприятий, оказывающих существенное влияние на развитие промышленности, которым будут предоставляться субсидии процентных ставок в размере до 70% от ключевой ставки Центробанка по кредитам на пополнение оборотных средств, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.03.2015 № 214. В настоящее время в него вошли 15 предприятий легкой промышленности, рассматриваются заявки еще от 40 предприятий»

Основной проблемой для предприятий легкой промышленности на данный момент остается доступ к «длинным» финансовым ресурсам, необходимым для реализации инвестиционных проектов. Отрасль до настоящего времени не является приоритетной для банковской системы, и решение вопросов по предоставлению кредитов предприятиям легкой промышленности происходит не так оперативно, как хотелось бы, а это приводит к задержке в реализации инвестиционных проектов. Со стороны кредитующих подразделений это объясняется возросшими требованиями к рентабельности, высокими отраслевыми рисками и сложностью текущей ситуации.

Действенным механизмом поддержки реализации инвестиционных проектов и принятия решения банками о предоставлении кредитов является оказание государственной поддержки путем привлечения инструментов Агентства кредитных гарантий, проектного финансирования и Фонда развития промышленности. Минпромторгом разработан и утвержден План по импортозамещению в легкой промышленности (Приказ от 31 марта 2015 года № 647). Для обеспечения импортозамещения в каждом из выбранных направлений предусмотрены инвестиционные проекты, для успешной реализации которых потребуется помощь со стороны государства в виде обеспечения доступности финансовых ресурсов и создания привлекательного инвестиционного климата.

Мы приветствуем любые проекты, реализуемые в сфере легкой промышленности, в том числе и с использованием механизмов создания индустриальных парков, кластерного подхода. Привязка производства к сырьевым ресурсам, научным и профессиональным организациям по подготовке кадров позволяет комплексно подойти к развитию отрасли, сократить затраты по логистике, обеспечить производство специалистами необходимого уровня, своевременно и быстро осуществлять переподготовку кадров, разрабатывать и внедрять инновации, и тем самым повышать конкурентоспособность производимой продукции. В субъектах Северо-Западного региона такие подходы тоже реализуются, мне известно, например, о формировании индустриального парка легкой промышленности в городе Пикалево Ленинградской области.

Нужно менять климат

 012.jpg
Кестутис Саснаускас, генеральный директор ОАО «Мэлон Фэшн Груп»:

На будущее мы, конечно, рассматриваем для себя возможные варианты производства в странах, расчеты с которыми возможны в рублях. И были бы только рады перенести свое производство или большую его часть в Россию. Это позволило бы нам сократить сроки поставки товаров в магазины, упростить логистическую цепочку, избежать валютных рисков.

У нас был опыт содержания собственного швейного производства: «Мэлон Фэшн Груп» образована на базе швейной фабрики «Первомайская заря» (с 1991 г. – ЗАО «Первомайская заря»). Но мы приняли стратегическое решение его закрыть, так как оно рентабельно лишь в случае развития как отдельного направления бизнеса. Мы решили сконцентрироваться на розничной торговле, и сегодня «Мэлон Фэшн Груп» развивается именно в этом направлении. Однако мы бережно храним то историческое наследие, которое досталось нам от «Первомайской зари». Наш центральный офис сегодня располагается в здании, где раньше находилась фабрика.

На данный момент очень тяжело найти отечественные фабрики, которые могли бы обеспечить необходимые объемы производства, требуемый высокий уровень качества изделий, высокотехнологичные производственные решения.

Безусловно, закупочные цены изделий, произведенных на фабрике в Китае или любой другой стране Южной Азии, действительно выросли. Но не на 80-85%, как утверждают некоторые эксперты. Но даже в таких условиях производство за рубежом, к сожалению, по-прежнему намного более экономически выгодно, нежели в России.

Что касается необходимых мер господдержки, то я считаю, что государство должно, в первую очередь, сформировать привлекательный инвестиционный климат страны в целом и отечественного легпрома в частности. Это создаст благоприятные условия для привлечения в отрасль долгосрочных инвестиций. Только в таких условиях легкая промышленность сможет развиваться, совершенствовать свой технологический и производственный потенциал. Все остальные вопросы может и должен решать рынок.

Статистика легкой промышленности по Санкт-Петербургу

По результатам января – августа 2014 года объем отгруженной продукции в легкой промышленности составил 21,5 млрд рублей (1,4% от общего объема по промышленности Санкт-Петербурга). По сравнению с январем – августом 2013 года в 2,6 раза возросли объемы отгруженной продукции в текстильном и швейном производстве. В легкой промышленности работают более 13 тыс. человек (3,8% от занятых в промышленности города), из них в текстильном и швейном производстве заняты 10,7 тыс. человек, производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви – 2,6 тыс. человек. В Санкт-Петербурге сосредоточено боле 7% предприятий текстильной промышленности Российской Федерации, что соответствует более 1,4 тыс. предприятий (включая индивидуальных предпринимателей). По оценке Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, объем налоговых поступлений от предприятий легкой промышленности в бюджет города за первое полугодие 2014 года составил 619,1 млн рублей (1,9% от общего объема платежей промышленных предприятий).

Структура легкой промышленности в России
Инвестиции в основной капитал и инвестиции в машины, оборудование предприятий текстильного производства, Россия, 2002–2012 годы
Валовая рентабельность и рентабельность продаж крупных и средних предприятий текстильного производства, Россия, 2002–2012 годы

У партнеров

    Реклама