Пышные формы легкой промышленности

Русский бизнес
Москва, 18.05.2015
«Эксперт Северо-Запад» №20-21 (706)
Татьяна Удачина: «Мы отстаем от Европы по качеству потребления, но времена могут измениться»

ФОТО: АРХИВ «ЭКСПЕРТ С-З»

Генеральный директор предприятия «Трибуна» (производство корсетных изделий) рассказала в интервью изданию «Эксперт Северо-Запад» о проблемах отрасли, о том, как государство меняет свою политику в отношении легкой промышленности, а также о том, можно ли заработать миллиард на бюстгальтерах и купальниках.

 018.jpg ФОТО: tribuna.com.ru
ФОТО: tribuna.com.ru

– Смогут ли в обозримом будущем корсетные изделия российского производства конкурировать  с импортными? Казалось бы, это тот самый случай, когда своя продукция «ближе к телу»?

– На нашем рынке есть серьезнейшая проблема: западные производители корсетных изделий предпочитают изготавливать белье стандартных размеров, то, которое требует сегодня массовый спрос. А ведь у российской женщины могут быть «сложные размеры»: скажем, большая полнота груди при маленьком подгрудном объеме, и, как правило, ей очень сложно подобрать что-то по фигуре. При этом зарубежное белье из хороших качественных материалов в любом случае стоит достаточно дорого, а если это какая-то дешевая китайская подделка, то оно, конечно, абсолютно нефункционально. Мы сегодня работаем в среднем ценовом сегменте при очень высоком качестве и отличаемся этим. Однако у нас есть белье, которое считается «социальной программой» – это хлопковое белье для пожилых женщин. Есть изделия, которые отвечают всем последним требованиям – для их изготовления используются новейшие технологии, чашки из монофила, они, конечно, стоят подороже. Есть базовые коллекции. В целом же в этом бизнесе самые большие затраты – на сырье и труд плюс какие-то наши общехозяйственные расходы, которые требуются для содержания любого промышленного производства. Основная статья расходов – это сырье. В России на сегодняшний день ничего не производится для того, чтобы можно было скомплектовать белье. Нам поставляют ткани из Латвии, Германии, Франции, Италии, Испании, в основном это эластичные полотна, вышивка, бретели, крючки, каркасы… Практически все составляющие в этой ценовой категории завозятся из-за рубежа.

– Поддерживает ли государство своих производителей?

– Есть говорить честно, то до этого года меры государственной поддержки предприятий легкой промышленности были минимальны. Зачастую предприятия, не относящиеся к малому и среднему бизнесу, не могли воспользоваться ими. Например, мы не можем получить налоговые льготы по страховым взносам как предприятия малого бизнеса, что конечно, отражается на конкурентоспособности нашего продукта на рынке. Бюджета, выделяемых субсидий, к сожалению, тоже не хватало на всех. Мы принимаем активное участие в выставках, ярмарках и тратим миллионы, чтобы рассказать о выпускаемом продукте и найти новых потребителей, но, подавая на компенсацию понесенных затрат, не всегда можем рассчитывать на помощь государства. 

Однако в 2015 году в июле вступает в силу закон «О промышленной политике в Российской Федерации». Мы надеемся, что это увеличит возможности для нашего развития. Получив некоторые гарантии, мы сможем увеличить выпуск готовой продукции, а следовательно, и количество рабочих мест.

– Но реально ли это – наращивать производство в условиях кризиса?

– Я думаю, что мы можем себе это позволить. Последние лет восемь мы ежегодно увеличиваем производство на 10-15%, реально подстраиваясь под рынок, и у нас есть очень хорошие партнеры, которые закупают наше белье и делают заказы. Оценивая их сегодняшнее поведение, мы предполагаем, что имеем возможность увеличить свое производство на 25%. Наши основные конкуренты – производители из Белоруссии и Латвии, поставщики белья для российского рынка – «Милавица», «Росма», «Лаума», «Орихидея», а также немецкая компания «Триумф», которая представлена в большом количестве на розничном рынке. Да, почти 90% бельевого рынка занимает импортный производитель, и только 10% – российский. Мы в этих 10%, по данным статистических обзоров, имеем порядка 21, намереваясь увеличить процент в будущем.

– С какими трудностями вы сталкиваетесь в процессе производства?

– Мы недавно проводили акцию в Гостином Дворе. Собрали желающих приобрести наше нижнее белье, померить, подобрать себе. После того как женщины выбрали белье, мы их сфотографировали, и одна дама заметила, что комфортное и качественное белье – это как высшее образование: его не видно, но оно поднимает самооценку! Хотя нужно учитывать нюансы производства белья для женщин с нестандартными размерами. В большой полноте все должно быть четко конструкторски выверено, хотя бы потому, что не всякое полотно может выдержать большой размер. Здесь нужен колоссальный опыт и очень хороший подбор специалистов.

 019_2.jpg Фото: Архив «Эксперт С-З»
Фото: Архив «Эксперт С-З»

– Хватает ли на рынке квалифицированных кадров?

– На сегодняшний день я довольна своей командой. У меня работают молодые перспективные сотрудники, у которых есть понимание, что такое бельевой бизнес, и есть все возможности для того, чтобы серьезно продвигать нашу торговую марку. Есть проблемы с кадрами, связанными со специальностями инженера-технолога, инженера-механика, да с той же специальностью швеи. На сегодняшний день у нас в государстве институт среднего специального образования практически умер. Если раньше девушка заканчивала школу и могла обучиться этой профессии в любом ПТУ, то сейчас такой возможности нет. Обычно к нам на работу приходит совершенно неготовый специалист, которого мы вынуждены обучать самостоятельно. Профильных вузов для бельевого бизнеса практически нет. Есть Университет технологии и дизайна, где могут выпустить дизайнера, но обычно это дизайнер верхней одежды или просто одежды. Как правило, мы выращиваем свои кадры внутри предприятия.

– Три года назад ваша команда сменилась – удалось ли уже почувствовать эффект от этих изменений?

– Команда не столько сменилась, сколько омолодилась. Я взяла к себе на работу людей молодых, амбициозных, толковых, грамотных, которые настолько быстро, за короткое время прониклись тем продуктом, который мы создаем, что хорошие результаты видны уже сейчас. Я поняла, что работать с молодыми людьми очень интересно. Мои «старые кадры» в плане маркетингового продвижения сегодня обучает молодая команда. Когда на технологически грамотные профессиональные кадры наслаивается молодая, амбициозная, энергичная команда, это дает хороший результат. Сегодня с командой работать интересно. Так, нас радуют их знания в области продвижения в социальных сетях и интернет-пространстве.

– К 2016 году вы планируете расширить вашу франчайзинговую сеть до 30-40 магазинов. Какие у вас требования к предпринимателям, которые хотят приобрести франшизу?

– В данном случае мы говорим о развитии мест продаж бельевого ассортимента в виде «корнера». Нас интересуют опытные предприниматели, которые знают, как наш бренд развивается в розничных магазинах. Они понимают, что мы хотим донести до конечного покупателя, и реально оценивают свои силы. Мы могли бы им всячески помочь. Оптовым покупателям достаточно быть лояльными к бренду.

– Ваше производство полностью расположено России, в частности, в Великих Луках, Новой Ладоге, Волхове... В чем плюсы такой «диверсификации» производства?

– В регионах больше возможностей находить и обучать персонал. Все же в Санкт-Петербурге у человека есть больший выбор: куда пойти, чем заниматься. А в небольших городах мы еще можем найти надежные рабочие руки. Что касается удаленности производства, то для нас это относительное понятие. Мы постоянно и оперативно контролируем процесс производства в регионах. Конечно, логистика отнимает достаточно много ресурсов, но затраты окупаются.

– Какие самые скорые изменения рынка вы предвидите?

– Я думаю, что 2015 год будет для рынка нижнего белья очень сложным – хотя бы по причине колебания курса валют. Скажем, на сегодняшний день наши оптовые покупатели боятся вкладывать деньги в импортное белье, потому что не знают, какая будет конечная цена. Я думаю, что основной период спада в 2015 году придется на сентябрь-октябрь, по крайней мере, мы так прогнозируем. У нас первый квартал заканчивается тем, что клиент начинает разбираться в сложившейся экономической ситуации и понимать, как ему выстраивать свою стратегию продаж дальше. Мы стараемся всячески ему в этом вопросе помочь, на фоне того что сегодня многие импортные игроки могут уйти с рынка, мы имеем потенциальную возможность их место занять и взять свои 25% рынка. Рынок начнет терять игроков из-за ценовой политики. Импортные производители декларируют свои цены в евро или в долларах, тогда как мы ценообразование пытаемся сделать относительно стабильным и не всегда привязываем его к колебаниям курса валют. У наших клиентов появится возможность выбирать белье в условных единицах или знать, что можно позволить себе купить его в рублях.

– Можно ли заработать миллиард на нижнем белье в нашей стране?

– Я никогда не занималась подсчетом, но знаю, что, например, в Европе и даже в Америке крупные производители белья – достаточно богатые люди. Исчисляется ли их доход миллиардами, мне неизвестно. Думаю, если сделать это самоцелью, все реально, но на этом рынке непростое производство, тем более у нас. В России бельевые магазины появились только в 70-х годах, и то не везде с возможностью примерок. Различается и покупательский спрос: у нас женщина может позволить себе купить максимум два комплекта в год, тогда как в Европе четыре и даже шесть. Вспоминаю, как в 80-х я в первый раз посетила Германию и пришла в шок от того, что бывает такое красивое женское белье. На советском рынке ничего подобного не было. Конечно, мы отстаем от Европы по качеству потребления белья, да и по умению правильно его подобрать. Это положение не изменится мгновенно. Однако времена меняются, запросы растут, и у предприятий появляются новые возможности – в том числе и в нашей отрасли.

Для справки

Фабрика «Трибуна» возникла на базе артели «Фондариз» 19 декабря 1933 года в Ленинграде и вошла в систему промысловой кооперации. В связи со строительством и вводом в действие новой швейной фабрики «Волховчанка» в городе Волхове с 1 января 1943 года фабрика «Трибуна» была переименована в Ленинградское производственное швейное объединение «Трибуна», с 1998-го – ЗАО «Трибуна». До сих пор производство компании базируется в Волхове, Санкт-Петербурге, а также в Великих Луках.

У партнеров

    Реклама