Баварские фрукты за русский счет

Русский бизнес
Москва, 06.07.2015
«Эксперт Северо-Запад» №28 (710)
Предприниматели из Санкт-Петербурга, купившие еще до кризиса завод в Германии, в новых экономических условиях ищут пути для расширения своего присутствия на западных рынках и рассматривают возможности экспорта своей продукции в Россию

Задолго до того как между Россией и европейскими странами начался «любезный» обмен санкциями, российские предприниматели решили реанимировать обанкротившийся завод по производству соков Rottaler Fruchtsaft в Баварии. В итоге санкционные ограничения ударили по своим же – планы по сбыту немецких соков в Россию оказались под угрозой. Однако настрой бизнесменов остается оптимистичным, в конце концов, санкции не вечны. Пока политики договариваются, у бизнесменов есть время укрепить позиции на европейском рынке и договориться с российскими ретейлерами. Пример проекта российского бизнеса в Германии ясно демонстрирует, какие меры необходимы России для повышения конкурентоспособности в борьбе за частный капитал с западными рынками. Новые собственники Rottaler не видят в нынешних санкциях большой угрозы для их бизнеса, геополитическая обстановка очень быстро меняется, да и потепление в отношениях Россия-Евро налицо. «Сейчас, например, Россия  рассматривает возможность отмены продовольственного эмбарго для Греции и Венгрии. 

В Россельхознадзор, Роспотребнадзор и другие структуры уже писали предприниматели из Германии, Польши и даже мэр Риги. Если это потребуется, мы так- же готовы делать официальные запро- сы на разрешение поставок продукции Rottaler в Россию. Вполне вероятно, что через пять-семь месяцев (к началу 2016 года) наша продукция все же появится на прилавках российских магазинов. Пока же мы ведем переговоры с сетя- ми и видим наше преимущество – у нас очень хорошая себестоимость и про- дукт (сок прямого отжима), который в российские магазины поставляют разве что «Сады Придонья», – поясняют пред- ставители компании. По оценкам команды российских предпринимателей, даже с учетом фак- тора нестабильности международной обстановки, вести бизнес в Германии оказалось приятнее и проще. Инвесто- ры Rottaler отмечают поддержку пра- вительства и местных жителей, да и ответственность и исполнительность немецких работников не могла не про- извести на бизнесменов впечатление.

Спасение соков Баварии

Предприятие, которое приобрели рос- сияне – завод по производству соков Rottaler Fruchtsaft, было основано в 1950 году в Ротталмюнстере (150 км от Мюнхена) объединением местных фермеров, которые искали новые воз- можности для поднятия цен на выра- щиваемые ими яблоки. Завод активно развивался, входил в первую десятку крупнейших производителей соков- напитков Германии. Однако по мере роста объема прибыль не увеличилась. Выбрав неправильную стратегию про- даж (сконцентрировавшись на работе с дискаунтерами Lidl и Aldi), предприя- тие потеряло важных клиентов. После нескольких лет роста себестоимости продукции завод понес убытки в раз- мере 7 млн евро. Известие о банкрот- стве Rottaler Fruchtsaft в конце 2012 года вызвало общественный резонанс в Германии – несколько сотен людей оказались без работы. Завод стоял при- мерно год, после чего банк выставил его на торги. В этот момент в игру включи- лись российские бизнесмены: Ярослав Горовиц (русско-немецкая компания Jargo GMBH, брокер недвижимости), владелец ГК «Невские сыры» Альберт Суфияров и Александр Сафонов, вла- деющий в России компанией «Петрома- стер», занимающейся продажей грузо- вых и легковых шин и дисков. В январе 2015 года команду предпринимателей дополнил опытный управляющий Евге- ний Ивкин. С этого момента начались восстановительные работы.

Производственные мощности Rottaler Fruchtsaft находились в хоро- шем состоянии, поэтому в реструктури- зацию новые владельцы инвестировали всего 4 млн евро. Деньги ушли на вос- становление четырех линий, покупку оборудования и автоматизацию про- изводственного процесса. На эти же средства было запущено новое направ- ление по выпуску стекла Krones. «Наша бизнес-модель кардинально отличается от старой – никакого сотрудничества с дискаунтерами, – поясняет антикри- зисный управляющий завода Евгений Ивкин. – Мы работаем по принципу Lean and Effective и строго следим за всеми расходами». Эта модель помогает оптимизировать расходы на содержа- ние персонала. Если раньше на Rottaler Fruchtsaft работали 180 человек, сейчас – всего десять. Сегодня завод произво- дит десять видов соков, концентратов и напитков. Продукция реализуется в METRO AG (бренд METRO Cash & Carry) и ряде гостиничных сетей. С учетом того что завод начал от- гружать продукцию только шесть ме- сяцев назад, объемы производства пока небольшие. Производство занимает 5 тыс. кв. м на 2 га, проектная мощность завода составляет до 300 млн литров в год. По результатам первых четырех месяцев работы продажи продукции завода составили около 2 млн евро. Планируется выйти на 5 млн евро в ближайший год, в 2016-м – на 10 млн. Данные цифры – без учета выхода про- дукции на российский рынок, что, по оценкам экспертов, может удвоить го- довой оборот Rottaler и принести около 20 млн евро.

Возрождая традиции

Бизнесмены решили сохранить общую концепцию бренда Rottaler с привне- сением инноваций. Так, у Rottaler был очень традиционный немецкий дизайн, который не менялся почти десятиле- тиями. Как отмечает антикризисный управляющий, назначенный акционе- рами генеральным  директором ком- пании Rottaler, Евгений Ивкин, немцы довольно консервативные люди и чтят традиции, однако было решено обно- вить дизайн, чтобы охватить почти все возрастные аудитории. «Думаем, мы не прогадали»,  – считает директор. Российским бизнесменам удалось выйти на прежних поставщиков сырья для завода, а также восстановить дого- вор на поставку с крупнейшим оптовым ритейлером METRO Cash&Carry. «Сей- час мы активно растем и подписали договоры со многими сетями и клиен- тами, включая сети гостиниц. Возмож- но, по мере роста будем рассматривать привлечение инвесторов. Наши объе- мообразующие целевые клиенты – это такие сети, как METRO, Edeka и Rewe, Globus. Сегмент B2B и HORECA в Гер- мании большой, и мы его очень активно развиваем. Пусть наш путь дольше обычного, но он будет прибыльный. И, конечно, основное отличие в том, мы не планируем делать продукцию, как у всех», – поясняет Евгений Ивкин.

 023.jpg Фото: Архив «Эксперт С-З»
Фото: Архив «Эксперт С-З»

Сейчас Rottaler производит поряд- ка десяти видов соков и холодный чай. В ближайших планах компании – за- пуск пяти новых вкусов сока, увели- чение объемов заказов по продукции в стекле. Как поясняют владельцы, на заводе очень большие производствен- ные мощности, и было бы неразумно их не загрузить. «К примеру, только одна полностью автоматизированная линия Krones способна выдавать 28 тыс. литров в час. На заводе пять линий про- изводительностью от 5 до 28 тыс. ли- тров в час», – поясняет Евгений Ивкин. Основной акцент планируется сделать на необычных инновационных вкусах и напитках, привезенных со всего мира.

Без оглядки на санкции

Применительно к планам мировой экспансии соков Rottaler, владельцы находятся в процессе переговоров с американскими сетями и одной круп- ной сетью в Англии: «Мы планируем выйти на российский рынок, сейчас прорабатываем этот вопрос, обсуждаем с потенциальными дистрибуторами и сетями. Выход будет на Москву и Санкт- Петербург. Это будет основной акцент». Есть все шансы, что соки Rottaler по- явятся на полках российских магазинов уже через пять-семь месяцев. Как добавляют владельцы, вне зависимо- сти от геополитики и действия санк- ций. «Единственная сложность здесь – это коррупция, дикие ретро-бонусы и маркетинговые платежи сетей в самой разной форме. У нас низкая себестои- мость даже по российским меркам и отличный продукт из Баварии. Мы мо- жем отпускать сок с завода примерно по 30 рублей за литр, при этом такой сок стоит 100 рублей на полке. Логистика до Москвы всего 5 рублей на 1 литр. С точки зрения логики все 100% – шанс на успех. С точки зрения российской действительности – посмотрим», – ком- ментируют представители компании.

Добро пожаловать

Инициатива восстановления завода вызвала большой резонанс в Баварии. «Правительство Баварии реально за- ботится о восстановлении промыш- ленности, поддержании и создании рабочих мест, и мы получаем полную поддержку с их стороны. Выяснилось, что за восстановление завода нам по- лагается около 250 тыс. евро от прави- тельства Баварии. Комическая ситуа- ция была, когда чиновник, отвечающий за выдачу грантов на восстановление промышленности, на полном серьезе нам заявил, что мы долго предостав- ляем документы и что о нем могут под- умать плохо как о человеке, который задерживает выдачу грантов. Когда ты понимаешь, что он серьезно это гово- рит и реально ратует за дело, то не- вольно начинаешь думать, когда же у нас в России подобная сознательность дойдет до чиновников», – рассказывает Евгений Ивкин. В первое время бавар- цы относились настороженно к ново- сти о новых владельцах завода Rottaler из России, но, когда узнали, что рус- ские предприниматели действительно восстанавливают промышленность Германии, изменили свое мнение и отнеслись очень доброжелательно. «Большим плюсом для нас является желание местного сообщества помочь возродить баварские традиции и вос- становить предприятие. Например, мэр города может легко просто зайти в гости и поинтересоваться тем, как у нас идут дела и чем он мог бы помочь. Сначала улыбаешься, но когда пони- маешь, что это не сказка, то начина- ешь уважать и ценить такую взаимо- помощь», – продолжает Евгений Ивкин.

Что русскому хорошо – немцу риск

Евгений Ивкин, генеральный директор Rottaler: – Менталитет немецкого персонала стал большим сюрпризом для нас. Низкая скорость принятия решений отлично сочетается с организованно- стью и системностью в работе. Однако менталитет немцев, особенно ба- варцев, в их крайне благополучном крае с нулевой безработицей совершен- но не подразумевает никакого предпринимательского риска. Слова о восстановлении завода, бренда и начале активных продаж, включающих комиссию с продаж, для них как для русского человека слова о выплате зарплаты через год. Когда мы обсуждали с потенциальным кандидатом на позицию директора по продажам размер его переменной части, и после долгих переговоров он озвучил, что готов пойти на серьезный риск, который заключается в том, что он согласен на уменьшение зарплаты с 90 тыс. евро в год до 85 тыс. евро, при этом чтобы его переменная часть была как мини- мум равна двум годовым зарплатам, ты понимаешь, что озвучить ему пред- ложение поработать на комиссии просто невозможно. Есть и забавные си- туации. Например, сотрудник может попросить поработать из дома, потому что вечером игра его любимой футбольной команды «Бавария» (Мюнхен). Или его жене надо с собачкой идти на конкурс, и ему надо ее поддержать там. Хочется спросить: «Слушай, инопланетянин, ты с какой планеты? Кого поддержать – собачку или жену?» Но в итоге просто улыбаешься и говоришь: «Собачка так собачка». Любой баварец намного более структурирован и обладает более системным мышлением, чем русский. Если говорить о воз- можности использования опыта баварского проекта на русской земле, сделать этого не получится. Оборудование привезти можно, а менталитет нет. Его не привезешь и не закажешь. Научить русских рабочих думать системно, педантично и до безумства ответственно невозможно. Немец (баварец точно) спать никогда не ляжет, пока не будет уверен в том, что у него все на рабочем месте надежно и спокойно.

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№28 (710) 6 июля 2015
Центр кластерной сборки
Содержание:
Инновационно-производственная эволюция

Число территориальных кластеров, появляющихся в рамках петербургской агломерации, растет, однако для того чтобы стать реальными точками роста региональной экономики и создавать вокруг себя территории опережающего развития, их структура и экономическое содержание должны измениться

Реклама